Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:51, курсовая работа
Правильно организованная проверка знаний и умений затрагивает чувственную сферу учащихся, способствует развитию у них интереса к предмету, а главное - способствует развитию у школьников самооценки, побуждая желание успешно учиться.
Контроль за усвоением основных знаний и умений учащихся служит ориентиром для родителей, информируя об учебе их детей, а также для учителя, показывая достижения и недочеты его преподавания. Таким образом, проверка знаний и умений учащихся выполняет обучающую, воспитывающую, развивающую, мотивационную и контролирующую функции и этим самым служит общей цели и задачам обучения.
Оценивание: 3 балла – правильно и быстро;
2 балла – правильно;
1 балла – ошибка.
5.Конкурс «Что лишнее».
Команды получают по три карточки, нужно из трёх предложенных растений на каждой карточке выбрать по одному лишнему и объяснить, почему считают их лишними.
Проверяется знание органов растений разных отделов, способ размножения, принадлежность к тому или иному отделу растений.
Оценивание: 1 балл за каждую карточку.
6.Конкурс «Путаница». Домашнее задание.
Каждый участник команды дома нарисовал растение, у которого есть орган, не свойственный данному отделу растений. Команды обмениваются рисунками и определяют ошибки на рисунках.
Баллы получает ученик, правильно определивший ошибку, 1 балл – за одну ошибку.
Кроме того, внутри команды оценивается качество рисунка каждого члена команды по 3-х бальной системе. Все баллы ученики записывают на обратной стороне своей эмблемы.
3.Фрагмент урока
Предмет: природоведение, 5 класс
Тема: «Условия, необходимые для жизни растений и животных».
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Форма проведения урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: ознакомление учащихся с питательными веществами, водой, воздухом, светом и теплом как условиями, необходимыми для жизни растений и животных. Развить логическое мышление учащихся. Сформировать умение применять прием сравнения, анализа, синтеза. Путем постановки проблемного вопроса заставить учащихся самим искать ответы на вопросы. Формировать мировоззренческий взгляд о единстве растительного и животного мира с условиями внешней среды. Развить чувство осознанной необходимости охраны всего живого.
Планируемый результат обучения: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, реализация принципа связи теории и практики.
Оборудование: магнитная доска, таблицы, схемы, рисунки, расставленные около доски, плод помидора, груши (муляжи), глобус, магнитофон с кассетой, краски, кисточки, карандаши, ватман, выставка книг.
Ход урока.
В начале урока звучит проблемный вопрос: «Почему на земле так много разных животных и растений и ни одно это животное или растение не похоже друг на друга?»
На сегодняшнем уроке мы с вами изучим новую тему, которая называется: «Условия необходимые для жизни растений и животных». Мы узнаем, что же нужно, чтобы растениям и животным было хорошо жить. Мы узнаем побольше о Природе – этом сложном организме. В котором почвы, леса, звери, насекомые, птицы – одно целое и все приспособлено друг к другу.
И это все существует на нашей планете Земля. Земля – наш общий дом, и мы все соседи по планете. Это высказывание – девиз нашего урока и мы постараемся подтвердить эти слова. – А что такое дом? Я домашнее задание: нарисовать, что человеку, вам самим, нужно для жизни. Посмотрим на рисунки: все нарисовали дом. Дом это может и здание, где мы живем, где живут наши родители. То есть это место, куда хочется прийти. Дом – это там, где нам хорошо.
А что значит хорошо?
Давайте подумаем, что же надо, чтобы и растениям и животным было хорошо. Для этого проведем игру, которая называется «Всем нужен дом». У нас есть две команды, которые будут защищать растения и животных. Итак, мы превращаемся с помощью эмблем в животных или растения. Что же необходимо растениям и животным?
Учителем оговаривается время, учащимся предоставляется вода, краски, ватманы, карандаши. Включается магнитофон с записями леса. Рассматриваются рисунки, подводятся итоги: необходимо убежище, пища, воды, тепло, свет, воздух. Это и есть тема нашего урока. Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока.
Физкультминутка. 1 мин.
Руки к верху поднимаем, а потом мы опускаем
А потом их развернем и к себе скорей прижмем
А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей.
А теперь поподробнее изучим каждое из условий.
Вода: входит в состав живых организмов, поэтому без воды не может жить ни одно растение или животное. Вода имеется у всех нас в организме, у растений (если мы возьмем листик в кулак и сильно сожмем, то появится сок, в состав входит вода; весной мы пьем березовый сок – тоже вода). В плодах растений (помидор, груша) есть вода, которая составляет 80% (если 100 грамм весит плод, то 80 г. – вода).
Разные растения и животные нуждаются в воде неодинаково. Откройте учебник на странице 210, рис. 35,36; рассмотрите рисунки.
Как растения и животные получают воду?
(Растения с помощью корней, животные пьют, получают с пищей).
Питательные вещества. Питаются все растения и животные. Иначе они бы засохли или умерли с голоду.
Учитель показывает таблички с названиями животных и делает сообщение. Животные разделены на группы: хищники, травоядные и всеядные.
Воздух. Мы с вами уже изучили тему «Воздух». Выяснили, что в воздухе нуждаются и люди, и звери, и растения. Все дышат.
– Чем дышат растения и животные, живущие в воде? (растворенным в воде кислородом)
– С помощью какого органа дышат рыбы? (жабры)
– С помощью какого органа дышат животные суши? (легкие)
У растений нет специального органа дыхания, растения дышат всем телом.
Свет. Для чего нужен свет животным и растениям? (для поисков пищи, воды и убежища). Чтобы замечать врагов и вовремя скрыться. Растениям нужен свет, чтобы питаться (фотосинтез). Потребности у растений к свету различны.
Если требуется больше света – светолюбивые, если растут хорошо в тени – теневыносливые.
Физкультминутка. 1 мин.
Откройте учебник на странице 212-213, прочитайте самостоятельно про ландыши и сосну.
Обратите внимание на выставку книг. Книга «Первоцвет» рассказывает о теневыносливых растениях, которые растут до распускания листьев на деревьях и кустарниках, а сосна наоборот любит свет. Кроме сосны свет любят такие растения, как пшеница, рожь, тыква, огурцы, картофель.
Тепло. У растений и животных потребности в тепле самые различные. На земле есть места и очень холодные и очень жаркие, и все они заселены. Откройте страницу 219 вашего учебника. И на примере яка и буйвола сравните внешний вид в связи с образом жизни.
Работа с карточками. На магнитной доске прикреплены карточки с названиями разных животных и растений, живущих в разных условиях. Задача: рассортировать карточки по условиям жизни (север, юг)
Итог: все растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях. Приспособленность носит относительный характер, они могут приспособиться к жизни и в других условиях (виноград – теплолюбивое растение, но может расти и у нас). Приспособления к различным условиям жизни дает многообразие животных и растений. Но перечисленные для жизни условия – это еще не все. Растения и животных окружает внешняя среда. и растения, и животные живут среди других растений и животных, а также часто по соседству с человеком. И какое это соседство (плохое или хорошее) иногда трудно сказать. Так возникла наука экология.
Экология – наука о том, как живые существа взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой.
Слово «экология» состоит из двух слов: «ойкос» - жилище, дом и «логос» - наука. То есть наука о жилище, как мы друг с другом уживаемся.
Кроссворд (в виде домика с трубой).
10) Отверстие в дереве – гнездо для белки или птиц (дупло)
11) Этот домик человек строит для птиц и вешает на деревьях (скворечник)
12) Эта птицы – лучший сторож в доме, она спасла Рим (гусь)
На Земле нет человека, который не любовался бы красотой озер, рек, цветущих садов, не интересовался бы жизнью животных, не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек – часть природы.
Мы переживаем время, когда загрязнение внешней среды, окружающей человека приобрело угрожающий характер для всей планеты. В настоящее время внешняя среда сильно загрязнена. Загрязнен воздух, вода. Почва ядовитыми отходами сельского хозяйства.
Ромен Ролан сказал: «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья Земли, и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни».
Человек, вырастивший дерево, выходивший раненую птицу, никогда не сможет сломать цветущую ветку или разрушить муравейник, разрушить птичье гнездо. Человек должен знать и любить природу и приумножать ее богатство.
Все так изрезано в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
От этой черствости людской болит моя душа,
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой,
Мне кажется: не он, а дом пылает мой.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.
Этими печальными строками заканчиваем наш урок. Кто-то задумается, кто-то исправится и будет дом наш чистым, любимым, ухоженным.
Рефлексия.
Список литературы
1.Бартенева Т.П. «Использование информационных технологий на уроках биологии»
Москва 2003г
2.http://egfak.narod.ru/mob3.
3.Верзилин Н.М., Корсунская В.М. "Общая методика преподавания биологии" М., "Просвещение". 4.Никишов А.И. "Как обучать биологии" М., "Владос" 5.https://didaktica.ru/metody- 6.http://xreferat.ru/71/5299- 7.Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Система контроля знаний и умений учащихся // Биология в школе, 2000. № 3. 8.Лернер Г.И. Система контроля знаний // Биология в школе, 1988. № 3. 9.Резникова В.З., Мягкова А.Н., Калинова
Т.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся
по биологии: Пособие для учителя. – М.:
Просвещение; Учеб. лит., 1997. |
Информация о работе Современная система средств обучения школьников