Специфические особенности авторитета учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

Педагогическая деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания младших школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Глава. Сущность педагогического авторитета……………………………….5
1.1 Понятие об авторитете учителя-воспитателя................................................5
1.2 Структура педагогического авторитета…………………………................11
2.Глава. Экспериментальная проверка значения различных компонентов (личностного и профессионального) авторитета педагога для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса………………….….21
2.1 Задачи, содержание и организация констатирующего эксперимента….. 21
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………….22
Заключение………………………………………………………………...…….33
Список литературы……………………………………………………………...35
Приложение……………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Спецефические особенности авторитета учителя.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

    

    Сравнив данные  результаты с результатами нашего исследования, видно что существенных различий между ними нет.

    Таким образом,  проанализировав какие качества  учителя-воспитателя являются наиболее  важными для различных субъектов  учебно-воспитательного процесса, можно  сделать следующие выводы.

    Младшие школьники считают наиболее значимым личностный компонент педагогического авторитета. Это объясняется их психологическими особенностями (учителю предъявляются те же требования, что и к своим родным). А также не умением оценивать качество профессиональных знаний. Подростки и старшеклассники выделяют как наиболее важный профессиональный компонент педагогического авторитета, хотя придают и не малую значимость личностному компоненту. Это происходит потому, что старшеклассники осознают потребность в хороших знаниях для дальнейшего обучения. И поэтому им важно, чтобы учитель знал свой предмет и умел доступно объяснять. Студенты- выпускники педагогического вуза  в связи со спецификой своей деятельности, считает более значимым профессиональный компонент. Опытные же учителя считают значимым как личностный, так и профессиональный компоненты педагогического авторитета.

 

Заключение

    В ходе исследования  выяснили, что авторитет учителя-воспитателя это важнейшее средство воспитательного воздействия. Авторитет учителя – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя-воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т.п. Истинный авторитет – это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю.

    Целью работы  было выявление компонентов, составляющих  содержание педагогического авторитета  и определение их значения  для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе. В ходе исследования выявили два основных компонента педагогического авторитета: личностный (любовь к детям, любовь к профессии, терпение, доброта, справедливость, ит.п.) и профессиональный (педагогические знания, педагогический такт, стиль взаимодействия и т.п.).  И эти компоненты по-разному воспринимаются детьми разного возраста. Учащиеся  младших классов больше обращают внимание на внешний вид учителя, его доброту, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приемам и знаниям учителей. Учащиеся среднего и старшего школьного возраста оценивают своих учителей сточки зрения особенностей их характера (требовательность, прямота, чуткость и отзывчивость, правдивость по отношению к учащимся и т.д.), знания своего предмета, педагогического мастерства. Авторитетом пользуется учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями.

По результатам можно  сделать вывод. Компоненты педагогического авторитета имеют неодинаковое значение для различных субъектов учебно-воспитательного процесса в зависимости от возраста и педагогического опыта. Для учащихся младших классов большее значение имеет личностный компонент авторитета. Младшие школьники относят учителя к кругу высоко – значимых взрослых, ему подражают, его авторитету подчиняются. Подростки и старшеклассники более значимым считают профессиональный компонент авторитета, но немаловажным остается для них личностный компонент. Для авторитетного педагога обязательны оба компонента педагогического авторитета. Но просто механического их сложения недостаточно. Они должны быть освещены индивидуальным творчеством учителя.

 

Список литературы

1.Авторитет педагога // Рабочий путь.-1988,-2окт.-с.1

2.Авторитет учительства // Первое сентября. -1995,-14марта.

3.Авторитет учителя  // Парт. Жизнь.-1989, №8.-с.56

4.Андриади И.П. Истоки  становления авторитета учителя  //Школа и производство.-2001,-№8.с.2

5.Андриади И.П.Основы  педагогического мастерства-М.: Издательский центр “Академия”,1999.

6.Березняк Е. Авторитет  учителя: из чего он складывается.//Учитель.1997, -№3.-с.6

7.Березняк Е. Дети  другие. А учитель? Откровенно  об авторитете педагога.//Правда.-1987,-23 сентября.

8.Вавилов Ю. П.  Специфика  профессии учителя начальных классов //Педагогическое образование и наука.2002.-№1.с.33-35

9.Васильев.И. Идея и  дело.//Учительская газета.-1987,18 августа.

10.Елканов С.Б.Основы  профессионального самовоспитания  будущего учителя .-М.: Просвещение, 1989.-189с.

11.Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.      -М.: Издательский центр “Академия”. -2002.-208с.

12.Климов Е.А.Как выбрать  профессию. - М.: Просвещение, 1990.-159с.

13.Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь  авторитета личности и авторитета  роли учителя.//Вопросы психологии. -1987. –№2. –с.99

14. Кондратьев М.Ю. Слагаемые  авторитета. – М.: Знание, 1988.

15.Крупская Н.К. Педагогические  сочинения.: В 10 Т.М,1959.Т.3.

16.Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций, - М.:1996. –с.142-147.

17.Макаренко А.С. О  воспитании. – М.: Школьная Пресса, 2003. -192с.

18.Митина Л.М. Учитель  как личность и профессионал. –М.: Дело,1994.-216с

19.Невежина И. Как  вернуть учителю авторитет? //Первое  сентября. -1999.-18 декабря с.2.

20.О значении авторитета  в воспитании /История педагогики  в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. –М.: Академия,2002, -400с.

21.Ольшанский В.Б. Практическая  психология для учителей. – М.: Онега,1994. –с.219-227.

22.Основы педагогического  мастерства/Под ред.И.А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989.-302с.

23.Профессия – учитель: Беседы с молодыми учителями./Под ред.В.Г. Онушкина.-М.:Педагогика,1987. -192с.

24.Прощицкая Е.Н. Выбирайте  профессию .- М.: Просвещение,1991.-144с. 

25.Рогов Е.И. Учитель  как объект психологического  исследования.

26.Рыданова И.И. Основы  педагогики общения. – М.:1998. –с.78-83.

27.Самуйленков Д.Ф.  Мастерство, педагогический такт  и авторитет учителя. – Смоленское  книжное издательство. -1961, -с.213.

28.Сахаров В.Ф., Сазонов  А.Д. Профессиональная ориентация  школьников.-М.: Просвещение, 1982.-192с.

29.Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения.-М.:1998. –с.113-115.

30.Сухомлинский В.А.  Методика воспитания коллектива. – с.56-57.

31.Ушинский К.Д. О  пользе педагогической литературы.//Собр. соч.: Т.2.М.,1948. –с.29.

32.Яковлев.С. Имидж  учителя: каким ему быть?//Учитель.-1999. -№1.с.64-70.

 

Приложение №1

Констатирующий эксперимент  для младших школьников.

 

Метод ранжирования:

    Расположи  по степени важности следующие  качества педагога:

Добрый, отзывчивый, терпеливый, справедливый, хорошо объясняет урок, много знает, требовательный, аккуратный, искренний, интересно ведет уроки.

 

Методика “Продолжи предложение”.

    1.Я люблю  своего учителя, потому что  он …

    2.Учитель –  это …

    3.Я хотел  (а) бы, чтобы учитель был…

    4.Я слушаюсь  учителя, потому что он…

    5. Мне нравиться  в учителе…

    6.Мне нравится,  когда учитель…

    7.Мне не  нравится,  когда учитель…

 

Констатирующий эксперимент  для подростков и старшеклассников

 

Метод ранжирования:

    Расположи  по степени значимости:

Справедливый, строгий, требовательный, добрый, хорошо и доступно объясняет  урок, терпеливый, человечный, одевается, как подобает учителю, много знает, любит детей, отзывчивый.

 

Методика “Продолжи предложение”.

    1.Авторитетный  учитель – это…

    2.Главное, чтобы  учитель…

    3.Хуже всего,  когда учитель…

    4.Я хотел(а)  бы, чтобы учитель был…

    5.В школе  мои учителя…

    6.Мне очень  не нравиться, когда учитель…

    7. Когда ко  мне приближается учитель…

 

 

Метод тестирования

    Выбери вариант, который считаешь наиболее правильным или подходящим.

    1.По-моему,  хуже всего, когда педагог:

    А.Не скрывает, что некоторые учащиеся ему  не симпатичны, насмехается и  подшучивает над ними;

    Б.Вызывает  дух соперничества в коллективе;

    В.Недостаточно знает свой предмет.

 

   2.По-моему, лучшим  педагогом является тот, кто:

   А.Проявляет интерес  к учащимся и каждому имеет  индивидуальный подход;

   Б.Вызывает интерес  к предмету так, что учащиеся  с удовольствием углубляют знание  в этом предмете;

   В.Создаёт в коллективе такую атмосферу, при котором никто не боится высказать своё мнение.

  3.Оказывает ли  внешний вид педагога влияние  на твоё отношение к нему:

  А.Да

  Б.Нет

  В.Все равно

  4.Обращаюсь за  советом к учителю:

 А.Часто

 Б.Иногда

 В.Никогда

  5.У вас случилась  неприятность. Кому вы расскажите: 

 А.Друзьям

 Б.Учителю

 В.Родителям

  6.Кто может вам  указать на ваши недостатки, кого  вы больше послушаете:

 А.Друзей

 Б.Учителя

 В.Родителей

  7.Кто может быть  для вас примером в жизни:

 А.Учитель

 Б.Друг (подруга)

 В.Литературный герой .

 

Констатирующий эксперимент  для учителей и студентов –  выпускников.

  Метод ранжирования:

Расположите эти характеристики от наиважнейшей (1), до наименее важной(15):

Чуткость, справедливость, требовательность, уравновешенность, ответственность, терпеливость, доброжелательность, творчество, самовоспитание, самообразование, общительность, чувство такта, знание предмета, вежливость, трудолюбие.

  

  Метод тестирования.

                                                         Тест№1

    Какие, по  вашему мнению, главные знания  и умения (оцените по десятибалльной  шкале):

5- первоочередной важности;

4- важное;

3- достаточно важное;

 

2- не играет решающей  роли;

1- не играет роли;

0- нейтрально;

-1-скорее отрицательная роль;

-2-видимо,играет отрицательную  роль;

-3-явно отрицательная  роль;

-4-приносит вред в  педагогическом процессе;

-5-приносит сильный  вред;

 

1.В любой ситуации  помнить, что школьник это личность, беречь его достоинства.

2.Умение грамотно и  правильно говорить обладать богатым словарным запасом, быть эрудитом.

3.Умение доверительно  и открыто общаться, вести диалог.

4.Умение превращать  учащихся в соавторов учебного  процесса.

5.Умение ставить на  место нарушающих дисциплину, беречь  достоинство учителя.

6.Знание потребности и интересов учащихся.

7.В любых ситуациях  сохранять спокойствие.

8.Умение держать дистанцию,  не выходить за рамки роли  учителя, не становиться на  один уровень с ними.

9.Не выделять любимчиков, равно принимая всех учащихся.

10.Постоянно анализировать свою деятельность и само совершенствоваться.

11.Умение оставить  свои чувства в стороне, руководствуясь  в общении с учеником только  целесообразностью.

12.Умение вчувствоваться  во внутренний мир учащегося,  сопереживать ему.

13.Знание своего предмета, методик.

14.Сохранение чувства  такта.

 

                                                  Тест №2  

    Предлагается  в утвердительной форме объективно  ответить на вопросы, касающиеся  вашего характера, отношений,  привычек, склонностей. Если утверждение  соответствует вашему поведению и отношению к учащимся, то поставьте знак(+), если не соответствует (-). Ели вы никогда не сталкивались с некоторыми из этих ситуаций постарайтесь представить, как бы вы повели себя в них.

  1.В работе с  людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.

  2.Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком  много инициативы.

  3.Я умею объективно  оценивать своих учеников, выделив  среди них сильных, средних  и слабых.

  4.Я редко настаиваю  на своём, чтобы не вызвать у учеников раздражение.

  5.Уверен, что мои  оценки успехов и неудач учащихсяч  точны и справедливы.

Информация о работе Специфические особенности авторитета учителя