Специфические особенности авторитета учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

Педагогическая деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания младших школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Глава. Сущность педагогического авторитета……………………………….5
1.1 Понятие об авторитете учителя-воспитателя................................................5
1.2 Структура педагогического авторитета…………………………................11
2.Глава. Экспериментальная проверка значения различных компонентов (личностного и профессионального) авторитета педагога для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса………………….….21
2.1 Задачи, содержание и организация констатирующего эксперимента….. 21
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………….22
Заключение………………………………………………………………...…….33
Список литературы……………………………………………………………...35
Приложение……………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Спецефические особенности авторитета учителя.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

    Макаренко  А.С. говорил, что воспитатель,  не имеющий авторитета, не может быть воспитателем.

    Ложный же  авторитет вызывает у учащихся  такие качества, как враждебность, лживость, цинизм, тревожность, бесчувственность, негативизм, приспособленность, и  комплекс неполноценности.

    В воспитании  и обучении невозможно обойтись без авторитета, то есть власти педагога, как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации его творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния учителя. Если же она принижает, насилует, деформирует , то вырождается в орудие авторитарности, диктата и беззастенчивого манипулирования воспитанников [22, 81].

    Известно, что сведения, исходящие от человека, пользующегося заслуженным авторитетом, усваиваются значительно быстрее и лучше. Да и не только сведения.  Как-то  известный медик, академик  И.О.Кассирский сказал своим ученикам - студентам:  “Когда вы даете больному аспирин – это лекарство, а когда даю его я – это лекарство плюс мой авторитет”.

    Подводя итог  сказанному, следует отметить, что  авторитет учителя-воспитателя необходим  в учебно-воспитательном процессе. Надо отличать настоящий авторитет  от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.  Некоторые учителя придерживаются следующих положений:

-“Один я все знаю, вы все неучи”.

- Учащиеся по успеваемости  делятся на сильных, средних и слабых.

-“Главное добиться  высоких результатов в поведении  и успеваемости” и др.

    Действительный  же авторитет основывается на  гражданской деятельности, гражданском  чувстве, на знании жизни ребенка,  уважении и ответственности за  его воспитание. Истинный авторитет зависит в первую очередь от отношения к учащимся, знания своего предмета, культуры и  общей эрудиции педагога.

    Таким образом,  самовоспитание, направлено на формирование  качеств, не имея которых невозможно  завоевать высокий авторитет  – первоочередная  задача педагога. Для этого необходимо выявить качества, которые мешают завоевать авторитет, сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижения поставленной цели. Данная задача посильна любому учителю. Необходимо только нацелить себя на серьезную, нелегкую работу, на преодоление лени. “Преодолеть лень можно самовнушением, самовоспитанием. Для этого есть единственный, вернейший способ – это заставить себя сделать то дело, которое нужно сделать. Другого способа нет”, - писал А.С Макаренко [17, 299].

 

1.2 Структура педагогического  авторитета

     Каждая  профессия требует от человека  определенных качеств. Особенностью  учительской профессии является  то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек.

    Успех же  педагогической деятельности, как  и других видов труда, зависит  не от второстепенных качеств  личности, а от основных, ведущих, которые предают определенную окраску, стиль действиям и поступкам учителя.

    Рассматривая лишь основные составные части авторитета  или компоненты авторитета учителя. Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты. Рассмотрим их более подробно.

    Личностный  компонент педагогического авторитета  включает в себя следующие  качества учителя. 

    Во-первых, это  любовь к детям и педагогической  профессии.

    Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

    Следует различать  любовь учителя к своей профессии  и любовь к детям. Отношение  человека  к своей профессии,  любовь к ней зависит от  общественно-исторических условий.  Зависит это от потребностей  общества в специалистах тех или других профессий и от склонностей и способностей человека.

    Любовь к  детям является важным условием  формирования педагогического авторитета. Некоторые учителя ставят перед  собой вопрос: “Почему мне так  дорога педагогическая профессия?”  – и отвечают: “ Прежде всего, мне близки и дороги растущие, молодые люди, способные верить и критиковать, любить и ненавидеть, уважать и презирать, сохранять благородную память о лучших своих воспитателях”. “Всякий моральный здоровый человек любит детей. А любить детей по-настоящему – значит любить их в горе, и в радости, и даже тогда, когда их развитие в чем-нибудь отклоняется от нормы… Любить – значит уважать человека, понимать его, заботиться о нем, оберегать его и находить во всем этом величайшее удовольствие. Жить среди детей, работать с ними, воспитывать и учить их – что может дать больше счастья? Важно только, чтобы в каждом ребенке видеть не шалуна Ваньку, а человека, маленького, но настоящего человека…” [27, 34].

    Любить детей  – это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.

    Заслуженный  учитель И.О Тихомиров говорит,  что в педагогической профессии  самым сложным является умение  найти путь к детскому сердцу. “Без этого нельзя ни учить,  ни воспитывать. Учитель, равнодушно относящийся к ученикам, - нелепость… Не кричите на своих воспитанников, не оскорбляйте их. Щадите детское самолюбие. Ранить его легко, но как глубоки бывают следы этих ран и как тяжелы последствия!” [27, 35].        

    Примером любовного отношения к детям и к учительской профессии служит педагогическая деятельность Л.Н Толстого.

    О любви  учителя к детям Л.Н.Толстой  писал: “Если учитель имеет  только любовь к ученику, как  отец, мать, он будет лучше того  учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель”. Любовь к педагогической деятельности в значительной степени зависит от любви к детям, от понимания психологии детского возраста.

    Но коль  скоро речь идет о личностном  компоненте авторитета, необходимо  специально остановиться еще  на одном немаловажном моменте.  Вспомним мудрые слова Сухомлинского  В.А. о том, что право на  уважение имеет лишь тот, кто  уважает других людей.

    Каждому взрослому  отлично известно, как удивительно  тонко улавливают отношение к  себе дети. Насколько болезненно  переживают малейшее проявление  не доверия к их словам, как  обостренно их чувство собственного  достоинства. И  ничего, кроме  обиды, раздражения, замкнутости, даже прямой враждебности, не в праве ожидать тот учитель, которому сознание своего превосходства не позволяет разглядеть в каждом своем юном подопечном прежде всего личность. О каком личностном авторитете такого педагога можно говорить! Да и сам он вряд ли будет стремиться завоевать авторитет и любовь ребят, если для него никакой ценности не представляет их мнение о нем – ведь они ему не интересны. Но если бы дело было только в безразличных формалистах, это пол беды. Проблема, конечно же, не только в этом.

    Порой и  опытному, квалифицированному педагогу  нелегко признать себя неправым  перед лицом своих же собственных  учеников, заставить себя выступать  в роли отчитывающегося перед  ними как перед равными. Трудно  всегда и во всем самому полностью соответствовать тем требованиям, которые   предъявляют детям. Мешают и возрастная дистанция, и боязнь потерять свой авторитет, а порой и учительский снобизм, представление о самой роли педагога как о твердой гарантии от любых ошибок. Но если учителю удалось переступить эти препятствия, преодолеть себя, педагогический  успех не заставит долго ждать.

     Уважение  и доверие к школьнику –  важнейшее слагаемое личностного  компонента авторитета учителя.  Для того чтобы прийти к  этому выводу, не нужно тратить особых усилий на скрупулезный анализ педагогических систем таких учителей. Этот принцип составляет основу всей их педагогической деятельности и в то же время лежит, что называется, на самой поверхности. Может быть, именно поэтому на нем порой и не задерживается взгляд многочисленных учителей – последователей.

    Взаимное уважение  – обязательное условие отношений  авторитетности не только в  системе “педагог – ученик”.  И в ребячьей среде личностный  авторитет сверстника также строится  именно на этой основе. Фундаментом подлинного дружеского отношения является взаимная значимость людей. Авторитетность одного, базирующаяся на неавторитетности для него остальных, - практически стопроцентная гарантия общегруппового неуспеха, типичная причина, по которой группа оказывается не в состоянии решить стоящие перед ней задачи. Особенно ярко проявляется эта закономерность, когда дело касается взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.

     Педагогический  авторитет во многом зависит  от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п .).

    Внешность  учителя и его культура поведения  в значительной мере влияют  на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях  приходят в хорошем костюме,  постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.

    Учитель должен  быть настойчивым и до конца  требовательным. Насорил – убери,  оскорбил – извинись, не выучил урока – останься после уроков и выучи урок. Не уговаривать, а категорически требовать.

    Требовательность  учителя проявляется во всем  – в выполнении домашних заданий,  в оценке знаний школьников, в  соблюдении правил поведения  на уроке и вне урока.

    Рассмотрим  теперь более подробно профессиональный  компонент педагогического авторитета. К нему относятся такие качества, как профессиональные знания, педагогический  такт, стиль взаимодействия учителя-воспитателя  и учащихся и др.

    Во-первых, авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой каждого предмета. Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить. Способность учителя в процессе классной и внеклассной работы все видеть, все знать, по едва заметным признакам  каждого ученика или класса в целом судить о настроении учащихся, о понимании или не понимании ими объяснения педагога, о подготовленности их к уроку, о совершенном тем или иным учащимся поступки также является профессиональном – психологическим качеством хорошего учителя.

    Учитель - мастер  своего дела обладает наблюдательностью  ученого и в понимании душевных  переживаний своих учеников –  знаниями психолога.

    В воспитании  у учителей культуры наблюдения большое значение имеют знания общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики и частных методик. Эти науки помогают разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и сделать его организованно и целенаправленно.

   Знания в области указанных наук помогут учителю правильно оценивать каждый поступок своих учеников и научно обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом.

    В творческой  педагогической деятельности не  бывает двух совершенно одинаковых случаев, требующих одних и тех же мер педагогического воздействия. Одна и та же мера по отношению к одному учащемуся даёт положительный эффект, по отношению к другому – отрицательный, а по отношению к третьему не даёт ни какого эффекта. Лучшие учителя знают индивидуальные особенности каждого ученика, понимают психологию ребёнка, находят путь к сердцу своих воспитанников и в этом видит радость творческого педагогического труда.

    Профессионально  – психологические качества у  учителя воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других педагогов, так как черты характера хорошего учителя и воспитателя формируются в педагогическом коллективе.

    Педагогическая  профессия требует от учителя  постоянного совершенствования своих знаний, практических  умений и навыков. Всесторонность  интересов и знаний учителя является необходимым условием его успешной школьной и общественной работы. Плохо, если знания и общее развития учителя не выходят за рамки узкой предметной специальности. А еще хуже, если его знания укладываются в объём учебника. Такой учитель не пользуется авторитетом среди учащихся и сам не получает нравственного удовлетворения от своего труда.

    При разрешении  воспитательных или учебных вопросов  учитель не может пользоваться рецептами, шаблонными схемами и механически заимствованным опытом других учителей. Проявлением творческих способностей учителя в разрешении учебно-воспитательных вопросов и является педагогический такт. Педагогический такт невозможен без знания учителем своего предмета и педагогической науки, особенно возрастной и педагогической психологии.

    Авторитет   учителя-воспитателя также зависит  от того, какой стиль взаимодействия  сложился у учителя с учениками. 

Информация о работе Специфические особенности авторитета учителя