Специфика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 06:33, контрольная работа

Описание работы

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.
В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:
— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

Содержание работы

Характеристика форм обучения детей математике вне занятий ………..
Специфика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий………………………………………………………..
Вывод……………………………………………………………………………………………………….
Практическое задание…………………………………………………………………………….
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.84 Кб (Скачать файл)

 — «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;

 — логические упражнения, требующие  умозаключений, построенных на  основе логических схем и правил;

 — задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);

 — задачи на поиск недостающей  фигуры, в которых, анализируя  предметные или геометрические  изображения, ребенок должен установить  закономерность в наборе признаков,  их чередовании и на этой  основе осуществить выбор необходимой  фигуры, достраивая ею ряд или  заполняя пропущенное место;

 — лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);

 — занимательные упражнения  на распознавание частей в  целом, в которых от детей  требуется установить, сколько и  каких фигур содержится в рисунке;

 — занимательные упражнения  на восстановление целого из  частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей  и т. д.);

 — задачи-смекалки геометрического  характера с палочками от самых  простых на воспроизведение по  образцу узора и до составления  предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания  указанного количества палочек);

 — загадки, в которых содержатся  математические элементы в виде  термина, обозначающего количественные, пространственные или временные  отношения;

 — стихи, считалки, скороговорки  и поговорки с математическими  элементами;

 — задачи в стихотворной  форме;

 — задачи-шутки и т. д.

 Этим далеко не исчерпывается  весь занимательный математический  материал, который может использоваться  в работе с детьми. Перечислены  отдельные его виды.

 Занимательный математический  материал по своей структуре  близок детской игре: дидактической,  сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, драматизации. Как и дидактическая  игра, он прежде всего направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Познавательное его содержание, органически сочетаясь с занимательной формой, становится действенным средством умственного воспитания, непреднамеренного обучения, наилучшим образом соответствуя возрастным особенностям ребенка-дошкольника. Многие задачи-шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры. Наличие правил, организующих порядок действий, характер наглядности, возможность соревнования, во многих случаях ярко выраженный результат роднят занимательный материал с дидактической игрой. Одновременно он содержит и элементы других видов игр: роли, сюжет, содержание, отражающее какое-либо жизненное явление, действия с предметами, решение конструктивной задачи, любимые образы сказок, рассказов, мультфильмов, драматизацию — все это свидетельствует о многосторонних связях занимательного материала с игрой. Он как бы вбирает в себя многие ее элементы, черты и особенности: эмоциональность, творчество, самостоятельный и самодеятельный характер.

  Занимательный материал имеет и свою собственную педагогическую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений. Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со взрослыми.

 Исследования свидетельствуют  о доступности отдельных математических  занимательных задач с 4—5 лет.  Являясь своеобразной умственной  гимнастикой, они предупреждают  возникновение интеллектуальной  пассивности, с ранних лет формируют  настойчивость и целенаправленность  у детей. Сейчас повсеместно  наблюдается тяга детей к интеллектуальным  играм и игрушкам. Это стремление  следует шире использовать в  работе с дошкольниками.

  Отметим основные педагогические требования к занимательному математическому материалу как дидактическому средству.

1. Материал должен быть разнообразным.  Это требование вытекает из  основной его функции, заключающейся  в развитии и совершенствовании  количественных, пространственных  и временных представлений у  детей. Разнообразными должны  быть занимательные задачи по  способам решения. Когда способ  решения найден, то аналогичные  задачи решаются без особого  труда, сама задача из нестандартной становится шаблонной, ее развивающее влияние резко снижается. Разнообразить следует и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.

2. Занимательный материал должен  использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе,  предполагающей постепенное усложнение  задач, игр, упражнений.

3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.

4. Занимательный материал должен  отвечать разным уровням общего  и математического развития ребенка.  Это требование реализуется благодаря  варьированию заданий, методических  приемов и форм организации.

5. Использование занимательного  математического материала должно  сочетаться с другими дидактическими  средствами по формированию у  детей элементарных математических  представлений.

  Занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логическое мышление, целенаправленность и целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач — все это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Специфика  формирования математических представлений   у детей дошкольного возраста  вне занятий.

Работа вне занятий по направлению  «Формирование элементарных математических представлений» в образовательном  учреждении может осуществляться как  предварительная и как закрепляющая (последующая) (В семье она может  быть организована как совместная деятельность детей и взрослых.).

1. Предварительная работа:

- чтение художественной литературы по теме предстоящего занятия (в том числе, сказки, которая ляжет в основу занятия - в случае, если занятие основано на сказочном сюжете);

-познавательные беседы (соответствующие тематике предстоящего занятия);

- развивающие игры (подготавливающие почву для реализации задач предстоящего занятия).

2. Последующая (закрепляющая) работа:

- развивающие игры (поддерживающие реализацию задач занятия).;

-конструктивно-развивающие игры (не проработанные на занятии или усложненные варианты игр занятия, но обязательно на содержательном материале тех цифр и геометрических фигур, с которыми дети знакомились на занятии);

-творческие задания, которые детям во время занятий предлагают выполнить игровые или сказочные персонажи;

- игровые упражнения, направленные на закрепление элементарных математических представлений и практических умений, формированию которых было посвящено занятие.;

- работа с наглядно-иллюстративным материалом (обогащает образное представление детей по изучаемой теме);

- чтение литературного материала, работа с познавательным материалом (выполняет аналогичные функции);

- развивающие игры.

В оборудование для самостоятельных  игр  и занятий могут включаться:

 — специальные дидактические  средства для индивидуальной  работы с детьми, для предварительного  ознакомления с новыми игрушками  и материалами;

 — разнообразные дидактические  игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А.  Столяром; развивающие, разработанные  Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;

 — занимательный математический  материал: головоломки, геометрические  мозаики и конструкторы, лабиринты,  задачи-шутки, задачи на трансфигурацию  и т. д. с приложением там,  где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;

 — отдельные дидактические  средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое; 128

 — книги с учебно-познавательным  содержанием для чтения детям  и рассматривания иллюстраций.

  Все эти средства лучше всего поместить непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и склонности. Эти средства используются в основном в часы игр, но могут применяться и на занятиях. К ним необходимо обеспечить свободный доступ ребят и их широкое использование.

 Действуя с разнообразными  дидактическими средствами вне  занятий, ребенок не только  закрепляет знания,- полученные на  занятиях, но и в отдельных  случаях, усваивая дополнительное  содержание, может опережать требования  программы, исподволь готовиться  к ее усвоению. Самостоятельная  деятельность под руководством  педагога, проходящая индивидуально,  группой, дает возможность обеспечить  оптимальный темп развития каждому  ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.

  Многие из дидактических средств, применяемых вне занятий, чрезвычайно эффективны. Примером могут служить «цветные числа» — дидактический материал преподавателя из Бельгии X. Кюзенера, получивший большое распространение в детских садах за рубежом и в нашей стране. Он может использоваться, начиная с ясельных групп и кончая последними классами средней школы. «Цветные числа» — это набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов и кубиков. Все палочки окрашены в разные цвета. Исходным является белый кубик — правильный шестигранник размером 1X1X1 см, т. е. 1 см3. Белая палочка — единица, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и т. д. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Таким образом, цветом и величиной моделируется число. Имеется и плоскостной вариант цветных чисел в виде набора полосок разного цвета. Выкладывая из палочек разноцветные коврики, составляя поезда из вагонов, выстраивая лесенку и производя другие действия, ребенок знакомится с составом числа из единиц, двух  чисел,  с последовательностью чисел   натурального ряда, выполняет арифметические действия и т. д., т. е. готовится к усвоению различных математических понятий. Палочки дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия. /Таким же  универсальным и весьма  эффективным дидактическим средством являются блоки 3. Дьенеша (логические блоки), венгерского психолога и математика.

Вывод.

Необходимым условием развития общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от образовательного процесса.

Важнейшим средством  интеллектуального развития ребенка  является изучение математики в детском  саду. Наши дети живут и развиваются  в эпоху информационной цивилизации  и новых, постоянно обновляющихся  компьютерных технологий. Поэтому в этих условиях математическое развитие дошкольников не может сводиться только к обучению счету, измерению и вычислению.  Актуальность и особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

Математика  – это мощный фактор интеллектуального  развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью.

Активизация мыслительной деятельности на занятиях путем разнообразных  средств и приемов ведет к  развитию самостоятельности, формированию активной позиции ребенка в учении.

 Показателями мыслительной  активности на занятиях по  формированию элементарных математических  представлений следует считать  наличие у детей интереса к  учебной задаче и процессу  ее решения, проявление самостоятельности  в поиске решения, умение замечать  и исправлять свои ошибки и  ошибки товарища, задавать вопросы,  выдвигать познавательную задачу  в конкретной ситуации.

Всем известно, что игра является основным видом детской деятельности. Когда ребенку интересно, он легко, свободно, и добровольно включается в игру. Детям очень нравятся задачи-шутки, головоломки, логические упражнения, для этого с целью развития у дошкольников пространственных представлений, логического и конструктивного мышления, воображения, смекалки, памяти и внимания

 Целенаправленная познавательная  деятельность вне занятий является  эффективной формой развития  элементарных математических представлений  у дошкольников.

 В самостоятельной познавательной  деятельности совершенствуются, углубляются  и расширяются представления  детей о числах, соотношениях  размеров, разнообразии геометрических  форм, различной длительности временных  отрезков, пространственных отношениях. Ее организация возможна лишь  при определенном уровне математического  развития детей, наличии разнообразных  дидактических, игровых материалов, игр математического содержания, руководстве этой деятельностью  взрослым. Кроме этого, дети должны  уметь самостоятельно выполнять  некоторые действия, вызванные интересом.

  Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реализации задуманного. Это могут быть игры детей с дидактическими материалами, развивающие и обучающие игры, занимательные задачи и упражнения, сюжетно-ролевые игры с использованием объектов, подлежащих количественной оценке, измерению; ситуации, возникающие в трудовой и бытовой деятельности. Активные игровые действия детей вызываются и стимулируются игровой задачей, возможностью проявить самостоятельность, смекалку, элементами соревнования, потребностью самовыражения. Совершенствование способов действий, развитие мышления, элементы творчества — характерные черты самостоятельной познавательной деятельности.

Информация о работе Специфика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий