Современные требования к уроку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». [9]
Как писала профессор В.С. Безрукова: «Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно - иллюстративного до проблемно - развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. И если многие из них не выдержали испытания и не способствовали результативности образования, то сомнению подвергался не урок, а те или иные теоретические положения и рекомендации, вытекающие из них», и с этой оценкой роли урока, нельзя не согласиться.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………..................................................................................3

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА………….……………….………………………………………...….…...5
1.1 Цели и задачи урока………………..………………………………………..5
1.2 Недостатки уроков............................................................................................9
1.3 Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса…………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………………….16
2.1 Организация исследования и его результаты………………………….…16
2.2 Методические рекомендации…………………………………………...….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….......25

Файлы: 1 файл

Министество образования Российской Федерации.docx

— 80.87 Кб (Скачать файл)

                 Министество образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский Педагогический Государственный Университет»

 

 

                      Лемзякова Мария Кирилловна

 

Курсовая

«Современные требования к уроку».

 

 

Научный руководитель:Корепанова Н.В.

 

                                     Москва 2014

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………..................................................................................3

 

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА………….……………….………………………………………...….…...5

1.1 Цели и задачи урока………………..………………………………………..5

1.2 Недостатки уроков............................................................................................9

1.3 Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса…………………………………………………………………………..12

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………………….16

2.1 Организация исследования и его результаты………………………….…16

2.2 Методические рекомендации…………………………………………...….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….......25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». [9]

Как писала профессор В.С. Безрукова: «Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно - иллюстративного до проблемно - развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. И если многие из них не выдержали испытания и не способствовали результативности образования, то сомнению подвергался не урок, а те или иные теоретические положения и рекомендации, вытекающие из них», и с этой оценкой роли урока, нельзя не согласиться. [10]

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. [2]

Актуальность исследования: подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания. Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Цель курсовой работы: исследование особенностей современного урока, требований к нему и изучение влияния соблюдения требований к уроку на качество обучения.

Объект исследования - образовательной процесс. Предмет исследования - современный урок как основная форма обучения.

Гипотеза исследования: при соблюдении современных требований к уроку повышается качество обучения, а значит и образования.

Задачи исследования:

- Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по данной теме;

- Определить цели и  задачи современного урока;

- Выявить недостатки проводимых  уроков;

- Рассмотреть требования к уроку как основной форме организации учебного процесса;

- Провести опрос учителей, как они считают, что включает  в себя понятие «современный  урок»;

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

Урок - это логический законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно - воспитательного процесса.[1]

Согласно словарю педагогических терминов, цель – это запланированные результаты педагогической деятельности, состоящие в обеспечении такого развития и таких условий, которые дадут учащимся возможность раскрыть и довести до полного расцвета свои потенциальные возможности, тогда как задача – это осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

То есть, другими словами - цель — это то, ради чего ведется деятельность. Задача — то, что мы решаем в ходе деятельности, чтобы достичь цели.

Приступая к формулировке целей, учитель:

- изучает требования образовательного  стандарта и программы;

- обращает внимание на  требование к системе знаний  и умений по данной теме  как основе развития познавательной  самостоятельности школьников;

- определяет приёмы учебной  работы, которыми важно овладеть  школьнику;

- выявляет ценностные  ориентиры, которые могут обеспечить  личностную заинтересованность  школьника в результатах обучения. [11]

После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности школьников.

Цели обучения условно разделяют на три группы:

  - образовательные (обучающие);

  - развивающие;

  - воспитательные. [5]

  • Обучающие (дидактические) цели урока:

- передача учащимся определённой  системы знаний, умений, навыков, необходимых  для общего образования, для изучения  других дисциплин и для практической  деятельности в повседневной  жизни;

- выработка у учащихся  на материале учебного предмета  способов учебно-познавательной  деятельности;

- проверка знаний по  теме;

- обобщение изученного  материала;

- проверка усвоения материала  на основе творческих заданий;

- формирование умений  применять полученные знания  на практике;

- развитие познавательной  активности и творческих способностей.

Определить основную дидактическую цель урока – значит установить, чему в основном будет посвящён данный урок.

  • Развивающие цели урока:

- отражают основные умения, которые отрабатываются на данном занятии.

  • Воспитательные цели урока:

- охватывают все направления воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, правовое и т.д.;  воспитательная цель урока предполагает получение учащимися нравственных ценностей из содержания учебного материала урока. [5]

Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в широком смысле этого слова: и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым.

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план (краткий или развёрнутый).

Поурочный план – это не только рациональная конструкция урока, но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средство экономии времени и сил.

В поурочном плане обычно указываются тема и цели урока, распределение времени по этапам, кратко поясняется содержание работы. В ходе урока в связи с изменившимися обстоятельствами учитель может внести коррективы или изменить своё собственное творение. [3]

Определяющая часть содержит:

- тему урока;

- главную дидактическую цель урока;

- обучающие, развивающие и воспитывающие задачи урока;

- оборудование урока.

Содержательная часть может быть представлена в разных формах:

Перечень структурных элементов урока:

1. Организация начала  занятия.

2. Проверка выполнения  домашнего занятия.

3. Подготовка к основному  этапу занятия.

4. Усвоение новых знаний  и способов действий.

5. Первичная проверка  понимания.

6. Закрепление знаний  и способов действий.

7. Обобщение и систематизация  знаний.

8. Контроль и самопроверка  знаний.

9. Подведение итогов занятия.

10. Информация о домашнем  задании, инструктаж по его выполнению.

Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании задач этапа нужно предусмотреть показатели реального результата решения задачи. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. НЕДОСТАТКИ ПРОВОДИМЫХ УРОКОВ

Урок во всём его многообразии и во всех разновидностях – необычайно сложное педагогическое явление. О сложности его можно судить хотя бы по тому, что за последние сто лет одна только продолжительность урока варьировалась от 80 до 30 минут! [7]

Теоретические проблемы и недостатки урока как законченного целого, как части общего курса и системы уроков представлены в исследованиях М. И.Махмутова, М. Н.Скаткина, М. А.Данилова, В. И.Стрекозина, Ю. К.Бабанского, И. Т.Огородникова, И. Н.Казанцева, М. М.Левиной, Г. Д.Кирилловой и других. Они выделяют следующие недостатки:

  • Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока; противопоставление творчества и программно-методической дисциплины.
  • Слабое знание личности школьника и классных коллективов и как следствие этого: уроки-близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях.
  • Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования (без задач психического развития), некомплексное продумывание (без связи задач друг с другом), без выделения доминирующих для данного урока, класса задач (отсюда перегрузка на самом уроке).
  • Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.
  • Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.
  • Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования.
  • Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
  • Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке.
  • Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала).
  • Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы (кружки, факультативы и т.п.).
  • Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения.
  • Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их комплексное и нецелесообразное использование.
  • Недооценка гигиенических и эстетических условий обучения.
  • Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.
  • Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого - формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.
  • Эпизодический характер самоанализа, его упрощенный характер без выявления причин плохого усвоения материала и потому - слабая связь одного урока с другим.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен. [2]

Эффективность урока зависит от множества различных причин, ибо урок - явление, представляющее собой достаточно сложную процессуальную психолого-педагогическую систему. [10]

1. Точное и творческое  выполнение программно-методических  требований к уроку; грамотное  определение типа урока, его места  в разделе, курсе, системе внутрикурсовых  связей, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных  возможностей учащихся разных  возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного  коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации  пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение  в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных  умений и навыков, познавательных  способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта  правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств  в устойчивые нравственные качества  личности, формирование готовности  к самовоспитанию и психического  развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы  школьников; выделение важнейших, доминирующих  задач урока, их конкретизация  с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной  структуры и темпа проведения  урока, обеспечивающих успешное  решение поставленных задач и  экономное использование времени  урока.

5. Концентрация внимания  учащихся на усвоении важнейших  научных понятий, теоретических  положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей  учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической  связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным  жизненным опытом и интересами  школьников; широкое использование  межпредметных связей с целью  формирования целостной научной  картины мира и в интересах экономии времени.

6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной  направленности учебного процесса, создание реальных возможностей  применения учащимися полученных  знаний, умений и навыков, не допуская  формального усвоения теоретических  сведений.

Информация о работе Современные требования к уроку