Специфика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 06:33, контрольная работа

Описание работы

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.
В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:
— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

Содержание работы

Характеристика форм обучения детей математике вне занятий ………..
Специфика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий………………………………………………………..
Вывод……………………………………………………………………………………………………….
Практическое задание…………………………………………………………………………….
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

  1. Характеристика форм обучения детей математике вне занятий ………..
  2. Специфика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий………………………………………………………..
  3. Вывод……………………………………………………………………………………………………….
  4. Практическое задание…………………………………………………………………………….
  5. Список литературы…………………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Характеристика форм обучения  детей математике вне занятий.

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под  руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных  средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

 В настоящее время в практике  работы детских дошкольных учреждений  широко распространены следующие  средства формирования элементарных  математических представлений:

 — комплекты наглядного дидактического  материала для занятий;

 — оборудование для самостоятельных  игр и занятий детей;

 — методические пособия для  воспитателя детского сада, в  которых раскрывается сущность  работы по формированию элементарных  математических представлений у  детей в каждой возрастной  группе и даются примерные конспекты занятий;

 — сборной дидактических  игр и упражнений для формирования  количественных, пространственных  и временных представлений у  дошкольников;

 — учебно-познавательные книги  для подготовки детей к усвоению  математики в школе в условиях  семьи.

Работа вне занятий является существенным и необходимым дополнением  к занятиям по формированию элементарных математических представлений в  образовательном учреждении.

1. Ведущее место здесь принадлежит  развивающим играм интеллектуально-математического  содержания.

 Невозможно решить все задачи  раздела «Формирование элементарных  математических представлений»  на одном занятии в неделю, на которое в связи с возрастными  особенностями детей старшего  дошкольного возраста отводится  25-30 минут. Оптимальное решение  этой проблемы - проведение развивающих  игр с математическим содержанием  в вечернее или другое свободное  время. Подбор игр осуществляется  воспитателем таким образом, чтобы  не упустить задач, которые  реализуются в это время в  разделе «Формирование элементарных  математических представлений». Это  позволяет существенно расширить  возможности ознакомления детей  с миром математических отношений  и закрепления полученных представлений  в доступной интересной форме.

 Индивидуальный или подгрупповой способ организации детей при проведении развивающих игр математического содержания, которые идеально подходят для работы с детьми, которые испытывают те или иные трудности развития, либо наоборот имеющие склонности к математике, поможет воспитателю лучше узнать возможности детей, помочь им понять материал, предоставить возможности для самореализации каждого ребёнка, скорректировать задачи педагогической работы по интеллектуально-математическому развитию

 Развивающие игры математического  содержания должны способствовать  развитию у детей дошкольного возраста познавательных процессов, тонкой моторики и других психофизиологических предпосылок осуществления интеллектуально-познавательной деятельности. Также они призваны побуждать детей к проявлению эмоциональной восприимчивости и отзывчивости. Игры предоставляют детям возможность участвовать в коллективной деятельности, совершенствовать имеющиеся у них навыки, сопереживать, сочувствовать, сотрудничать, соблюдать правила, согласовывать свои действия. Цель таких игр - закрепить положительные переживания, полученные на занятии, или приобрести новые; объединить детей; развить групповую сплоченность.

Всем детям предоставляется  возможность поделиться друг с другом своими ощущениями, чувствами; высказать  собственное мнение. При этом они  должны слушать других, ждать своей  очереди.

 Хочется отметить, что большое  значение при организации развивающих  игр имеет личность воспитателя.  От того, насколько он эмоционален,  доброжелателен, внимателен, зависит  результат педагогической работы  по формированию у детей старшего  дошкольного возраста элементарных  математических представлений, практических  умений и навыков. 

Воспитатель должен творчески подходить  к подбору развивающих игр, учитывать  индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья, взаимоотношения  детей в группе.

2. Развлечения по направлению «Формирование элементарных математических представлений» проводятся в образовательном учреждении один раз в квартал на основе разнообразного занимательного математического материала: дидактических и подвижных игр, упражнений с предметами и игрушками, словесных игр, загадок, считалок, задач-стишков, задач-шуток, стихов, рассказов, фрагментов сказок, музыки, песен. Они обязательно должны иметь сюжетно-тематическое оформление («КВН», «Клуб веселых Знаек», «Что? Где? Когда?», «Путешествие в страну Цифр» и т.д.) и сопровождаться подходящим музыкальным материалом, художественным словом и соответствующей организацией развивающей предметно-пространственной среды (костюмы для действующих лиц, куклы, игровые атрибуты, элементы декораций, яркий красочный демонстрационный и раздаточный материал, рациональная организация пространства).

Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные  соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость  участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение, которое они получат от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею.

С помощью  математических конкурсов можно  решить целый ряд важных задач  обучения:

закреплять, уточнять, проверять знания детей  о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах;

учить применять  приобретенные знания в измененных игровых и жизненных ситуациях;

развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь;

формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать;

развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа;

активизировать  математический словарь в речи, учить  выражать мысли простыми и распространенными  предложениями, связно, понятно для  присутствующих.

Математические  соревнования ценны для развития нравственно-волевых качеств: настойчивости  в достижении цели, самостоятельности, активности, находчивости, справедливости (при оценки результатов конкурса), доброжелательности, смелости, объективной  самооценки.

Материал  подбирается с учетом уровня развития детей, их знаний и умений, приобретенных  в процессе обучения на занятиях, а  также интереса к различным видам  математической деятельности.

Необходимо  продумать сочетание материала, последовательность его использования. Вначале проводится разминка. Это  умственная гимнастика, цель которой  – «собрать» внимание детей, настроить  их на решение познавательных задач. В качестве разминки хорошо предложить несложные задачи, загадки, логические упражнения.

В ходе конкурса рекомендуется использовать различные  варианты доступного детям занимательного математического материала, предусматривается  смена умственной и двигательной активности, коллективного и индивидуального  выполнения заданий. Необходимо чередовать работу с использованием наглядных  пособий и без них, а также  включать различные виды детской  активности. Трудный материал сменяется  более легким; при этом самый легкий, интересный, успокаивающий дается в  конце конкурса.

Музыкальное сопровождение конкурса придает  ему положительную эмоциональную  окраску, поднимает настроение участников и болельщиков.

Дети  особенно любят соревнования, конкурсы на определенную тему, связанную одним  сюжетом, например «Конкурс продавцов», «Геометрический конкурс», «Догонялки»  и др. Сохраняя тему, сюжет конкурса, воспитатель может усложнять  или упрощать задания в зависимости  от уровня развития детей, их знаний и  умений.

О том  или ином конкурсе воспитатель предупреждает  детей за два – три дня. Дети готовятся к нему, помогают подобрать  необходимые пособия, атрибуты.

В начале конкурса, перед разминкой или  еще раньше, детей делят на две  команды. Если детей в группе мало, можно не делить их на команды, а  проводить соревнование между всеми  детьми группы, оценивая лучшие ответы, например, звездочками или флажками.

Команды выбирают названия и капитанов. Если сами дети затрудняются, названия может  предложить воспитатель. Хорошо, когда  название команды связано с темой  и содержанием конкурса. Так, в конкурсе детей, способных к математике, «Ну-ка, звездочка, зажгись!» команды могут называться «Звездочки» и «Всезнайки»; в конкурсе «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу» - «Добрые ребята» и «Смелые ребята»; в «Геометрическом конкурсе» - «Шарики» и «Кубики» и т.п.

Конкурс ведет воспитатель. Он оценивает  ответы детей, выполненные ими задания, мотивирует свои оценки. В ходе конкурса воспитатель использует косвенные  приемы руководства: напоминание, совет, разъяснение, предложение, уточнение  ответов. Уместны будут наводящие  и подсказывающие вопросы. Важно, чтобы  все дети поняли сущность заданий, а  также допустимые способы решения.

В конце  конкурса подсчитывается количество звездочек, флажков, конфет или других призов, полученных за выполнение заданий. Определяется команда-победитель или дети-победители, которые награждаются сувенирами, значками. Памятные подарки получают и проигравшие  участники конкурса. Команду-победительницу дети приветствуют аплодисментами.

Конкурсы  можно проводить в групповой  комнате или в зале, оформленном  математическим материалом.

В ходе конкурса воспитатель следит за состоянием детей, их настроением, желанием продолжать соревнование. В зависимости от этого оно  может быть продлено или сокращено. Важно, чтобы дети ждали математических конкурсов, с удовольствием принимали  участие.

Воспитателю необходимо помнить о  том, что главное назначение развлечений  по направлению «Формирование элементарных математических представлений» - доставить  детям радость и удовольствие от встречи с Ее Величеством Математикой!

 

3. В повседневной жизни детей  создаются прекрасные возможности  для закрепления имеющихся у  них элементарных математических  представлений, отработки практических  умений и навыков. На прогулке  дети ориентируются в трехмерном  пространстве; наблюдают за сезонными  признаками; определяют части суток  и т.д. Занимаясь игровым экспериментированием  с предметами и материалами,  постигают окружающий мир в  многообразии его сенсорных свойств,  качеств, признаков. Накрывая  на стол, классифицируют посуду  по размеру, форме, функциональному  назначению, выполняют соотнесение  предметов по количеству. Раскладывая  перед занятием на столы раздаточный  материал, упражняются в количественном  счете.

Одним из средств формирования у  детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и  воспитательному влиянию. Занимательный материал используется педагогами как на занятиях так и вне занятий.

Основной  целью использования занимательного материала является как формирование представлений, так и закрепление  уже имеющихся знаний. Занимательный материал используется не только на занятиях, но и вне их, например, при проведении развлечений. Одним из видов развлечений является проведение математических праздников.

Праздники и  развлечения – это радостные  и эмоционально яркие события в жизни дошкольников, а эмоции являются движущей силой, которая может активизировать процесс познания. Участие детей в праздниках и развлечениях способствует их умственному развитию, развивает память, речь, расширяет кругозор и, кроме того, формирует дисциплинированность и культуру поведения.

 В конце прошлого — начале  нашего столетия считалось, что  через использование занимательного  математического материала можно  выработать у детей умение  считать, решать арифметические  задачи, развивать у них желание  заниматься, преодолевать трудности.  Рекомендовалось использовать его  в работе с детьми до школьного  возраста.

 В последующие годы был  замечен спад внимания к занимательному  математическому материалу, и  вновь повысился интерес к  нему в последние 10—15 лет в  связи с поисками новых средств  обучения, которые в наибольшей  степени способствовали бы выявлению  и реализации потенциальных познавательных- возможностей каждого ребенка.

  Занимательный математический материал в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи, увлекая, развивает детей. Единой, общепризнанной его классификации не существует. Чаще всего какая-либо задача или группа однородных задач получает название, в котором отражается либо содержание, либо игровая цель, либо способ действия, либо используемые предметы. Иногда название содержит описание задачи или игры в свернутой форме. Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:

 — геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;

Информация о работе Специфика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий