Современные требования к уроку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». [9]
Как писала профессор В.С. Безрукова: «Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно - иллюстративного до проблемно - развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. И если многие из них не выдержали испытания и не способствовали результативности образования, то сомнению подвергался не урок, а те или иные теоретические положения и рекомендации, вытекающие из них», и с этой оценкой роли урока, нельзя не согласиться.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………..................................................................................3

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА………….……………….………………………………………...….…...5
1.1 Цели и задачи урока………………..………………………………………..5
1.2 Недостатки уроков............................................................................................9
1.3 Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса…………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………………….16
2.1 Организация исследования и его результаты………………………….…16
2.2 Методические рекомендации…………………………………………...….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….......25

Файлы: 1 файл

Министество образования Российской Федерации.docx

— 80.87 Кб (Скачать файл)

7. Расширение арсенала  выбора методов преимущественно  за счет методов активного, интенсивного  обучения, использования на уроке  оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных  и проблемно-поисковых методов  обучения, методов работы под  непосредственным руководством  учителя и самостоятельной работы  школьников, методов стимулирования  у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности  и дисциплины, других мотивов  учения; расширения арсенала применяемых  методов, оказание предпочтения  тем из них, которые в данных  обстоятельствах способны наиболее  полно и глубоко донести до  школьников содержание учебной  информации, в наибольшей степени  активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание общеклассных  форм работы на уроке с групповыми  и индивидуальными, стремление к  организации учебного труда как  коллективной деятельности.

9. Осуществление на основе  диагностики реальных учебных  возможностей, дифференцированного  подхода к учащимся с акцентом  на применение мер дифференцированной  помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.

10. Формирование у всех  учащихся осознанного и активного  отношения к своей учебной  деятельности, навыков рациональной  организации учебного труда на  уроке; использование воспитательных  и развивающих возможностей хорошо  организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений  и навыков учащихся, их прилежания.

11. Общение с учащимися  на основе сочетания высокой  требовательности с уважением  к личности школьника, опора в  работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного  воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Развитие кабинетной  системы обучения в соответствии  с требованиями научно-технического  прогресса, целесообразное, рациональное  комплексное использование различных  средств обучения (учебников, наглядных  пособий, ТСО, средств информации  и ЭВТ и т.д.).

13. Соблюдение благоприятных  для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

14. Определение содержания  и объема домашних заданий  с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование  смысла и рациональной методики  выполнения заданий; стремление  к тому, чтобы обучение осуществлялось  преимущественно на уроке, а объем  домашней работы там, где это  возможно, сокращается.

15. Четкое следование замыслу  плана урока и одновременная  готовность гибко перестраивать  его ход при изменении учебных  ситуаций, переходить к реализации  запасных методических вариантов.

16. Выявление в ходе  самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов  образования, воспитания, развития  школьников, сравнение их с поставленными  педагогическими задачами, нахождение  важнейших причин недостатков  и успехов, учет результатов самоанализа  при планировании последующих  уроков. [11]

Сейчас, как никогда ранее, повысились требования к уроку - основной форме обучения. Урок зависит от многих составляющих. Но одним из важнейших условий повышения качества уроков является разнообразие методов и приемов обучения, видов деятельности, которые выполняют учащиеся. Любое однообразие порождает у детей чувство перегрузки. Оно возникает не столько от большого количества задач, их сложности, сколько от однообразия, серости и обыденности.

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

Рассматривая современный урок, как подготовку конкурентоспособного выпускника, часто задаются следующие вопросы: Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность педагогических приемов? Наличие современных технических средств обучения? Каким он, современный урок,  должен быть в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам? Конечно, найти однозначного ответа практически невозможно. Ведь сколько людей столько и мнений.

В стенах школы № 1541  г.Москвы , мы попытались провести опрос учителей по данному вопросу. В нем участвовало 10 учителей.

Итак, было предложено ответить на следующие вопросы:

Анкета.

Современный урок, каким он видится учителям.

  1. Как вы думаете, что должно отличать современный урок? Назовите несколько основных черт (научный подход, культура общения, самостоятельность, исследовательская работа, тесная связь учителя и ученика, этика, эстетика и т. д.)
  2. Как вы думаете все ли черты из перечисленных вами присутствуют на ваших уроках?
  3. Что, по вашему мнению, должны или могут сделать ученики, учителя, администрация, чтобы качество уроков стало более высоким.
  4. По каким из предметов вы чувствуете большую нехватку дополнительной литературы, методических пособий?
  5. Часто ли вам приходится посещать школьную библиотеку: каждый день, 1-2 раза в неделю, 1-2 в месяц, 1-2 в полугодие, только при подготовке к экзаменам, от случая к случаю, почти никогда.
  6. Часто ли вы посещаете районную библиотеку: каждый день, 1-2 раза в неделю, 1-2 в месяц, 1-2 в полугодие, только при подготовке к экзаменам, от случая к случаю, почти никогда.
  7. Согласны ли вы с утверждением, что взаимоотношения преподавателей и учеников должны носить характер сотрудничества?
  8. Преподаватели иногда унижают человеческое достоинство учеников?
  9. Назовите предметы и учителей, уроки которых, по вашему мнению, отличаются самым высоким качеством.

В ходе исследования, проанализировав все анкеты, мы  получили следующие результаты:

По мнению преподавателей школы № 1541 г.Москва, образование должно быть культурно-методическим центром, в котором должны проводиться нетрадиционные занятия, урок должен строиться на современном научном подходе, соблюдении культуры общения между учителем и учеником, самостоятельной и исследовательской работе, использовании инновационных технологий, экспериментаторской работе. Целесообразно использовать проблемный метод, осуществлять наблюдения, организовывать опережающее обучение, осуществлять межпредметные связи и всячески разнообразить урок, используя ролевые игры.

К учащимся педагоги предъявили следующие требования:

  1. Им надо быть добросовестными.
  2. Расширять кругозор.
  3. Заниматься научно-исследовательской работой.
  4. Читать дополнительную литературу.
  5. Уметь учиться и быть дисциплинированными.
  6. Быть активными.

О себе педагоги говорят следующее:

  1. Обладать высоким интеллектом.
  2. Соблюдать творческую дисциплину.
  3. Формировать у учащихся чувство уверенности в себе и своих силах.
  4. Воспитывать достоинство и свободу личности ученика.
  5. Повышать  опыт работы с новыми техническими средствами обучения.

Таким образом, изучение ответов, показало, что вызваны они исключительно нравственными и дисциплинарными эмоциями: педагоги говорят, что ученикам надо быть активными, не пропускать занятия, расширять кругозор и т.п. Мы предполагаем, если каждый учитель действительно не на словах, а на деле будет соблюдать творческую дисциплину, повышать свой интеллектуальный уровень, приходить на урок для того, чтобы научить, а не отработать час, показывать своим примером культуру поведения учащимся и т.д., то противоречий между учащимися и учителями никогда не будет, а будет нормальное сотрудничество учитель-ученик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

Подготовка учителя к уроку.

Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку:

  • Учёт особенностей учащихся класса:

- уровень класса;

- отношение учащихся к предмету;

- темп работы класса;

- сформированность ЗУН;

- отношение к разным видам учебной деятельности;

- отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;

- общая дисциплина учащихся.

  • Учёт индивидуальных особенностей:

- тип нервной системы;

- коммуникативность;

- эмоциональность;

- управление восприятием нового материала учащихся;

- умение преодолеть плохое настроение;

- уверенность в своих знаниях, умениях;

- умение импровизировать;

- умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

  • Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие:

- Определить место урока в теме, а  темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

- Отобрать три книги, относящиеся к теме урока: научные. Научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

- Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

- Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

- Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.

- Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

- Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.

- Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.

- Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.

- Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

- Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Частные:

- Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

- Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

- Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

- Задания и инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

- Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

- Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

- Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.

- Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

- Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

- Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.

Этапы планирования урока и подготовка к нему учителя.

- Разработка системы уроков по теме или разделу.

- Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.

- Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

- Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

- Формирование учебных задач урока.

- Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения.

- Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.

- Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.

- Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).

- Проверка оборудования и ТСО.

- Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

- Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.

- Выбор приёмов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.

- Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объёма и форм домашнего задания.

- Продумывание форм проведения итогов урока.

Информация о работе Современные требования к уроку