Специфика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 06:33, контрольная работа

Описание работы

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.
В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:
— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

Содержание работы

Характеристика форм обучения детей математике вне занятий ………..
Специфика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий………………………………………………………..
Вывод……………………………………………………………………………………………………….
Практическое задание…………………………………………………………………………….
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.84 Кб (Скачать файл)

 Самостоятельная познавательная  деятельность детей имеет непосредственную  связь с обучением на занятиях. Соблюдение преемственности между  этими двумя формами развития  элементарных математических представлений  дает возможность разгрузить  занятия от второстепенного материала,  сосредоточив внимание на изучении  основного, упражнять ребят в  применении знаний в новых  условиях, полнее удовлетворять  их познавательные интересы, развивать  способности.

 Под влиянием правильно организованной  самостоятельной познавательной  деятельности у детей развиваются  умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются  интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность,  привычка к умственному напряжению  и труду. Самостоятельная познавательная  деятельность должна организовываться  не только в детском саду, но  и в домашних условиях.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.

2. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.

3. сайт Интернет-гномик www.i-gnom.ru

 

3 Практическое задание  :составить конспект развлечения или досуга для детей дошкольного возраста.

Математический досуг в подготовительной  группе: «В гости к Мальвине с Буратино»

 ЦЕЛЬ:

1.Закреплять знание цифр и  чисел в пределах 20, счетных умений.

2. Закреплять умение составлять  и решать арифметические задачи  на сложение и вычитание в  пределах 10.

3.Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию.

4.Воспитывать умение работать  в коллективе.

 

Материал  к занятию:

 Конверт  с заданиями, на полу выложена  дорожка с остановками(цифры, по количеству заданий), вагончики для каждого ребёнка, фломастеры,  ширма с изображением двери( за ней ребёнок в костюме Буратино), призы (шоколадные медали).

 

Ход:

Дети входят под музыку и садятся.

Воспитатель: Ребята к нам в гости пришла героиня одной сказки. Отгадайте,  как её зовут? Загадка: девочка прекрасная,

С голубыми глазками, с голубыми волосами, в  платье голубом из ткани. Служит ей верный пёс, он зовётся Артемон.  

 Дети: Мальвина.

Правильно её зовут Мальвина .(входит заплаканная Мальвина).

Мальвина: Здравствуйте ребята.

Воспитатель. Здравствуй Мальвина, что случилось? Почему ты плачешь?

Мальвина. Злой Карабас- Барабас заколдовал нашего друга Буратино. А избавиться от колдовства можно, только пройдя несколько испытаний. Мы изо всех сил стараемся разрушить колдовство, но одним нам не справиться, нужна ваша помощь. Ребята вы поможете нам?

Дети: Поможем!

      Воспитатель. А что мы должны  для этого сделать?

        Мальвина. По дороге к вам я нашла конверт, но только не могу      разобраться, что на нём написано.

      Воспитатель. Давай мы посмотрим.  Здесь какие-то цифры, буквы.  А может быть это зашифрованное  слово? Давайте попробуем его  отгадать. Надо цифры поставить  по порядку, и тогда мы узнаем  зашифрованное слово.

 

 

 

  7       

 

  2

 

   5

 

   3

 

  1

 

   4

 

   6

 

  И

 

   А

 

  Н

 

  Д

 

   З

 

  А

 

  Я


 

(слово: задания)

Мальвина. Какие вы молодцы! А я бы не за что не догадалась.

Открывают конверт (в конверте план и задания)

Воспитатель. Ребята, здесь карта на которой указана дорога к месту где спрятан Буратино. За каждой цифрой спрятано задание. Если вы выполните его правильно идёте вперёд,  если ошибаетесь, то возвращаетесь назад.  

Мальвина. Ой как много здесь заданий? А вы сумеете все их выполнить?

Дети. Не волнуйся Мальвина.

Мы ребята не - зазнайки,

В математике мы знайки!

Быстро цифры мы считаем,

По порядку расставляем,

Ничего не забываем.

Воспитатель достаёт из конверта задания,

Задание №1. «Реши задачу»                       

 

  1.  Яблоки в саду поспели                         2.У  меня и Аллочки

 мы отведать  их успели                              десять счётных полочек

     пять румяных наливных,                          две из них сломались

     три с кислинкой, сколько их? Сколько их осталось?

 

3.Ёжик по лесу шёл                                         4. Дарит бабушка-лисица

На обед грибы нашёл -                                       трём внучатам рукавицы:

Два под берёзой,                                                «Это вам на зиму, внуки,

Три у осины.                                                        рукавичек по 2 штуки.

Сколько их будет,                                                берегите, не теряйте!

В  плетённой корзине?                                        Сколько варежек? Считайте?

Молодцы. Вы решили все задачи правильно, и мы пришли к следующему заданию.

Задание№2 «Впиши пропущенные цифры»

Ребята вы должны определить, и  вписать пропущенные цифры.

                                              


                                                                             


                         


 

 

 

Молодцы! Переходим к следующему заданию:

 

Задание№3 «Прицепите вагончики  к  поезду по порядку»

(детям раздаются картонные плоскостные  вагончики, на них написаны  примеры; дети решают примеры  и составляют поезд из 5 вагончиков).

 

Молодцы! А сейчас мы немного отдохнём.

Мы считали и устали

Дружно все мы тихо встали

Ручками похлопали, (5 раз)

Ножками потопали 

Сели, встали, встали, сели-

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять считать начнём.

 

Задание№4 «Собери бусы»

Воспитатель. Посмотрите на эту цепочку. В ней несколько кружков, в  каждом кружке написаны две цифры. Первая цифра обозначает геометрическую фигуру, а вторая- цвет фигуры. Вы должны составить такую же цепочку, но не из цифр, а из фигур.

 

     1

  

     2

   

    3

 

    4

     5

     6

      7

     8

     9

     0





 

 


  

 

 

 

Молодцы вы выполнили задание и  мы с вами подошли к дверце. (на двери нарисована таблица в клеточках нарисованы ключики, одна клетка пустая)

Задание№5 игра на внимание «какой ключик должен быть в пропущенной клетке?»

Ребята вы должны подумать и решить, какой ключик должен быть в пустой клеточке, а потом нарисовать её. Если вы нарисуете правильно то, дверца откроется.

 

     
     
     

 Дверца открывается и выходит  Буратино. Спасибо вам ребята! Вы  справились со всеми заданиями   и расколдовали  меня. И у меня  для вас будут маленькие подарки. (Буратино дарит детям шоколадные  медали).

 Буратино с Мальвиной. До свидания ребята, нам пора  в сказку.

Дети. До свидания, приходите ещё, мы всегда поможем.

        

Математический  фольклорный досуг

СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ! 
 
для детей подготовительной группы

Программные задачи: повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; измерения сыпучих тел (мука, сахар), закрепить понятие десяток; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7,3. Создать у детей радостное настроение.

Ход.

Воспитатель зазывает детей:

Собирайся народ! 
Вас много интересного ждёт! 
Много игр, много шуток 
И весёлых прибауток! 
(Под фонограмму русской народной мелодии входят в группу дети)

Воспитатель:    
Вдоль улицы во конец 
Шёл удалый молодец, 
Не товар продавать, 
Себя людям показать.

Да он не один пришёл. Посмотрите, сколько  с ними красных девушек и удалых молодцев пришло. А скажите-ка мне, молодцы, сколько с вами красных девушек  пришло? (дети считают и дают ответ). А сколько молодцев? (дети считают  и отвечают). А сколько всего  вас пришло? (Ответ детей)

Ай, да молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста!

Дети садятся на стулья. Девочка  встаёт, берёт ведро и выходит  под слова воспитателя:

Посылали молодицу под 
Горушку по водицу, 
А водица далеко, 
А ведёрко велико!

На встречу ей идёт ещё одна девочка. Между ними происходит разговор: 
─ Ульяна, Ульяна, где ты была? 
─ В новой деревне! 
─ А что видела? 
─ Петушка в сапожках, 
Курочку в серёжках, 
Селезня в кафтане, 
Утку в сарафане. 
И корову в юбке,  
в тёплом полушубке!

Ребята, давайте поможем Ульяне посчитать, сколько всего зверей она видела.

Дети считают и дают ответ.

Воспитатель:   
Ай, дуду, дуду, дуду! 
Потерял мужик дуду, 
Шарил, шарил – не нашёл 
Сам заплакал и пошёл.

Ребята, давайте поможем мужику найти дудку.

Дети проходят к столам и разгадывают  лабиринт.

Воспитатель:   Молодцы, ребятки, помогли найти дудку.

Воспитатель говорит, обращаясь к  мальчику: Кум, куманёк, где ты живёшь? Почему куманёк ко мне в гости  не идёшь?

Мальчик: В тереме расписном я  живу. К тебе, кумушка, в гости  иду! Я иду, иду, иду, прибауточку пою! Можно в гости?

Воспитатель: Можно, но сначала ответь на вопрос, а вы ребята, помогайте. Вспомните пословицы, поговорки, где встречается число 7.

Дети перечисляют. 
Семь бед – один ответ. 
Семеро одного не ждут. 
Лук от семи недуг. 
За семью морями. 
До седьмого пота. 
Семь раз отмерь-один раз отрежь. 
У семи нянек дитя без глазу.

Воспитатель:   Молодцы! А вот ещё задание: семь утят плавают в пруду и всё время ссорятся. Нужно провести три прямые линии, чтобы их всех разъединить.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: А сейчас хотите поиграть? Выходите! А игра называется «Нос»

Дети встают один рядом с другим и считалкой выбирают водящего: 
Плыл у берега пескарик 
Потерял воздушный шарик. 
Помоги его найти –  
Сосчитай от 10. 
(Счёт от 10 до 0)

Водящему завязывают глаза, он должен отсчитать каждый третий нос у ребёнка. На кого попадёт, тому даётся флажок. После отсчёта воспитатель  спрашивает:

- Сколько всего флажков? (Три).

А давайте, ребята, вспомним пословицы, поговорки с этим числом.

Заблудился в трёх соснах;

Не узнавай друга в три  дня, а узнавай в три года;

От горшка три вершка;

Наврал с три короба;

Обещанного три года ждут;

Плакать в три ручья.

Воспитатель:   - Молодцы, ребятки. А сейчас мы попросим наших молодиц испечь нам пироги к чаю. 
Ти-та-та, ти-та-та, 
Пожалуйте решета,  
Мучки насейте, 
Пирожки затейте. 
Пирожки-то на дрожжах,  
Не удержишь на вожжах.

А чтобы испечь вкусные, пышные пироги – надо отмерить столько стаканов муки, сколько кружков на 1-й карточке, и столько стаканов песка, сколько  кружков на 2-й карточке.

(Две девочки замешивают тесто  и «ставят спекаться»).

Воспитатель:  А пока готовятся пироги, мы с вами поиграем. Посмотрите-ка, какой у меня горох. А кто хочет мой горох похвалить?

Дети говорят скороговорку: 
Шли семь стариков, 
Говорили старики про горох. 
Первый говорит: «Горох хорош!» 
Второй говорит: «Горох хорош!» 
Третий говорит: «Горох хорош!» 
Четвёртый говорит: «Горох хорош!» 
Пятый говорит: «Горох хорош!» 
Шестой говорит: «Горох хорош!» 
Седьмой говорит: «Горох хорош!» 
И в самом деле – хорош горох!

Мальчик подходит к скамейке, берёт  балалайку и говорит: 
-Эх, возьму я в руки балалайку, 
Да потешу я свою хозяйку! 
Эй, Тимоха, да Демьян, 
Николай, Семён, Иван… 
Сядем, братцы. Все рядком, 
Да частушки пропоём.

Информация о работе Специфика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий