Создание и формирование воспитательного коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям

Содержание работы

Введение
Детский коллектив в педагогическом процессе
2.1. Основные характеристики детского коллектива
2.2. Разновидности детского коллектива
2.3. Этапы развития детского коллектива
2.4. Роли и статусы в коллективе
Межличностные отношения педагог – учащиеся
3.1. Современные требования к педагогу в его профессиональной деятельности
3.2. Социально-психологические особенности взаимоотношений педагога и учеников
Метод психологического исследования межличностных отношений методом социометрии
4.1. Социометрическая методика
4.2. Анализ проведенного исследования методом социометрии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Данные, полученные психологами говорят о необходимости обращать самое серьезное внимание в школах на работу по сплочению и воспитанию коллектива учителей, по созданию в нем здорового психологического климата. оптимизация межличностных отношений – непременное условие успешного руководства развитием учебно-воспитательного коллектива, повышения сплоченности и работоспособности всего школьного коллектива.

 

Все выше сказанное относится не только к школам, но ко всем воспитательным коллективам будь то детский сад, кружок, секция. Отношения между воспитателями, руководителями данных коллективов будут несомненно отражаться и на воспитанниках. Поэтому педагогу важно уделить внимание на систему «учитель-учитель».

 


4. Методы психологического исследования

межличностных отношений

4. 1 Социометрическая методика

Слово социометрия» буквально означает «социальное измерение». методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений, как привлекательность одного человека для другого, популярность – не популярность индивида в группе и др. с помощью социометрии можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных отношений в коллективе. На основании данных, полученных с помощью этого метода, в какой-то мере определить степень сплоченности группы, выяснить позицию каждого индивида в группе, определить «звезд», то есть наиболее популярных лиц в группе, и  «изолированных», узнать о существовании внутри группы неформальных подгрупп и об отношениях между ними. Можно сравнивать организационную структуру класса и эмоциональные связи, например, выяснить является ли официальный актив класса действительным ядром группы.

Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т. п. вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора. Например: «С кем вы хотите вместе работать на производственной практике?» или «Кого вы пригласите на день рождения?» и т.д. Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов, критериев. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, тем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности  (труде, учении, досуге, доверительной дружбе и т.д.)

Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, который сделает каждый член группы. Чаще всего количество выборов ограничено до трех выборов. Эксперимент с фиксированным числом выборов значительно легче подвергнуть математической обработке, что особенно важно для руководителя, который проводит социометрию в практических целях.

Результаты, получаемые при помощи социометрической методике, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией.

Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива. В малочисленном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности. В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.

Руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки (по 3 – 5 человек), которые имеются в коллективе, объединять симпатизирующих друг другу людей. Достаточно авторитетная в коллективе группа людей может возглавить подготовку и проведение определенного мероприятия, т. к. опираясь на свой круг общения, люде гораздо эффективнее могут выполнять организаторские функции. Учитывая реально существующие межличностные связи, руководитель добивается двоякой цели: включает членов группировок в коллективную жизнь и влияет на жизнь самой группировки.


4.2. Анализ проведенного исследования методом социометрии

 

В ходе исследования межличностных отношений между учащимися четвертого класса г. Чайковского, с помощью метода социометрии было выявлено, что сформированный школьный коллектив разделился на группы. Данные группы состоящие из двух трех человек являются не устойчивыми во взаимном выборе. В изучаемом классе выявлена одна устойчивая пара. Эта устойчивость выявилась в ответах на вопросы, которые предполагают взаимное сотрудничество в паре. Например: на вопрос «С кем из своего класса вы бы хотели поделиться своей тайной?» всего был один устойчивый взаимный выбор. Остальные 7 выборов не были взаимны.

Всего было задано  десять вопросов, включающих в себя разные виды возможной совместной деятельности (учебы, работы, отдыха). Во всех вопросах был устойчив только один взаимный выбор. Это говорит о том, что только двое ребят имеют тесную связь между собой. Так же в классе есть один «отверженный» мальчик, который на все вопросы не дал ни одного ответа и его никто не выбрал. Есть несколько девочек, которые мало общительны. У них в основном неустойчивые выборы, встречаются и взаимные неустойчивые выборы.

Исследование показало, что между мальчиками нет взаимных устойчивых выборов, что тоже говорит о не сплоченном воспитательном коллективе.

Нельзя сказать о том, что дети не общаются между собой. На общешкольные мероприятия, например поход с классом, они выбирают всех одноклассников. Первый вопрос («С кем из учеников своего класса вы бы хотели сидеть за одной партой?») содержит в себе наибольшее количество взаимных выборов.

В целом класс объединяет только совместная деятельность – учеба. Классному руководителю стоит обратить внимание на то, чем дети больше интересуются. Сформировать актив класса для проведения обще классных мероприятий и привлекать к ним «отверженных» учеников.


5. Заключение

 

В данной работе были рассмотрены аспекты необходимые для создания и формирования воспитательного коллектива. Педагог, обладающий знаниями основных характеристик детского коллектива, знающий его структуру и отвечающий требованиям, которые необходимы для педагогической деятельности, может достигнуть хороших результатов в своей профессиональной деятельности. Эффективность воспитательной работы во многом зависит от педагога, от того, насколько педагог смог объединить детей, незнающих друг друга.

Если педагог, проработав с коллективом долгое время, сможет доверить своим воспитанникам подготовить классный час, провести какое-либо другое мероприятие без его помощи, то этот факт говорит о том, что налажены межличностные отношения между учениками, педагог знает своих воспитанников. Также можно отметить, что такой педагог выделяет воспитательную функцию коллектива не только главной, но, по сути, и единственной. Ведь для ребенка коллектив – это среда обитания, где он формируется как личность и если в этой среде появится педагог, не знающий всех особенностей воспитательного коллектива, то он (педагог) может повредить развитию ребенка, а в последствии и коллектива в целом. Поэтому необходимо обращать внимание и изучать характеристики детских коллективов, уделять внимание на роли и статусы, которые занимают дети в коллективе, роль учителя в нем, и конечно проводить различные исследования для выявления межличностных отношений между учениками. Все это создаст более благоприятные условия для создания сплоченного коллектива и поможет педагогу уверенно чувствовать себя на занимаемом месте, видеть воспитанников «насквозь», замечать недостатки и устранять их.

 


Список используемой литературы

 

1.            А.А. Байкова, Л.К. Гребнкина, О.В. Еремкина и др.: под редакцией В.А. Сластенина. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004г.

2.            Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения.: В 2 т. – М., 1981г.

3.            Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М., 1978г

4.            Г.Н. Казанцева, Н.И. Леонов. Методики изучения групп и коллективов: Методическое пособие для студентов – практикантов и классных руководителей.: Ижевск. – Издательство Удмуртский университет, 1993г.

5.            Учебник социальная психология средних педагогических вузов.

6.            Методика воспитательной работы второе издание профессионального высшего образования. Учебное пособие. – М. 2004г, под редакцией В.А. Сластенина.

 

2

 



Информация о работе Создание и формирование воспитательного коллектива