Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:20, курсовая работа
Тема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна потому, что, множество негативных и деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее) среди молодежи имеют свои истоки в раннем детстве. Следовательно, актуальность проведенного нами исследования состояния проявления коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР достаточно очевидна.
Цель исследования – изучить особенности состояния проявления коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР.
Введение…………………………………………………………………3-4
Глава I. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………………..5-16
1.1 Характеристика коммуникативной компетентности……………………5-9
1.2 Особенности состояния проявления коммуникативной компетентности детей с нормативным развитием речи……………………………….……..9-13
1.3 Особенности состояния проявления коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи…………………………………...13-16
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..16
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей состояния проявления коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи ………………………………………………….…….17-23
2.1Диагностические методики и организация проведения эксперимента…………………………………………….……17-19
2.2Анализ результатов исследования……………………………………19-23
Выводы по 2 главе……………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………….24-25
Список литературы…………………………………………….……26-27
Приложение…………………………………………………….……..28-37
Приложение №1
«Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И.А., Холмогорова В.М.)
Цель: выявить уровень
Методика диагностики: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения.
Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать: параметры общения со сверстниками; шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.
Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:
- Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).
- Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).
- Чувствительность (активность) - стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.
- Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).
- Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них). Показателями данного параметра являются: экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников); активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).
Для определения уровня развития общения со сверстниками используются следующие шкалы оценки параметров общения со сверстниками:
Интерес к сверстнику:
0 баллов - ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;
1 балл - ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;
2 балла - ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);
3 балла - ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.
Инициативность:
0 баллов - ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;
1 балл - ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);
2 балла - ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;
3 балла - ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.
Чувствительность:
0 баллов - ребенок не отвечает на инициативу сверстника;
1 балл - ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;
2 балла - ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;
3 балла - ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.
Просоциальные действия:
0 баллов - ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;
1 балл - ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;
2 балла - ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;
3 балла - ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов.
Средства общения:
Экспрессивно-мимические
0 баллов - ребенок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;
1 балл - ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;
2 балла - ребенок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя очень раскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются), мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.
Активная речь
0 баллов - ребенок не произносит слов, не «лепечет», не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого);
1 балл - лепет;
2 балла - автономная речь;
3 балла - отдельные слова;
4 балла - фразы.
Результаты диагностических
Для оценки степени развития общения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла), средний (2 балла) и высокий (1 балл).
Низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Если выраженность разных показателей существенно различается. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия.
Приложение №2
«Каков ребенок во взаимоотношениях
с окружающими людьми?»(Коммуникативно-
1. Добрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
2. Внимательный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
3. Правдивый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
4. Вежливый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
5. Общительный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
6. Щедрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
7. Отзывчивый ли ваш ребенок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
8. Справедливый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
10. Ответственный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Оценка результатов.
За каждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.
В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествам личности. В том случае, если ребенка оценивали при помощи данного опросника несколько человек, берется их средняя оценка. К примеру, если со стороны двух воспитателей ребенок получил следующие оценки: 0,5 и 0,5, а со стороны родителя, принимавшего участие в его оценке, - 1,0 балла, то средняя будет приблизительно равна 0,7 балла.
Выводы об уровне развития
0 баллов - очень высокий.
9 баллов - высокий.
7 баллов - средний.
3 балла - низкий.
1балл - очень низкий.
Приложение №3
Протокол регистрации параметров общения со сверстником
Имя, фамилия ребёнка _______________ Возраст ___________________
Ситуации: Параметры общения:
Интерес
«Непосредственное общение» 0 1 2 3
«Общение с участием взрослого» 0 1 2 3
«Совместная деятельность с предметами» 0 1 2 3
«Один предмет на двоих» 0 1 2 3
Инициативность
«Непосредственное общение» 0 1 2 3
«Общение с участием взрослого» 0 1 2 3
«Совместная деятельность с предметами» 0 1 2 3
«Один предмет на двоих» 0 1 2 3
Чувствительность
«Непосредственное общение» 0 1 2 3
«Общение с участием взрослого» 0 1 2 3
«Совместная деятельность с предметами» 0 1 2 3
«Один предмет на двоих» 0 1 2 3
Просоциальные действия
«Непосредственное общение» не фиксируется
«Общение с участием взрослого» не фиксируется
«Совместная деятельность с предметами» 0 1 2 3
«Один предмет на двоих» 0 1 2 3
Средства общения:
экспрессивно-мимические
«Непосредственное общение» 0 1 2
«Общение с участием взрослого» 0 1 2
«Совместная деятельность с предметами» 0 1 2
«Один предмет на двоих» 0 1 2
активная речь
«Непосредственное общение» 0 1 2 3 4
«Общение с участием взрослого» 0 1 2 3 4
«Совместная деятельность с предметами» 0 1 2 3 4
«Один предмет на двоих» 0 1 2 3 4
Информация о работе Состояние проявления коммуникативной компетентноти детей с ОНР