Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:33, курсовая работа
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям
Введение
Детский коллектив в педагогическом процессе
2.1. Основные характеристики детского коллектива
2.2. Разновидности детского коллектива
2.3. Этапы развития детского коллектива
2.4. Роли и статусы в коллективе
Межличностные отношения педагог – учащиеся
3.1. Современные требования к педагогу в его профессиональной деятельности
3.2. Социально-психологические особенности взаимоотношений педагога и учеников
Метод психологического исследования межличностных отношений методом социометрии
4.1. Социометрическая методика
4.2. Анализ проведенного исследования методом социометрии
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Удмуртский Государственный Университет»
Институт педагогики и педагогической психологии
Кафедра педагогики и педагогической психологии
Курсовая работа
Тема: "Создание и формирование воспитательного коллектива"
Проверила: старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии Богомолова В.Д.
Выполнила: студентка II курса ФПП специальность социальная педагогика Пальгова (Калабина) А.С.
номер группы 3 031300 21
Ижевск 2006 г.
План
1. Введение
2. Детский коллектив в педагогическом процессе
2.1. Основные характеристики детского коллектива
2.2. Разновидности детского коллектива
2.3. Этапы развития детского коллектива
2.4. Роли и статусы в коллективе
3. Межличностные отношения педагог – учащиеся
3.1. Современные требования к педагогу в его профессиональной деятельности
3.2. Социально-психологические особенности взаимоотношений педагога и учеников
4. Метод психологического исследования межличностных отношений методом социометрии
4.1. Социометрическая методика
4.2. Анализ проведенного исследования методом социометрии
5. Заключение
6. Список литературы
1. Введение
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Воспитательный коллектив представляет собой органическое единство двух коллективов: педагогического и детского, выступающих существенными факторами формирования личности ребенка. Коллектив не только объект, но и субъект воспитания, имеющий свою логику развития. Стоит сказать о том, что в формировании воспитательного коллектива играет большую роль личность педагога, взаимоотношения между педагогом и учеником. Опытный педагог обладает рядом структурных компонентов, необходимых для любого педагогического воздействия на личность ребенка и детский коллектив в целом.
Актуальность данной работы состоит в том, что бы правильно подойти к созданию воспитательного коллектива, ведь в настоящее время существуют различные детские коллективы разной направленности и видами деятельности (школы, секции, клубы, лагеря). Начиная свою педагогическую деятельность в том, или ином воспитательном коллективе молодой педагог должен изучить межличностные отношения между учителями и воспитанником, должен знать требования к педагогу и его профессиональной деятельности, психологические особенности работы педагога с учащимися. Данные знания помогут молодому специалисту создать и сформировать сплоченный воспитательный коллектив, где все будут объединены единой целью.
В данной работе будут рассмотрены такие аспекты как: детский коллектив в педагогическом процессе, межличностные отношения педагог - учащиеся и метод психологического исследования межличностных отношений: социометрическая методика. Так как знания выше перечисленного способствуют для создания и формирования воспитательного коллектива.
2. Детский коллектив в педагогическом процессе
2.1. Основные характеристики детского коллектива
Педагогический процесс основывается на организации жизнедеятельности коллективов, которые создаются в различных учебно-воспитательных, образовательных учреждениях. Педагогика занимается организованными общностями детей и взрослых, практическое применение имеют результаты исследований различных наук, если они помогают использовать возможности коллектива для развития личности.
Коллектив (от латинского collectivus – собирательный) – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Основной категорией педагогики является воспитательный коллектив, состоящий из двух взаимосвязанных частей: педагогического коллектива (воспитатели, учителя) и детского коллектива (воспитанники). Детский коллектив имеет свою специфику как педагогически управляемое явление.
Детские коллективы являются объектом особой заботы общества, реализующего через них свою воспитательную функцию по отношению к подрастающему поколению. В них формируются социально ценные качества, необходимые человеку, вступающему в самостоятельную жизнь.
Детский коллектив – особая форма проявления коллективности, так как объединяет детей в процессе специально организованной, воспитывающей деятельности. Воспитательная функция его является не только главной, но по сути дела, и единственной. Эти обстоятельства во многом определяют облик детского коллектива, его черты, как субъект и объекта. Для ребенка он – среда обитания, будь то школьный класс, группа в интернате, клубное объединение или отряд в лагере. Дети выступают во взаимоотношения внутри коллектива, используя личностные ресурсы. Пытаются самоутвердиться, получают возможности для самореализации. Нуждаясь в коллективе, в коллективном общении, ребенок далеко не всегда выбирает коллективы по своему вкусу и желанию. Членом того или иного коллектива он становится в силу обстоятельств. В каждом случае ребенок вынужден приспосабливаться к тем правилам, нормам, которые свойственны этим коллективам.
В детском коллективе ребенок развивается как социально активная личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы. В нем он встречает общественное признание или не признание имеющихся у него или воображаемых им достоинств, поддержку или осуждение
Для педагогов детский коллектив – объект воздействия с помощью инструментов воспитания, а если принять точку зрения, что коллективом можно назвать лишь группу высокой степени развития, то его можно охарактеризовать как цель воспитательных усилий педагога.
2.2. Разновидности детского коллектива
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся разновидности детских коллективов.
Школьный класс – ученический коллектив, который создается для достижения целей образования и воспитания. Это – формальное объединение детей по возрастному признаку обучения по одной программе. Классный руководитель предъявляет детям требования, принятые в школе: распорядок учебной нагрузки, правила поведения, нормы взаимоотношений и т.п. общее пространство существования учеников приводит к тому, что постепенно формируются неформальные отношения, появляются дружеские группировки внутри класса. Задача классного руководителя – добиться чтобы для каждого ребенка класс стал привлекательным сообществом, в котором он чувствовал бы себя защищенным, имел комфортную среду общения. Особое значение в решении этой задачи имеет выявление мотивов учения. Педагогам сложно работать с классом, в котором не поддерживается успешность в освоении знаний, осуждается прилежание в учебе. Для класса основным видом деятельности является учение. Только создав атмосферу заинтересованности в обучении, можно рассчитывать на личностное развитие детей. Реализовать свой потенциал ребенку позволяют гуманистические отношения, которое вовсе не являются устойчивой характеристикой в детской среде, а должны быть объектом педагогической заботы.
Каждый класс имеет свою индивидуальность – уникальную совокупность свойств: сплоченности, организованности, дисциплинированности, эмоциональной атмосферы, характера внутриклассных отношений, специфики включения в коллективную деятельность. В формировании индивидуальности класса оказываются особенности его половозрастного состава, воспитательной системы школы и социального окружения, а также личностные черты классного руководителя.
Клубное объединение. В кружок, спортивную секцию, клуб ребенок приходит добровольно. Причиной выбора конкретного объединения может стать привлекательность содержания деятельности. Клубы предлагают различного вида творческой деятельности и с её помощью включают детей в социальную практику. Современная система дополнительного образования располагает богатейшим разнообразием направлений деятельности клубных объединений: военно-спортивных, краеведческих, туристических, экологических, и др. здесь нет строго заданной программы, пропуск части которой повлечет за собой невозможность участия в деятельности объединения. Клубы создаются на основе общего интереса, всегда выглядят как благоприятная среда общения. Это, как правило, разновозрастные формирования, что обуславливает выстраивания особых взаимоотношений старших и младших. В клубном объединении возможно действительное самоуправление, хотя в позиции организатора находится взрослый.
Детские организации – это особый тип общественных отношений, представляющий собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, которое создается для реализации какой либо социально ценной идеи (цели), имеет регулирующее его деятельность нормы и правила, выраженную структуру и фиксированное членство. Такие объединения предлагают детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность, формирующая определенные отношения между взрослыми и детьми. Сюда относятся религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские и пионерские организации и др. Таким объединениям противопоказана повелительная позиция взрослого. Необходим человек социально активный, лидер и организатор детской самодеятельности. Структура детского коллектива, действующего в рамках общественной организации, зависит от особенностей деятельности. Поскольку это всегда – «игра во взрослых», дающая опыт социальных отношений, то просматривается подражание каким – либо государственным или общественным структурам. Скауты формируют отряды, разделяя их на патрули, имеют форму, знаки различия, похожие на армейские. Юные парламентарии избирают спикера и наделяют его соответствующими полномочиям.
Общественная организация предполагает и особые внутриколлективные отношения: например, выборность руководящего органа, наличие каких-либо званий, рангов (что соответствует статусу), подчиненность в зависимости от занимаемого положения.
Временный детский коллектив ограничен сроками существования: от 10 до 45 дней. Это может быть отряд в лагере, экспедиция, поход, исследовательская группа и т.п. Такому детскому формированию присущи следующие характерные особенности:
автономность – дети находятся вне влияния семьи и школы или другого постоянного окружения, дает возможность смены ролей (быть другим);
сборность – в одной группе оказывается дети с различным жизненным опытом, представлениями о нормах поведения, отношений; возникает необходимость подчиняться новым требованиям, устанавливать коммуникативные связи, это ведет к высокому моральному напряжению.
Условия существования временного формирования способствует высокой интенсивности общения детей, поскольку оно становится необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной, быстро возникают контакты, завязываются отношения. Совместная деятельность также требует особого темпа в поиске общих решений, осуществления. Дети видят результат коллективных усилий. Все это приводит к высокому динамизму внутриколлективных процессов. Ученые считают, что при правильной педагогической позиции отряд за смену в лагере вполне может достичь высокого уровня развития коллектива.
Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
Информация о работе Создание и формирование воспитательного коллектива