Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 00:48, курсовая работа
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». [9]
Как писала профессор В.С. Безрукова: «Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно - иллюстративного до проблемно - развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. И если многие из них не выдержали испытания и не способствовали результативности образования, то сомнению подвергался не урок, а те или иные теоретические положения и рекомендации, вытекающие из них», и с этой оценкой роли урока, нельзя не согласиться.
ВВЕДЕНИЕ…………………..................................................................................3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА………….……………….………………………………………...….…...5
1.1 Цели и задачи урока………………..………………………………………..5
1.2 Недостатки уроков............................................................................................9
1.3 Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса…………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………………….16
2.1 Организация исследования и его результаты………………………….…16
2.2 Методические рекомендации…………………………………………...….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….......25
Министество образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский Педагогический Государственный Университет»
Лемзякова Мария Кирилловна
Курсовая
«Современные требования к уроку».
Научный руководитель:Корепанова Н.В.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………...............
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОВРЕМЕННОГО УРОКА………….……………….…………………………………
1.1 Цели и задачи урока………………..………………………………………..
1.2 Недостатки уроков.............
1.3 Требования к уроку как основной
форме организации учебного процесса…………………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………………….16
2.1 Организация исследования и его результаты………………………….…16
2.2 Методические рекомендации……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». [9]
Как писала профессор В.С. Безрукова: «Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно - иллюстративного до проблемно - развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. И если многие из них не выдержали испытания и не способствовали результативности образования, то сомнению подвергался не урок, а те или иные теоретические положения и рекомендации, вытекающие из них», и с этой оценкой роли урока, нельзя не согласиться. [10]
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. [2]
Актуальность исследования: подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания. Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Цель курсовой работы: исследование особенностей современного урока, требований к нему и изучение влияния соблюдения требований к уроку на качество обучения.
Объект исследования - образовательной процесс. Предмет исследования - современный урок как основная форма обучения.
Гипотеза исследования: при соблюдении современных требований к уроку повышается качество обучения, а значит и образования.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-
- Определить цели и задачи современного урока;
- Выявить недостатки проводимых уроков;
- Рассмотреть требования к уроку как основной форме организации учебного процесса;
- Провести опрос учителей, как они считают, что включает в себя понятие «современный урок»;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы.
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.
Урок - это логический законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно - воспитательного процесса.[1]
Согласно словарю педагогических терминов, цель – это запланированные результаты педагогической деятельности, состоящие в обеспечении такого развития и таких условий, которые дадут учащимся возможность раскрыть и довести до полного расцвета свои потенциальные возможности, тогда как задача – это осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
То есть, другими словами - цель — это то, ради чего ведется деятельность. Задача — то, что мы решаем в ходе деятельности, чтобы достичь цели.
Приступая к формулировке целей, учитель:
- изучает требования
- обращает внимание на
требование к системе знаний
и умений по данной теме
как основе развития
- определяет приёмы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;
- выявляет ценностные
ориентиры, которые могут обеспечить
личностную заинтересованность
школьника в результатах
После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности школьников.
Цели обучения условно разделяют на три группы:
- образовательные (обучающие);
- развивающие;
- воспитательные. [5]
- передача учащимся
- выработка у учащихся
на материале учебного
- проверка знаний по теме;
- обобщение изученного материала;
- проверка усвоения материала на основе творческих заданий;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие познавательной
активности и творческих
Определить основную дидактическую цель урока – значит установить, чему в основном будет посвящён данный урок.
- отражают основные умения, которые отрабатываются на данном занятии.
- охватывают все направления воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, правовое и т.д.; воспитательная цель урока предполагает получение учащимися нравственных ценностей из содержания учебного материала урока. [5]
Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в широком смысле этого слова: и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым.
Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план (краткий или развёрнутый).
Поурочный план – это не только рациональная конструкция урока, но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средство экономии времени и сил.
В поурочном плане обычно указываются тема и цели урока, распределение времени по этапам, кратко поясняется содержание работы. В ходе урока в связи с изменившимися обстоятельствами учитель может внести коррективы или изменить своё собственное творение. [3]
Определяющая часть содержит:
- тему урока;
- главную дидактическую цель урока;
- обучающие, развивающие и воспитывающие задачи урока;
- оборудование урока.
Содержательная часть может быть представлена в разных формах:
Перечень структурных элементов урока:
1. Организация начала занятия.
2. Проверка выполнения домашнего занятия.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
5. Первичная проверка понимания.
6. Закрепление знаний и способов действий.
7. Обобщение и систематизация знаний.
8. Контроль и самопроверка знаний.
9. Подведение итогов занятия.
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании задач этапа нужно предусмотреть показатели реального результата решения задачи. [3]
Урок во всём его многообразии и во всех разновидностях – необычайно сложное педагогическое явление. О сложности его можно судить хотя бы по тому, что за последние сто лет одна только продолжительность урока варьировалась от 80 до 30 минут! [7]
Теоретические проблемы и недостатки урока как законченного целого, как части общего курса и системы уроков представлены в исследованиях М. И.Махмутова, М. Н.Скаткина, М. А.Данилова, В. И.Стрекозина, Ю. К.Бабанского, И. Т.Огородникова, И. Н.Казанцева, М. М.Левиной, Г. Д.Кирилловой и других. Они выделяют следующие недостатки:
Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен. [2]
Эффективность урока зависит от множества различных причин, ибо урок - явление, представляющее собой достаточно сложную процессуальную психолого-педагогическую систему. [10]
1. Точное и творческое
выполнение программно-
2. Учет реальных учебных
возможностей учащихся разных
возрастов, классов, уровня их воспитанности,
уровня сформированности
3. Продумывание и решение
в единстве задач образования
(формирование знаний, спец. и общеучебных
умений и навыков, познавательных
способностей, готовности к самообразованию);
воспитания (формирование мировоззрения,
активной жизненной позиции, опыта
правильного поведения и
4. Выбор рациональной
структуры и темпа проведения
урока, обеспечивающих успешное
решение поставленных задач и
экономное использование
5. Концентрация внимания
учащихся на усвоении
6. Обеспечение практической,
политехнической и