Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 00:48, курсовая работа
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». [9]
Как писала профессор В.С. Безрукова: «Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно - иллюстративного до проблемно - развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. И если многие из них не выдержали испытания и не способствовали результативности образования, то сомнению подвергался не урок, а те или иные теоретические положения и рекомендации, вытекающие из них», и с этой оценкой роли урока, нельзя не согласиться.
ВВЕДЕНИЕ…………………..................................................................................3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА………….……………….………………………………………...….…...5
1.1 Цели и задачи урока………………..………………………………………..5
1.2 Недостатки уроков............................................................................................9
1.3 Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса…………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………………….16
2.1 Организация исследования и его результаты………………………….…16
2.2 Методические рекомендации…………………………………………...….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….......25
7. Расширение арсенала
выбора методов
8. Сочетание общеклассных
форм работы на уроке с
9. Осуществление на основе
диагностики реальных учебных
возможностей, дифференцированного
подхода к учащимся с акцентом
на применение мер
10. Формирование у всех
учащихся осознанного и
11. Общение с учащимися
на основе сочетания высокой
требовательности с уважением
к личности школьника, опора в
работе на классный коллектив,
стремление добиваться
12. Развитие кабинетной
системы обучения в
13. Соблюдение благоприятных
для работы на уроке
14. Определение содержания
и объема домашних заданий
с учетом имеющегося времени,
не допуская перегрузки
15. Четкое следование замыслу
плана урока и одновременная
готовность гибко
16. Выявление в ходе
самоанализа полученных на
Сейчас, как никогда ранее, повысились требования к уроку - основной форме обучения. Урок зависит от многих составляющих. Но одним из важнейших условий повышения качества уроков является разнообразие методов и приемов обучения, видов деятельности, которые выполняют учащиеся. Любое однообразие порождает у детей чувство перегрузки. Оно возникает не столько от большого количества задач, их сложности, сколько от однообразия, серости и обыденности.
Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
Рассматривая современный урок, как подготовку конкурентоспособного выпускника, часто задаются следующие вопросы: Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность педагогических приемов? Наличие современных технических средств обучения? Каким он, современный урок, должен быть в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам? Конечно, найти однозначного ответа практически невозможно. Ведь сколько людей столько и мнений.
В стенах школы № 1541 г.Москвы , мы попытались провести опрос учителей по данному вопросу. В нем участвовало 10 учителей.
Итак, было предложено ответить на следующие вопросы:
Анкета.
Современный урок, каким он видится учителям.
В ходе исследования, проанализировав все анкеты, мы получили следующие результаты:
По мнению преподавателей школы № 1541 г.Москва, образование должно быть культурно-методическим центром, в котором должны проводиться нетрадиционные занятия, урок должен строиться на современном научном подходе, соблюдении культуры общения между учителем и учеником, самостоятельной и исследовательской работе, использовании инновационных технологий, экспериментаторской работе. Целесообразно использовать проблемный метод, осуществлять наблюдения, организовывать опережающее обучение, осуществлять межпредметные связи и всячески разнообразить урок, используя ролевые игры.
К учащимся педагоги предъявили следующие требования:
О себе педагоги говорят следующее:
Таким образом, изучение ответов, показало, что вызваны они исключительно нравственными и дисциплинарными эмоциями: педагоги говорят, что ученикам надо быть активными, не пропускать занятия, расширять кругозор и т.п. Мы предполагаем, если каждый учитель действительно не на словах, а на деле будет соблюдать творческую дисциплину, повышать свой интеллектуальный уровень, приходить на урок для того, чтобы научить, а не отработать час, показывать своим примером культуру поведения учащимся и т.д., то противоречий между учащимися и учителями никогда не будет, а будет нормальное сотрудничество учитель-ученик.
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Подготовка учителя к уроку.
Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку:
- уровень класса;
- отношение учащихся к предмету;
- темп работы класса;
- сформированность ЗУН;
- отношение к разным видам учебной деятельности;
- отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
- общая дисциплина учащихся.
- тип нервной системы;
- коммуникативность;
- эмоциональность;
- управление восприятием нового материала учащихся;
- умение преодолеть плохое настроение;
- уверенность в своих знаниях, умениях;
- умение импровизировать;
- умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
Общие:
- Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
- Отобрать три книги, относящиеся к теме урока: научные. Научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
- Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
- Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
- Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.
- Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
- Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
- Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
- Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.
- Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
- Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.
Частные:
- Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
- Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
- Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
- Задания и инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
- Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
- Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
- Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
- Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
- Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
- Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.
Этапы планирования урока и подготовка к нему учителя.
- Разработка системы уроков по теме или разделу.
- Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
- Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
- Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
- Формирование учебных задач урока.
- Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения.
- Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
- Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
- Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
- Проверка оборудования и ТСО.
- Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
- Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.
- Выбор приёмов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.
- Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объёма и форм домашнего задания.
- Продумывание форм проведения итогов урока.