Современная система средств обучения школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Правильно организованная проверка знаний и умений затрагивает чувственную сферу учащихся, способствует развитию у них интереса к предмету, а главное - способствует развитию у школьников самооценки, побуждая желание успешно учиться.
Контроль за усвоением основных знаний и умений учащихся служит ориентиром для родителей, информируя об учебе их детей, а также для учителя, показывая достижения и недочеты его преподавания. Таким образом, проверка знаний и умений учащихся выполняет обучающую, воспитывающую, развивающую, мотивационную и контролирующую функции и этим самым служит общей цели и задачам обучения.

Файлы: 1 файл

курсовая по методике оригинал.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Оценивание:         3 балла – правильно и быстро;                        

2 балла – правильно;                         

1 балла – ошибка.

5.Конкурс «Что лишнее».

Команды получают по три карточки, нужно из трёх предложенных растений на каждой карточке выбрать по одному лишнему и объяснить, почему считают их лишними.

Проверяется знание органов растений разных отделов, способ размножения, принадлежность к тому или иному отделу растений.

Оценивание: 1 балл за каждую карточку.

6.Конкурс «Путаница». Домашнее  задание.

Каждый участник команды дома нарисовал растение, у которого есть орган, не свойственный данному отделу растений. Команды обмениваются рисунками и определяют ошибки на рисунках.

Баллы получает ученик, правильно определивший ошибку, 1 балл – за одну ошибку.

Кроме того, внутри команды оценивается качество рисунка каждого члена команды по 3-х бальной системе. Все баллы ученики записывают на обратной стороне своей эмблемы.


 

 

 

3.Фрагмент урока

Предмет: природоведение, 5 класс

Тема:  «Условия, необходимые для жизни растений и животных».

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Форма проведения урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: ознакомление учащихся с питательными веществами, водой, воздухом, светом и теплом как условиями, необходимыми для жизни растений и животных. Развить логическое мышление учащихся. Сформировать умение применять прием сравнения, анализа, синтеза. Путем постановки проблемного вопроса заставить учащихся самим искать ответы на вопросы. Формировать мировоззренческий взгляд о единстве растительного и животного мира с условиями внешней среды. Развить чувство осознанной необходимости охраны всего живого. 

Планируемый результат обучения: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, реализация принципа связи теории и практики. 

          Оборудование: магнитная доска, таблицы, схемы, рисунки, расставленные около доски, плод помидора, груши (муляжи), глобус, магнитофон с кассетой, краски, кисточки, карандаши, ватман, выставка книг.

Ход урока.

В начале урока звучит проблемный вопрос: «Почему на земле так много разных животных и растений и ни одно  это животное или растение не похоже друг на друга?»

На сегодняшнем уроке мы с вами изучим новую тему, которая называется: «Условия необходимые для жизни растений и животных». Мы узнаем, что же нужно, чтобы растениям и животным  было хорошо жить. Мы узнаем побольше о Природе – этом сложном организме. В котором почвы, леса, звери, насекомые, птицы – одно целое и все приспособлено друг к другу.

И это все существует на нашей планете Земля. Земля – наш общий дом, и мы все соседи  по планете. Это высказывание – девиз нашего урока и мы постараемся подтвердить эти слова. – А что такое дом? Я домашнее  задание: нарисовать, что человеку, вам самим, нужно для жизни. Посмотрим на рисунки: все нарисовали дом. Дом это может и здание, где мы живем, где живут наши родители. То есть это место, куда хочется прийти. Дом – это там, где нам хорошо.

А что значит хорошо?

Давайте подумаем, что же надо, чтобы  и растениям и животным было хорошо. Для этого проведем игру, которая называется «Всем нужен дом». У нас есть две команды, которые будут защищать растения и животных. Итак, мы превращаемся  с помощью эмблем в животных или растения. Что же необходимо растениям и животным?

Учителем оговаривается время, учащимся предоставляется вода, краски, ватманы, карандаши. Включается магнитофон с записями леса. Рассматриваются рисунки, подводятся итоги: необходимо убежище, пища, воды, тепло, свет, воздух. Это и есть тема нашего урока. Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока.

Физкультминутка. 1 мин.

Руки к верху поднимаем, а потом мы опускаем

А потом их развернем и к себе скорей прижмем

А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей.

А теперь поподробнее изучим каждое из условий.

Вода: входит в состав  живых организмов, поэтому без воды не может жить ни одно растение или животное. Вода имеется у всех нас в организме, у растений (если мы возьмем листик в кулак и сильно сожмем, то появится сок, в состав входит вода; весной мы пьем березовый сок – тоже вода). В плодах растений (помидор, груша) есть вода, которая составляет 80% (если 100 грамм весит плод, то 80 г. – вода).

Разные растения и животные нуждаются в воде неодинаково. Откройте учебник на странице 210, рис. 35,36; рассмотрите рисунки.

Как растения и животные получают воду?

(Растения с помощью  корней, животные пьют, получают  с пищей).

Питательные вещества. Питаются все растения и животные. Иначе они бы засохли или умерли с голоду.

Учитель показывает таблички с названиями животных и делает сообщение. Животные разделены на группы: хищники, травоядные и всеядные.

Воздух. Мы с вами уже изучили тему «Воздух».  Выяснили, что в воздухе нуждаются и люди, и звери, и растения. Все дышат. 

– Чем дышат растения и животные, живущие в воде? (растворенным в воде кислородом) 

– С помощью какого органа дышат рыбы? (жабры) 

– С помощью какого органа дышат животные суши? (легкие)

У растений нет специального органа дыхания, растения дышат всем телом.

Свет. Для чего нужен свет животным и растениям? (для поисков пищи, воды и убежища). Чтобы замечать врагов и вовремя скрыться. Растениям нужен свет, чтобы питаться (фотосинтез). Потребности у растений к свету различны.

Если требуется больше света – светолюбивые, если растут хорошо в тени – теневыносливые.

Физкультминутка. 1 мин.

Откройте учебник на странице 212-213, прочитайте самостоятельно про ландыши и сосну.

Обратите внимание на выставку книг. Книга «Первоцвет» рассказывает о теневыносливых растениях, которые растут до распускания листьев на деревьях и кустарниках, а сосна наоборот любит свет. Кроме сосны свет любят такие растения, как пшеница, рожь, тыква, огурцы, картофель.

Тепло. У растений и животных потребности в тепле самые различные. На земле есть места и очень холодные и очень жаркие, и все они заселены. Откройте страницу 219 вашего учебника. И на примере яка и буйвола сравните внешний вид в связи с образом жизни.

Работа с карточками. На магнитной доске прикреплены карточки с названиями разных животных и растений, живущих в разных условиях. Задача: рассортировать карточки по условиям жизни (север, юг)

Итог: все растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях. Приспособленность носит относительный характер, они могут приспособиться к жизни и в других условиях (виноград – теплолюбивое растение, но может расти и у нас). Приспособления к различным условиям жизни дает многообразие животных и растений. Но перечисленные для жизни условия – это еще не все. Растения и животных окружает внешняя среда. и растения, и животные живут среди других растений и животных, а также часто по соседству с человеком. И какое это соседство (плохое или хорошее) иногда трудно сказать. Так возникла наука экология.

Экология – наука о том, как живые существа взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой.

Слово «экология» состоит из двух слов: «ойкос» - жилище, дом и «логос» - наука. То есть наука о жилище, как мы друг с другом уживаемся.

Кроссворд (в виде домика с трубой).

  1. Животное, носящее с собой домик (улитка)
  2. Для этого животного хозяин стоит домик – конуру (собака)
  3. Как называется домик у пчел (улей)
  4. Дом муравьев (муравейник)
  5. Растение засохнет, если жжет этого вещества (вода)
  6. Животное с панцирем – домом, похожим на два таза сверху и снизу (черепаха)
  7. Животное, краснеющее при варке (рак)
  8. Как называется столовая для птиц зимой (кормушка)
  9. Чего нет у человека – бомжа (дома)
 

10) Отверстие в дереве  – гнездо для белки или птиц (дупло)

11) Этот домик человек  строит для птиц и вешает  на деревьях (скворечник)

12) Эта птицы – лучший  сторож в доме, она спасла Рим (гусь)

На Земле нет человека, который не любовался бы красотой озер, рек, цветущих садов, не интересовался бы жизнью животных, не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек – часть природы.

Мы переживаем время, когда загрязнение внешней среды, окружающей человека приобрело угрожающий характер для всей планеты. В настоящее время внешняя среда сильно загрязнена. Загрязнен воздух, вода. Почва ядовитыми отходами сельского хозяйства.

Ромен Ролан сказал: «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира,  что на нем ответственность за все несчастья Земли, и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни».

Человек, вырастивший дерево, выходивший раненую птицу, никогда не сможет сломать цветущую ветку или разрушить муравейник, разрушить  птичье гнездо. Человек должен знать и любить природу и приумножать ее богатство.

Все так изрезано в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской болит моя душа,

Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжен кощунственной  рукой,

Мне кажется: не он, а дом пылает мой.

Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.

Этими печальными строками заканчиваем наш урок. Кто-то задумается, кто-то исправится и будет дом наш чистым, любимым, ухоженным.   

Рефлексия.

    • Я узнал…
    • Я научился…
    • Мне понравилось…
    • Я затруднялся…
    • Мое настроение…
    • Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей.
    • Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

 

1.Бартенева Т.П. «Использование  информационных технологий на  уроках биологии»

 Москва 2003г

 

2.http://egfak.narod.ru/mob3.htm

 

3.Верзилин Н.М., Корсунская В.М. "Общая методика преподавания биологии" М., "Просвещение".

4.Никишов А.И. "Как обучать биологии" М., "Владос"

5.https://didaktica.ru/metody-obucheniya-v-sovremennoj-shkole/page,4,353-o-sovremennyx-metodax-obucheniya-biologii.html

6.http://xreferat.ru/71/5299-1-primenenie-testovyh-zadaniiy-na-urokah-biologii.html

7.Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Система контроля знаний и умений учащихся // Биология в школе, 2000. № 3.

8.Лернер Г.И. Система контроля знаний // Биология в школе, 1988. № 3.

9.Резникова В.З., Мягкова А.Н., Калинова Т.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение; Учеб. лит., 1997.  


 

 


Информация о работе Современная система средств обучения школьников