Современная система средств обучения школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Правильно организованная проверка знаний и умений затрагивает чувственную сферу учащихся, способствует развитию у них интереса к предмету, а главное - способствует развитию у школьников самооценки, побуждая желание успешно учиться.
Контроль за усвоением основных знаний и умений учащихся служит ориентиром для родителей, информируя об учебе их детей, а также для учителя, показывая достижения и недочеты его преподавания. Таким образом, проверка знаний и умений учащихся выполняет обучающую, воспитывающую, развивающую, мотивационную и контролирующую функции и этим самым служит общей цели и задачам обучения.

Файлы: 1 файл

курсовая по методике оригинал.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.

Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся. Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. В традиционных методах оценки используется четырехбалльная шкалой («отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Результаты тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены в дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается высокая точность измерений учебных достижений.

Поскольку рейтинг – шкала достижений, то должен быть стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения.

Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.

В практике тестов достижений практические задания пока не нашли значительного применения. Причин тому достаточно много: сложность группового проведения, слабая стандартизованность, значительные материальные затраты, наличие длительного подготовительного этапа к каждому тестированию. Однако есть у таких тестов неоспоримые преимущества, которые заключаются в большом объеме информации, который можно получить, возможность наблюдения и фиксации процесса работы и, наконец, что может быть наиболее для педагогов ценное – возможность использования такого тестирования для обучения, что для большинства остальных тестовых заданий весьма проблематично.

Первым недостатком таких тестов является невозможность наблюдать и оценивать более одного тестируемого в одно и тоже время. Также как невозможно общаться с экзаменуемым и одновременно оценивать его. Следовательно, выполнение этого типа тестов требует много времени при высокой интенсивности труда. Второй недостаток – это то, что подготовка инструкций для оценивания таких тестов занимает много времени. Однако без этих инструкций, экзамены не будут иметь взаимосвязи друг с другом, и может возникнуть проблема последовательности внутри самого экзамена.

Не смотря на трудность проведения практических тестов, их можно применить в специально оборудованном кабинете, где все необходимое под рукой. Поэтому практические тесты – очень важны в использовании выявления знаний, для педагогов важно убедиться в том, что учащийся в действительности освоил учебный материал и сможет в дальнейшем применить знания в более глубоком использовании. И практическое тестирование было включено в разработку средств оценивания. Для того, чтобы составить хоть одно тестовое задание, необходимо обследовать правила составления тестовых заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Рейтинговая система  оценки знаний, умений учащихся.

 

Рейтинг учащихся - метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенныйпериод обучения.

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:

1) рейтинг по дисциплине, учитывающий  текущую работу учащегося и  его результаты на экзамене;

2) совокупный рейтинг, отражающий успеваемость учащегося по всем предметам, изучаемым в данном семестре;

3) заключительный рейтинг за  цикл родственных дисциплин, изучаемых  в течение определенного периода;

4) интегральный рейтинг за определенный  период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения.

Цель рейтингового обучения состоит в том,чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

1) весь курс обучения по предмету  разбивается на тематические  разделы, контроль по которым  обязателен.

2) по окончании обучения по  каждому разделу проводится достаточно  полный контроль знаний учащийся  с оценкой в баллах.

3) в конце обучения определяется  сумма набранных за весь период  баллов и выставляется общая  отметка. Учащиеся, имеющие итоговую  сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены  от зачетов (экзаменов).

На стадии подготовки к введению рейтинговой системы учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель – Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний иумений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Большую роль при работе по технологии индивидуального обучения играет учет. Из вышеизложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащийся выбирают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких оргвыводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдавший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особенностей он может сдавать зачет целиком или по частям.

Важное значение приобретает система контрольных работ, если учащийся выполнил контрольную работу, то переходит к изучению следующей темы, если нет, ему предстоит выполнение индивидуальных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или частично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

Учащиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и повторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.

  • Определение максимальной рейтинговой отметки

  • Если контроль знаний и умений непрерывный, томаксимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле:

    Rmах =(N/2) ·5,

    где N - количество часов, выделяемых на изучение данного предмета.  5- максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так, например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов - 90.

    Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам).

  • Контрольные точки

  • Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся.

    Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него (в качестве примера):

    · реферат (10);

    · составление библиографии и аннотаций - 5 источников информации по теме (3);

    · кодирование текста учебника, статьи, журнала (3);

    · конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3);

    · подготовка дополнительного материала по теме (5).

    · выполнение практической работы по теме (3).

    · решение проблемных задач по теме (5).

    · устный ответ - монолог (5).

    · контрольная работа по содержанию темы (10).

    · участие в конференции: подготовка доклада, рецензирование или отзыв творческой работы участника конференции, участие в дискуссии (10).

    · дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформление средств наглядности и др. (5).

    · штрафные баллы: отклонение от графика и несвоевременная сдача работы - минус 20 баллов, отказ от устного ответа - минус 5 баллов

    Расчет учебной успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности учащихся, включая самостоятельную работу.

    Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность учащимся сопоставлять результаты своей учебы с результатами одноклассников.

    При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

    Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

    · домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),

    · информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),

    · участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,

    · дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),

    · пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

    Для каждого из оценочного критерия разработана шкала оценивания в Ре (рейтинговые единицы). Таким образом, мы получаем возможность оценить все стороны учебно-воспитательного процесса.

    Итак, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу, как учащихся, так и преподавателей.

    Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:

    · снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;

    · обучение становится личностно-ориентированным;

    · рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.3.Единый Государственный Экзамен



    Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях школах и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и ссузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ (в быту нередко называемые сертификатами), где указаны полученные баллы по предметам. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике.

    Задания ЕГЭ именуются контрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений.

    Задания по большинству предметов делятся на три части (блока): A, B, C.

    Информация о работе Современная система средств обучения школьников