Современная система средств обучения школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Правильно организованная проверка знаний и умений затрагивает чувственную сферу учащихся, способствует развитию у них интереса к предмету, а главное - способствует развитию у школьников самооценки, побуждая желание успешно учиться.
Контроль за усвоением основных знаний и умений учащихся служит ориентиром для родителей, информируя об учебе их детей, а также для учителя, показывая достижения и недочеты его преподавания. Таким образом, проверка знаний и умений учащихся выполняет обучающую, воспитывающую, развивающую, мотивационную и контролирующую функции и этим самым служит общей цели и задачам обучения.

Файлы: 1 файл

курсовая по методике оригинал.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Блок A содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных.

На каждое задание блока B необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный бланк и проверяются компьютером.

Блок C состоит из одного или нескольких заданий с развёрнутым ответом (например, необходимо решить задачу, написать сочинение на предложенную тему или обоснованно ответить на определённый вопрос). Ответы на задания блока C оцениваются экспертами региональной экзаменационной комиссии, задания КИМ части С содержат критерии оценивания для экспертов.

Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается в 1 или большее число баллов. Сумма этих баллов составляет первичный балл испытуемого. Количество первичных баллов различается по разным предметам, например, минимальное количество первичных баллов в 2010 году содержит ЕГЭ по математике (30 первичных баллов), а максимальное — ЕГЭ по биологии (69 первичных баллов) и иностранным языкам (80 первичных баллов).

Далее устанавливается соответствие между первичными и тестовыми баллами (при этом максимальный тестовый балл всегда равен 100). Шкала перевода первичных баллов в тестовые зависит от статистического анализа результатов ЕГЭ по всем участникам экзамена и рассчитывается с помощью специальной компьютерной программы. Эта шкала неодинакова для разных предметов, например, на экзамене по русскому языку в 2009 году 30 первичных баллов из 60 переводились в 52 тестовых балла, а на экзамене по математике 18 первичных баллов из 37 переводились в 60 тестовых баллов. Другой особенностью шкалы пересчёта является её нелинейность — так, небольшое изменение первичного балла по краям шкалы (то есть при первичном балле близкому к нулю или к максимальному значению) приводит к значительному изменению тестового балла (например, на экзамене по математике в 2009 году 36 первичных баллов из 37 переводились в 90 тестовых), в то время как посередине шкалы изменение первичного балла на 1 приводит к изменению тестового балла на 1 или 2.

Начиная с 2009 года выпускники школ сдают два обязательных выпускных экзамена: по русскому языку и математике. Выпускники допускаются до экзаменов, если они не имеют неудовлетворительных годовых оценок по всем предметам.

Выпускник должен получить по этим экзаменам оценку не ниже балла, установленного Рособрнадзором. Если учащийся получает оценку ниже минимально установленной по одному предмету, то он может пересдать этот экзамен в этом же году. Если учащийся получает неудовлетворительную оценку и по русскому языку, и по математике, то он может повторно пересдавать ЕГЭ только в следующем году. Выпускники, получившие удовлетворительные оценки (или получившие одну неудовлетворительную оценку, а потом её пересдавшие) получают аттестат о полном среднем образовании.

Также выпускники могут сдавать любое количество дополнительных экзаменов в форме ЕГЭ, их результаты не влияют на получение аттестата. В аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ.

В 2009 году поступление в вузы осуществляется преимущественно по результатам ЕГЭ (за исключением военных специальностей и специальностей, связанных с государственной тайной).

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством образования и науки и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях — три). Для каждой специальности один из экзаменов является профильным (в перечне профильный экзамен выделен). Вуз может сократить количество экзаменов до трёх, в число экзаменов обязательно должен входить экзамен по русскому языку и профильному предмету.

Полемика вокруг Единого государственного экзамена не утихает с момента его введения в 2001 году. Особенно острой она стала в 2008 году, когда к ЕГЭ присоединились все регионы и большая часть выпускников школ стала сдавать ЕГЭ.

Негативно к ЕГЭ относится часть выпускников и их родителей, преподаватели многих ВУЗов, а также значительная часть учителей школ. Основная причина этого — как правило, учащиеся на ЕГЭ получают оценки ниже тех, которые им выставляли за время обучения в школе и ниже, чем при традиционной форме сдачи экзаменов. Однако с 2009 года в аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ, при этом баллы, полученные на ЕГЭ, не переводятся в пятибалльную шкалу.

Несомненным преимуществом ЕГЭ считается уравнение шансов на поступление в ВУЗ. Но так ли это? В последнее время в различных СМИ появляется все больше информации о подтасовке результатов экзамена в ЕГЭ. Чиновники ссылаются на некоторые недоработки, считая это явление единичным. Возможно это и так, но из этого видно, что сама система сдачи ЕГЭ не настолько уж и безупречна. Были также случаи вывески ответов на все варианты ЕГЭ в интернете. И опять чиновники утверждают, что это случайность, которая не повторится. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при сдачи ЕГЭ все равны, но некоторые ровнее.

Вторым преимуществом Единого Государственного экзамена является то, что абитуриент из любой части страны может поступить в ведущий ВУЗ Российской Федерации. Но ведь всем известно, что ведущие вузы смотрят на результат ЕГЭ формально и абитуриенту необходимо сдавать еще и дополнительные экзамены, которые по сути своей ничем не отличаются от простых вступительных экзаменов. Таким образом все возвращается на круги своя. К тому же давайте помнить, что у большинства людей из "глубинки" просто не найдется денежных средств, чтобы обеспечить проезд, проживание и питание поступившего. Как видно, считать это преимущество ЕГЭ безукоризненным тоже нельзя.

Говорить о том, что результат ЕГЭ является объективным можно с трудом. Выбрать в тесте правильный ответ в большинстве случаев можно методом исключения. Особенно это относится к экзаменам по точным наукам. Что касается наук общественных и гуманитарных, то есть наук в большинстве своем дискуссионных, то экзамен по этим наукам в форме теста проводить едва ли можно. Взять за пример ЕГЭ по истории. В части А (тестовое задание) большинство вопросов имеют очень косвенное отношение к истории. В основном это вопросы по хронологии, фактологии и метрологии. Конечно, это вспомогательные исторические науки, но они являются отдельными дисциплинами, преподавание которых не предусмотрено школьной программой.

Что касается части С в ЕГЭ, то тут также не приходится говорить об объективности. Эта часть ЕГЭ предполагает письменные развернутые ответы на вопросы. Здесь проблема заключается в том, то экзаменующийся может на один вопрос ответить очень развернуто, высказав все свои предположения по предложенному вопросу. Из его предположений одно-два оказывается правильным, остальное не правильно или более того противоречит правильным утверждениям, в этом случае проверяющий все равно обязан поставить ему определенное количество баллов. Если ЕГЭ и может более или менее объективно показать знание сдающего экзамен по точным наукам, то по гуманитарным общественным наукам ЕГЭ не может быть применим.

Теперь несколько слов о проверке работ ЕГЭ. Части А и В проверяет компьютер. Система проверки почти идеальная. Но в компьютерной программе всегда может произойти ошибка. На данный момент сведений об ошибках в программе проверки ЕГЭ не поступало, но скорее всего в будущем они будут появляться. Часть С проверяется специальной комиссией. Причем каждая работа проверяется двумя разными экспертами, а в случае расхождения баллов более чем на два дается на проверку третьему эксперту. Теперь представьте - комиссия из трехсот человек (обычно это число меньше) проверяет работы со всей области. Каждый эксперт заинтересован в том, чтобы проверить как можно большее число работ (т.к. оплата производится за каждую проверенную работу). В условиях такой спешки внимательно прочитать и разобрать все, что написано в ответе невозможно. При повторной проверке другим экспертом ситуация складывается точно такая же. Из чего следует, что система проверки работ ЕГЭ далека от своего совершенства.

Ключевая цель введения ЕГЭ — попытка дать равные условия при сдаче выпускных экзаменов в школе и поступлении в ВУЗы. При проведении данного вида экзаменов по всей территории страны предлагаются задачи одинаковой сложности и единая градация оценки. Считается, что эти меры дадут возможность сравнивать выпускников школ по их уровню знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 Таким образом, осуществление контроля позволяет учителю привести в систему знания, усвоенные школьниками за определенный период времени, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки у отдельных учеников и у всего класса в целом. Контроль знаний является также средством самопроверки учителя.

 

Проверка знаний должна быть всесторонней и полной и достаточно простой по форме, а результаты её доступны пониманию учащихся.

 

Контроль знаний побуждает учащихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

1.Фрагмент урока(углубленная  проверка знаний)

Учитель дает задание классу-нарисовать в тетради любое членистоногое животное и обозначить его части. В это время вызывает по очереди учеников и задает каждому 20 вопросов из списка по пройденной теме.В результате чего ставит оценку по следующему критерию: ответ на 1 вопрос-0,25 от одного балла оценки. 0.25х20=5

Вопросы:Сколько видов животных включает в себя тип Членистоногие?(1,5 млн. видов)

  • С чем связано чувство осязания у ракообразных? (с частью волосков и щетинок на поверхности антеннул, антенн и других частей конечностей)
  • Сколько глаз у пауков? (8)
  • Как называются сегменты груди насекомых? (переднее-, средне-, заднегрудь)
  • Что такое имаго? (личинка насекомого с чертами взрослого организма)
  • Назовите две главные особенности членистоногих. (членистые конечности и сегментированное тело)
  • Как устроены выделительные железы раков? (2 зелёные железы, каждая из которых состоит из концевого мешочка и отходящего от него канальца с железистыми стенками)
  • В чём особенности пищеварения у пауков? ( в слюне содержится секрет, способный расщеплять белки; переваривание внеполостное или наружное)
  • На каких сегментах тела насекомых расположены крылья? (на средне- и заднегруди)
  • Какой тип развития характерен для кузнечиков? (с неполным превращением)
  • На какие отделы делится тело всех членистоногих? (голова, грудь и брюшко)
  • Сколько ходильных ног имеют раки? ( 5 пар)
  • Как у строены сложные глаза у насекомых? (состоят из множества мелких глазков – фасеток)
  • На какие отряды делится класс Паукообразные? (Скорпионы, Пауки и Клещи)
  • Как происходит развитие насекомых без превращения? ( из яиц выходят особи, отличающиеся от взрослых малыми размерами и недоразвитыми половыми органами)
  • От каких животных произошли первые членистоногие? (от примитивных многощетинковых червей)
  • Как называются усики у ракообразных? (первая пара – короткие антеннулы, вторая пара – длинные антенны)
  • Какое значение имеют низшие раки, обитающие в толще воды? (входят в состав планктона, являясь существенной составной частью рациона многих рыб и китообразных)
  • Что такое паутина? (затвердевающий на воздухе секрет желёз паука, состоящий в основном из белка, близкого к шёлку, но значительно более прочного)
  • Назовите стадии развития насекомого с полным превращением. (яйцо – гусеница – куколка – имаго – взрослое насекомое)
  • Представители какого класса типа Членистоногих наиболее древние? (ракообразные)
  • Из чего состоит покров Членистоногих? Назовите его особенности. (хитин – особое органическое вещество; нерастяжим, играет роль наружного скелета)
  • В чём особенности органов зрения паукообразных ( простые глаза, расположены на спинной поверхности головогруди, их несколько)
  • Каких вы знаете клещей паразитов? ( чесоточный, перьевой, волосяной и т. д.)
  • Назовите особенности нервной системы насекомых ( брюшная нервная цепочка, надглоточный нервный узел – головной мозг, состоящий из трёх участков: переднего, среднего и заднего, подглоточный нервный узел)
  • На какие 3 класса делится тип Членистоногие?
  • Из каких отделов состоит желудок речного рака? (жевательный и железистый)
  • Сколько ходильных ног имеют паукообразные? (4 пары)
  • В чём особенности строения крыльев у жуков? (передние преобразованы в толстые и твёрдые надкрылья, а настоящими являются только задние крылья)
  • Чем представлены органы выделения у насекомых?
  • Что такое половой диморфизм?
  • Особенности кровеносной системы у ракообразных (незамкнутая)
  • Какие пищеварительные железы имеются у ракообразных?
  • Что такое хелицеры? (первая пара конечностей головогруди паукообразных, преобразованная в орудия для размельчения и раздавливания пищи)
  • Кто был предками насекомых? (членистоногие, напоминающие современных многоножек)
  • Назовите особенности плавательных конечностей насекомых (сплющены в виде весла и снабжены густым рядом упругих гребных волосков)
  • Что такое паутинные бородавки? (видоизменённые брюшные ножки, расположенные на конце брюшка)
  • С чем связано развитие насекомых в эволюции? ( с возникновением покрытосеменных растений)
  • Назовите органы чувств ракообразных? (осязания, равновесия, зрения)
  • Что такое партеногенез? (развитие из неоплодотворённого яйца)
  • Каких насекомых человек использует в хозяйстве7 (пчёлы, тутовый шелкопряд)
  • Каких насекомых называют вторичнокрылыми? ( тех, которые утратили крылья в связи с переходом к паразитическому образу жизни)
  • Назовите особенности строения тела клещей (головогрудь и брюшко слились в мешковидное тело)
  • Что такое линька?
  • Каковы органы дыхания паукообразных?
  • Объясните термин полиморфизм (внешние различия между особями, в зависимости от функций, выполняемых в семье)
  • Где развивается потомство у речного рака? ( на брюшных ножках матери)
  • К какому типу принадлежит нервная система членистоногих? ( узловая)
  • Что такое педипальпы? (вторая пара конечностей, служащая для захвата и удержания добычи)
  • Назовите особенности строения конечностей насекомых в связи с роющим образом жизни ( все ноги, особенно передние, укорачиваются, становятся массивными и приобретают мощное вооружение из хитиновых зубцов)
  • Что такое метаморфоз? (превращение)
  • Какую функцию выполняет кровь у насекомых? (перенос питательных веществ)
  • Для чего членистоногим необходим хитиновый покров? ( защита, связь с внешней средой, место прикрепления мышц)
  • Какие типы ротовых аппаратов у насекомых вы знаете?
  • Что такое куколка?

 

 

2.Фрагмент урока-игры

Тема: «Царство растений».

Цель: обобщить знания по всем отделам растений.

Задачи:

  1. Повторить и закрепить знания по всем отделам растений от водорослей до цветковых, их образе жизни, размножении, внешнем строении и применении в жизни природы и человека.
  2. Развивать речь; умение работать по алгоритму; систематизировать материал.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе; чувство ответственности; умение слушать объяснение, выражать свои мысли чётко и кратко, выслушивать и критически оценивать мнение других.

Тип урока: КВН, обобщающий.

Ход урока:

1.Представление команд.

Класс разделён на 5 команд, каждая команда выбирает капитана, готовит эмблемы с названием команды и таблицей для учёта баллов на обороте каждой эмблемы. Учёт баллов персональный для каждого участника. За качество эмблемы каждый получает от 1 до 3 баллов.

2.Конкурс «Тема –  термин».

На доске прикреплены таблички, под них каждая команда на скорость выбирает термины, касающихся их темы, что соответствует названию команды.

Водоросли                        Мхи                                Папоротники

Слоевище                        Сфагнум                        Спорангии

Ламинарии                        Коробочка                        Щитовник

Спирогира                        Гаметы                        Корневище

Хроматофор                Торф                                Вайи

Хвойные                        Цветковые

Шишки                        Цветы

Хвоя                                Плоды

Голосеменные                Покрытосеменные

Лиственница                Многолетники

За каждый правильный ответ – 1 балл, кто правильно выбрал табличку, дополнительно 1 балл за скорость.

3.Конкурс «Значение  и применение растений».

Каждая команда по очереди называет способы использования человеком или значение для природы растений, название которых носят их команды. За каждый правильный ответ – 1 балл тому, кто правильно ответил.

4.Конкурс «Аппликация».

Каждая команда получает конверт с разноцветными бумажками составными частями водоросли хламидомонады. Ребята должны определить, что перед ними и на скорость собрать модель водоросли хламидомонады.

Информация о работе Современная система средств обучения школьников