Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:47, курсовая работа
Цель данной работы – показать возможные направления, а также процесс организации учебного занятия при работе с детьми дошкольниками.
Основными задачами исследования являются:
- изучить и проанализировать методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста при обучении английскому языку;
- определить возможности дошкольников в области изучения английского языка.
- раскрыть основные цели и задачи обучения английскому языку детей дошкольного возраста.
- раскрыть основные методы обучения английскому языку дошкольников.
Введение 3
Глава 1. Организация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе 5
1.1. Цели и содержание обучения иностранным языкам 5
1.2. Процесс обучения иностранному языку дошкольников и его особенности 10
1.3. Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку 15
Глава 2. Процесс организации учебных занятий 20
2.1. Формы организации обучения дошкольников иностранному языку 20
2.2. Виды занятий по иностранному языку 21
2.3. Дидактические требования к занятиям по обучению иностранному языку 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Основной организационной формой обучения иностранному языку учащихся в начальной школе, наименьшей единицей процесса обучения является урок. Урок - это законченная ограниченная во времени часть учебного процесса, в ходе которого решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Необходимо отметить, что урок - это систематическая форма организации учебной деятельности учащихся, регламентированная временем и объемом учебного материала; это сложная управляемая система. Урок иностранного языка включает в себя разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения, организуются различные формы учебной деятельности. Урок – это неотъемлемая часть учебного процесса [16, с. 39].
Отметим, что урок, как единица, воплощает в себе основные качества и свойства целого курса обучения. Как и процесс обучения иностранному языку в целом, урок отличается целесообразностью и относительной завершенностью. Совокупность частей, этапов, обеспечивает целостность конкретного урока, причем эти этапы связаны единым стержнем и местом в системе уроков. Эти элементы также обладают смысловым, тематическим, развивающимся сюжетом, в контексте которого учебный материал усваивается и применяется. По мнению В.М. Филатого, именно учитель придает уроку качество целостности и относительной завершенности, поскольку он разрабатывает план, конспект урока, проектирует его методическую структуру.
Совокупность компонентов и звеньев или этапов, которые обеспечивают целостность, являются методической структурой урока иностранного языка [19, с. 186]. Методическая структура урока, во временном плане, представляет собой целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимися.
Учитель опирается на методические рекомендации при проектировании методической структуры урока. Эти рекомендации разработаны авторами УМК по иностранному языку к конкретным урокам, блокам занятий или целым параграфам. Одни методисты считают, что учителей следует максимально снабдить подробными поурочными разработками, другие, наоборот, придерживаются мнения, что в таком случае преподаватель не сможет проявить свои творческие способности в создании собственных планов занятий. Третьи придерживаются золотой середины.
Методическая структура урока является своеобразным совмещением дидактической, логико-психологической и коммуникативной структур именно поэтому учителю необходимо хорошо знать схему построения урока, а также закономерности его методической структуры.
Процесс обучения иностранного языка обязательно обладает дидактической структурой. Урок является единицей процесса обучения, отражает в себе все шесть компонентов, которые и образуют его дидактическую структуру: цели, содержание, формы, методы, условия и результаты. В дано случае хорошо просматривается иерархическая зависимость нижележащих уровней от вышележащих. Если цели обучения сформулированы четко и правильно, то для достижения запланированных результатов должно быть отобрано только такое содержание, которое соответствует именно поставленным целям, которые жестко определяют отбор содержания обучения.
Каждый структурный компонент требует совершенно определенных дидактических условий для достижения поставленных целей.
В процессе подготовки к уроку учитель уточняет и формулирует цели урока. Оперируя с дидактической структурой, он, уменьшает или увеличивает содержание учебного материала, представленного в УМК к данному уроку. Учитель подбирает соответствующие формы и методы учебной работы на уроке с учетом конкретных дидактических условий, в которых планируется его проведение [8, с. 125].
Все действия ученика в процессе обучения, а также учителя в процессе преподавания имеют логическую последовательность, которая тесно связана с психологическими закономерностями усвоения содержания обучения, то есть усвоения конкретных знаний, выполнения различных упражнений, овладения языковыми, речевыми и коммуникативными навыками и умениями, реализация различных видов иноязычной речевой деятельности, иноязычного общения. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что ход урока - это процесс решения учебно-познавательной или учебно-коммуникативной задачи приобретает определенную, разворачивающуюся во времени логико-психологическую структуру.
Процесс реализации логико-психологической структуры урока или его отдельного этапа подвергается значительному воздействию со стороны третьей - коммуникативной структуры урока. Коммуникативная структура – это типичный период общения, коммуникативная составляющая дидактических условий конкретного урока, которая коммуникативно обеспечивает достижение запланированных целей и задач урока.
Учитель может до деталей
заранее разработать логико-
Итак, мы пришли к выводу, что дидактическая, логико-психологическая и коммуникативная структуры задают четкую последовательность обязательных этапов урока иностранного языка в начальных классах.
Урок иностранного языка в начальной школе имеет ряд особенностей. Наряду с уроком в дидактике выделены такие единицы учебного процесса, как шаг, этап, клеточка. По мнению дидактов, они должны отвечать ряду требований. С помощью урока как единицы процесса обучения реализуются процесс обучения в целом, дидактические циклы и блоки.
Урок английского языка в начальных классах, как и все другие уроки, начинается с организационного момента. В начальных классах он длится 2 минуты, а то и больше, поскольку учителю необходимо подойти почти к каждому, встретиться с детьми глазами, удостовериться, что сними все в порядке, а если надо – успокоить, установить с каждым ребенком своеобразный персональный контакт [4, с. 173].
Далее следует фонетическая зарядка, которая продолжается 2-4 минуты. Через каждые 25-30 секунд необходимо делать небольшую паузу, поскольку во время фонетической зарядки выполняется интенсивная хоровая работа на материале рифмовок, стихотворений. Учитель может заполнить такую паузу кратким пояснением, демонстрацией следующей фразы.
Затем наступает время речевой зарядки, которая плавно вытекает из фонетической зарядки. Она продолжается обычно 3-5 минут и представляет собой работу в парах: дети последовательно инсценируют короткие диалоги, подготовленные дома на основе хорошо усвоенных диалогических единств.
Примерно в середине урока проводится динамическая пауза, которая продолжается 1-2 минуты. Дети выполняют ритмичные движения, игровые упражнения синхронно и с удовольствием, а также произносят отдельные слова и целые предложения на иностранном языке.
Завершающим этапом урока иностранного языка является песня. Урок конечно может быть завершен и игрой, но это рискованно, потому что во время игры может прозвучать звонок, а прерывать ее нежелательно. Продолжительность песен же учитель знает заранее, к тому же хоровое исполнение песни является прекрасной высоко-эмоциональной точкой урока [19, с. 190].
Таким образом, в типичном уроке иностранного языка в начальных классах можно выделить, по меньшей мере, пять обязательных этапов. Все остальные этапы – это отдельные звенья, которые учитель соотносит друг с другом. Это отдельные фрагменты, которые учитель разрабатывает и реализует с учетом логико-психологической структуры целого урока. Это может быть обучение устно-речевому общению на иностранном языке, разучивание песен и стихов, работа над групповыми проектами.
Таким образом, что урок английского языка в начальной школе имеет свои особенности. Очень важно соблюдать эти особенности при планировании урока. Только в этом случае можно будет наблюдать эффект от реализации учебно-воспитательных и развивающих задач.
Дошкольный возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития. Именно в это время происходит функциональное совершенствование мозга - развитие аналитико-синтетической функции его коры.
Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии» [23, с. 206].
В данном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Необходимо отметить, что для детей важной и интересной остается игра. Доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов обеспечивается включением процесса обучения иностранного языка в игровой контекст. В единстве с широкими социальными мотивами эти мотивы будут работать на формирование здорового интереса младших школьников к предмету, на достижение целей языкового образования в дошкольном периоде.
Младшие школьники общительны и эмоциональны, но их поведение не всегда устойчиво и в значительной степени непроизвольно. Все новое, необычное приковывает внимание учеников. Важно ставить учащихся в условия, требующие волевых усилий для сосредоточивания при обучении младших школьников различным видам деятельности на уроках иностранного языка.
Внимание является важнейшим свойством любой умственной и практической деятельности. У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, чем произвольное. В этом возрасте, дети легко сосредоточиваются на красочных и подвижных предметах (на этом базируется страсть детей к мультфильмам), но с трудом осваивается скучный текст без картинок. Именно от произвольного внимания зависит успех учебной деятельности дошкольника.
Способности к сосредоточению, распределению и переключению являются важными факторами в процессе обучения. Процессы внимания сильно зависят от индивидуальных особенностей ребенка.
Управление вниманием
Умение логично и последовательно строить речь, перестраивать материал в смысловые блоки должно стать особой заботой учителя при работе с дошкольниками. Это особенно важно для развития памяти. Это тот возраст, когда происходит переход к смысловому запоминанию. С этой целью на уроках иностранного языка используются иллюстрации к рассказам или стихам, работа с серией картинок, отражающих сюжетное развитие того или иного содержания. В этом возрасте необходимо специально обучать способам заучивания языкового и речевого материала, распределять по времени и изменять способы его повторения.
Дети легко и быстро запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам, несмотря на то, что память младших школьников достаточно развита. Организовывать занятие в процессе ознакомления детей с речевыми средствами общения и тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала следует с учетом этих особенностей. Необходимо использовать те ситуации, которые связаны с их интересами и мотивируют учащихся для общения и взаимодействия между собой.
Способность к сознательному управлению памятью необходимо развивать у учащихся с самого начала изучения иностранного языка. Необходимо специально обращать их внимание на то, что надо запомнить. Один из приемов осмысленного запоминания - смысловая группировка материала, например: группировка грамматических структур по значению, группировка слов по правилам чтения, по тематической принадлежности и так далее [10, с. 20].
Дошкольники ориентируются на оперирование абстрактными понятиями. Они с большим трудом воспринимают и понимают, например, грамматические правила, предъявленные в виде определений, формулировок. Это происходит по той причине, что на этом этапе развития элементы понятийного мышления ими только осваиваются [Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников // Вопр. психологии. 1992. № 5-6. С. 26-30, с. 30].
Следует помнить, что умственные возможности детей данного возраста довольно широки. Они могут делать выводы и умозаключения, у них развита способность к рассуждению, анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям (словесно-логическое мышление). Ученики также способны дать аргументированные доказательства.
Воображение тесно связано с памятью и мышлением. Воображение может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное чаще всего вызывается неудовлетворенными желаниями, которые способствуют представлению тех ситуаций, реальных или нереальных, в которых эти желания могут быть удовлетворены. Произвольное воображение - это разработка образа с заранее поставленной целью.
Также различают репродуктивное и творческое воображение. При слушании сказок у ребенка развивается репродуктивное воображение. В творческом воображении воспроизводятся и реконструируются ситуации и образы, не имеющие места в действительности.
Развитию творческого
воображения ребенка
Для овладения иностранным языком немаловажное значение имеет такой психический процесс, как восприятие. Именно в младших классах осуществляется переход от смешанного, фрагментарного восприятия к расчлененному, осмысленному отражению вещей, событий в их пространственных, временных, причинных связях.
Информация о работе Специфика занятий по английскому языку с дошкольниками