Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 06:33, контрольная работа
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.
В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:
— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
Характеристика форм обучения детей математике вне занятий ………..
Специфика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий………………………………………………………..
Вывод……………………………………………………………………………………………………….
Практическое задание…………………………………………………………………………….
Список литературы………………
Содержание.
1 Характеристика форм обучения детей математике вне занятий.
Процесс формирования элементарных математических
представлений осуществляется под
руководством педагога в результате
систематически проводимой работы на
занятиях и вне их, направленной
на ознакомление детей с количественными,
пространственными и временными
отношениями с помощью
В настоящее время в практике
работы детских дошкольных
— комплекты наглядного
— оборудование для
— методические пособия для
воспитателя детского сада, в
которых раскрывается сущность
работы по формированию
— сборной дидактических
игр и упражнений для
— учебно-познавательные
Работа вне занятий является существенным и необходимым дополнением к занятиям по формированию элементарных математических представлений в образовательном учреждении.
1. Ведущее место здесь
Невозможно решить все задачи
раздела «Формирование
Индивидуальный или подгрупповой
способ организации детей при проведении
развивающих игр математического содержания,
которые идеально подходят для работы
с детьми, которые испытывают те или иные
трудности развития, либо наоборот имеющие
склонности к математике, поможет воспитателю
лучше узнать возможности детей, помочь
им понять материал, предоставить возможности
для самореализации каждого ребёнка, скорректировать
задачи педагогической работы по интеллектуально-
Развивающие игры
Всем детям предоставляется возможность поделиться друг с другом своими ощущениями, чувствами; высказать собственное мнение. При этом они должны слушать других, ждать своей очереди.
Хочется отметить, что большое
значение при организации
Воспитатель должен творчески подходить к подбору развивающих игр, учитывать индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья, взаимоотношения детей в группе.
2. Развлечения по направлению «Формирование элементарных математических представлений» проводятся в образовательном учреждении один раз в квартал на основе разнообразного занимательного математического материала: дидактических и подвижных игр, упражнений с предметами и игрушками, словесных игр, загадок, считалок, задач-стишков, задач-шуток, стихов, рассказов, фрагментов сказок, музыки, песен. Они обязательно должны иметь сюжетно-тематическое оформление («КВН», «Клуб веселых Знаек», «Что? Где? Когда?», «Путешествие в страну Цифр» и т.д.) и сопровождаться подходящим музыкальным материалом, художественным словом и соответствующей организацией развивающей предметно-пространственной среды (костюмы для действующих лиц, куклы, игровые атрибуты, элементы декораций, яркий красочный демонстрационный и раздаточный материал, рациональная организация пространства).
Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение, которое они получат от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею.
С помощью математических конкурсов можно решить целый ряд важных задач обучения:
закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах;
учить применять приобретенные знания в измененных игровых и жизненных ситуациях;
развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь;
формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать;
развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа;
активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для присутствующих.
Математические соревнования ценны для развития нравственно-волевых качеств: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, находчивости, справедливости (при оценки результатов конкурса), доброжелательности, смелости, объективной самооценки.
Материал подбирается с учетом уровня развития детей, их знаний и умений, приобретенных в процессе обучения на занятиях, а также интереса к различным видам математической деятельности.
Необходимо продумать сочетание материала, последовательность его использования. Вначале проводится разминка. Это умственная гимнастика, цель которой – «собрать» внимание детей, настроить их на решение познавательных задач. В качестве разминки хорошо предложить несложные задачи, загадки, логические упражнения.
В ходе конкурса
рекомендуется использовать различные
варианты доступного детям занимательного
математического материала, предусматривается
смена умственной и двигательной
активности, коллективного и
Музыкальное
сопровождение конкурса придает
ему положительную
Дети особенно любят соревнования, конкурсы на определенную тему, связанную одним сюжетом, например «Конкурс продавцов», «Геометрический конкурс», «Догонялки» и др. Сохраняя тему, сюжет конкурса, воспитатель может усложнять или упрощать задания в зависимости от уровня развития детей, их знаний и умений.
О том или ином конкурсе воспитатель предупреждает детей за два – три дня. Дети готовятся к нему, помогают подобрать необходимые пособия, атрибуты.
В начале конкурса, перед разминкой или еще раньше, детей делят на две команды. Если детей в группе мало, можно не делить их на команды, а проводить соревнование между всеми детьми группы, оценивая лучшие ответы, например, звездочками или флажками.
Команды выбирают названия и капитанов. Если сами дети затрудняются, названия может предложить воспитатель. Хорошо, когда название команды связано с темой и содержанием конкурса. Так, в конкурсе детей, способных к математике, «Ну-ка, звездочка, зажгись!» команды могут называться «Звездочки» и «Всезнайки»; в конкурсе «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу» - «Добрые ребята» и «Смелые ребята»; в «Геометрическом конкурсе» - «Шарики» и «Кубики» и т.п.
Конкурс ведет воспитатель. Он оценивает ответы детей, выполненные ими задания, мотивирует свои оценки. В ходе конкурса воспитатель использует косвенные приемы руководства: напоминание, совет, разъяснение, предложение, уточнение ответов. Уместны будут наводящие и подсказывающие вопросы. Важно, чтобы все дети поняли сущность заданий, а также допустимые способы решения.
В конце конкурса подсчитывается количество звездочек, флажков, конфет или других призов, полученных за выполнение заданий. Определяется команда-победитель или дети-победители, которые награждаются сувенирами, значками. Памятные подарки получают и проигравшие участники конкурса. Команду-победительницу дети приветствуют аплодисментами.
Конкурсы можно проводить в групповой комнате или в зале, оформленном математическим материалом.
В ходе конкурса воспитатель следит за состоянием детей, их настроением, желанием продолжать соревнование. В зависимости от этого оно может быть продлено или сокращено. Важно, чтобы дети ждали математических конкурсов, с удовольствием принимали участие.
Воспитателю необходимо помнить о
том, что главное назначение развлечений
по направлению «Формирование
3. В повседневной жизни детей
создаются прекрасные
Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию. Занимательный материал используется педагогами как на занятиях так и вне занятий.
Основной
целью использования
Праздники и развлечения – это радостные и эмоционально яркие события в жизни дошкольников, а эмоции являются движущей силой, которая может активизировать процесс познания. Участие детей в праздниках и развлечениях способствует их умственному развитию, развивает память, речь, расширяет кругозор и, кроме того, формирует дисциплинированность и культуру поведения.
В конце прошлого — начале
нашего столетия считалось,
В последующие годы был
замечен спад внимания к
Занимательный математический материал в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи, увлекая, развивает детей. Единой, общепризнанной его классификации не существует. Чаще всего какая-либо задача или группа однородных задач получает название, в котором отражается либо содержание, либо игровая цель, либо способ действия, либо используемые предметы. Иногда название содержит описание задачи или игры в свернутой форме. Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:
— геометрические