Специфика занятий по английскому языку с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать возможные направления, а также процесс организации учебного занятия при работе с детьми дошкольниками.
Основными задачами исследования являются:
- изучить и проанализировать методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста при обучении английскому языку;
- определить возможности дошкольников в области изучения английского языка.
- раскрыть основные цели и задачи обучения английскому языку детей дошкольного возраста.
- раскрыть основные методы обучения английскому языку дошкольников.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Организация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе 5
1.1. Цели и содержание обучения иностранным языкам 5
1.2. Процесс обучения иностранному языку дошкольников и его особенности 10
1.3. Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку 15
Глава 2. Процесс организации учебных занятий 20
2.1. Формы организации обучения дошкольников иностранному языку 20
2.2. Виды занятий по иностранному языку 21
2.3. Дидактические требования к занятиям по обучению иностранному языку 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 
 
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Специфика занятий по английскому  языку с дошкольниками

 

 

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние несколько лет резко возросло количество людей, изучающих английский. В настоящее время стало очевидным, что знание иностранного языка необходимо каждому человеку. Профессионал своего дела должен не только быть специалистом в своей области, но и владеть иностранным языком, а может быть и двумя. Возраст учащихся также изменился. Родители стремятся, как можно раньше отдать своих детей в языковые школы. Этот период признан психологами наиболее благоприятным для изучения языков. Таким образом, разработчикам методики обучения иностранным языкам, пришлось разрабатывать новые приемы работы.

Занятия иностранным  языком в раннем возрасте развивает  ребенка всесторонне. У него улучшается память, сообразительность, наблюдательность. Такие занятия хорошо готовят  его к школе.

Потребность общества в квалифицированных преподавателях все более возрастает ввиду изменившейся ситуации. Но даже когда к малышам приходят люди, прекрасно знающие язык, им не всегда удается добиться желаемого результата. Обучение малышей требует совсем иного методического подхода, чем обучение школьников и взрослых, поскольку это очень непростое дело.

Дети могут надолго приобрести отвращение к иностранному языку если столкнутся с методически беспомощными уроками. Дети могут даже потерять уверенность в своих силах.

Актуальность данной темы заключается в том, что изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Основной целью обучения английскому языку в начальной школе является развитие способностей к общению на изучаемом языке, что предполагает формирование у учащихся коммуникативной компетенции.

Цель данной работы – показать возможные направления, а также процесс организации учебного занятия при работе с детьми дошкольниками.

Основными задачами исследования являются:

- изучить и проанализировать методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- рассмотреть психологические  особенности детей младшего школьного  возраста при обучении английскому языку;

- определить возможности дошкольников в области изучения английского языка.

- раскрыть основные цели и задачи обучения английскому языку детей дошкольного возраста.

- раскрыть основные методы обучения английскому языку дошкольников.

Предметом исследования являются специфические особенности обучения английскому языку дошкольников.

Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку дошкольников

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

Глава 1. Организация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе

1.1. Цели и содержание обучения иностранным языкам

Целевой компонент структуры  процесса обучения иностранного языка  детерминируется потребностями  современного общества и представляет собой педагогически сформулированный социальный заказ общества. Он зафиксирован в различных государственных документах, например, в проекте Всемирного государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, учебных программах по иностранному языку [19, с. 256].

Представленная цель осознается и присваивается как учителем иностранного языка, так и учащимися, она переводится в личностный план. В данном случае цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека. Этот элемент характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и путей его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему [18, с. 47].

Цель обучения иностранному языку  - комплексная, многоаспектная, интегративная. Именно по этой причине в методике обучения иностранному языку чаще всего говорят не о цели, а о целях, например, о практической (прагматической, коммуникативной), а также о развивающей, воспитательной, общеобразовательной. Практическая предусматривает практическое владение языком, прежде всего, как средством общения на иностранном языке, средством иноязычной коммуникации. Развивающая цель предусматривает развитие личности в целом, развитие его отдельных психических функций, качеств и свойств. Воспитательная цель преследует выработку у учащихся осознанной гражданской позиции, готовности к жизни и труду, внимательного отношения к  коммуникативным партнерам. Общеобразовательная цель, как правило, связана с тем, что у учащихся происходит расширение кругозора, в результате знакомства с культурой и историей страны изучаемого языка.

В методической литературе неизменно  подчеркивается, что практическая задача обучения является главной и решающей, ведущей является практическая цель, основными целями обучения иностранному языку является практические.

На основе реализации практической, коммуникативной цели предусматривается  достижение развивающих, воспитательных и образовательных целей. Н.Д. Гальскова отмечает: «Объявление практической цели в качестве ведущей самым естественным образом переводит три другие цели в разряд второстепенных. Следствием такого «неравноправного» отношения к целевым компонентам является нередко чрезмерная «погоня» за устойчивыми речевыми навыками и умениями в ущерб развивающим, образовательным и воспитательным аспектам обучения» [7, с. 59].

В отечественной теории и практике разрабатывался комплексный подход к реализации всех четырех целей  обучения иностранным языкам, чтобы нейтрализовать этот недостаток. Существенное укрупнение самой цели один из возможных способов их объединения и комплексной реализации.

Практическая цель заключается  в том, что иностранный язык должен служить средством общения, инструментом для совершения коммуникативной деятельности. Иностранный язык также выступает как инструмент приема и передачи информации об окружающем мире. Необходимо помнить, что он не является способом увеличения знаний об окружающем мире, а дает возможности овладеть средством восприятия и выражения мысли, причем как в устной, так и в письменной форме. Устная форма включает в себя аудирование, т. е. понимание звучащей речи на слух и говорение, т.е. выражение мыслей на иностранном языке. Письменная форма предполагает овладение таким умением, как чтение, т.е. понимание печатного текста, письмо, т.е. использование графической системы для выражения своих мыслей. Чтобы обеспечить возможность осуществлять общение в устной и письменной формах аудирование, говорение, чтение и письмо должны быть сформированы у учащихся. Именно при обучении детей в начальной школе должны быть прочно заложены основы всех видов речевой деятельности [19, с. 268].

Стратегия обучения определяется практической целью и определяет общее направление обучения. В ходе решения множества конкретных задач при проведении уроков и выполнении учащимися самостоятельной внеурочной работы достигается практическая цель. Здесь необходимо отметить, что задачи представляют тактику обучения и ставятся с учетом достижения цели.

Подчеркнем, что изучение иностранного языка способствует эстетическому, трудовому, нравственному воспитанию ребенка. Как правило, большая часть учащихся начинают изучать язык с большим интересом. Мотивация у них высока. Задача преподавателя состоит в том, что необходимо поддержать интерес учащихся к языку, дать им возможность развивать этот интерес. Основу в установлении доброжелательных отношений в коллективе формирует умение осуществлять общение, которое является его основой. Чтение также имеет большое значение в воспитании учащихся. Этот вид деятельности формирует у детей культуру чтения, умения внимательно вчитываться в слова, предложения, текст. Изучение иностранного языка позволяет осуществлять и эстетическое воспитание. Учитель воспитывает вкусы учащихся использованием аккуратно сделанных и красиво оформленных наглядных пособий. Воспитанию у учащихся любви к предмету и познавательной активности будут способствовать проведение уроков и внеклассных мероприятий на иностранном языке.

Учащиеся овладевают вторым языком, новыми средствами для выражения  мыслей, в чем заключается образовательная цель. С первых же уроков учителю необходимо обратить внимание на отличие звуков родного языка и иностранного. Учащиеся расширяют представления о лексическом составе, знакомятся с новыми грамматическими явлениями. Уже на начальном этапе изучение иностранного языка активизирует работу слухового, зрительного, речедвигательного, моторного анализаторов и вносит большой вклад в развитие памяти, воображения, представлений. Изучение языка способствует расширению кругозора и повышает их культуру. Таким образом, обучение иностранному языку вносит вклад в образование детей [19, с. 271].

Тот учебный материал, который определенным образом отобран, методически организован  и предназначен для усвоения в  процессе обучения  называется содержанием обучения [19, с. 150]. В начальной школе содержание обучения иностранного языка определяется целями обучения. Необходимо помнить, что содержание обучения должно соответствовать интересам учащихся, их возрастным особенностям. Содержание обучения играет важную роль в осуществлении практической цели обучения.

Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина в содержание обучения включают «три компонента»:

1) лингвистический компонент, объединяющий  языковой и речевой материал;

2) психологический компонент, включающий  формируемые навыки и умения, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым языком в коммуникативных целях;

3) методологический компонент,  связанный с овладением приемами  обучения» [15, с. 47].

Согласно учебной программе  по иностранному языку начальной  школы в содержание обучения входят:

• языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования ими;

• сферы общения, темы, ситуации;

• речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством общения;

• комплекс знаний и представлений о национально–культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка, минимум этикетно–узуальных форм речи для общения в различных сферах и ситуациях;

• общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в языке [20, с. 24].

Надежным ориентиром не только для учащихся, но и для учителей иностранного языка может стать целесообразность достижения единого подхода к структурированию содержания обучения иностранного языка.

способы отбора содержания обучения представляют интерес наряду с выделением структурных компонентов содержания. При отборе содержания необходимо помнить о межпредметных связях. Это важно, поскольку межпредметные связи обеспечивают перенос знаний, умений и навыков из других учебных предметов в изучаемый язык и наоборот. В данном случае необходимо использовать интересную и значимую для детей начальной школы страноведческую информацию, которая может быть связана с различными видами деятельности. Включение иностранного языка в эти виды деятельности расширяет сферы его практического применения.

Предметная сторона  содержания обучения отражает типичные для учащихся начальной школы  сферы общения: социально-бытовую; учебно-трудовую; социально-культурную; игровую.

Далее поговорим о  целях обучения устной речи, для  которых в методике сформировался индуктивно – коммуникативный метод отбора языкового материала. В данном случае предлагается начать отбор с единиц высшего уровня (коммуникативных единиц), затем переходить к отбору речевых единиц. Завершать весь этот процесс следует на чисто языковом уровне.

Важное достоинство данного метода отбора языкового материала – его нацеленность на овладение иноязычным общением в целом, владение, опирающееся на речевую и языковую компетенцию. Исходным коммуникативным материалом для отбора языкового инвентаря послужили типичные коммуникативные ситуации, в связи  с тем, что язык необходим для общения в определенных ситуациях. Сумма текстов по каждой коммуникативной ситуации явилась речевым материалом для отбора языкового минимума [18, с. 154].

Особо принципиальное значение приобретает исчерпывающая номенклатура исходных единиц организации учебного материала. Это особенно важно для отбора содержания обучения иностранному языку в целом и для каждого блока в частности.

Общая коммуникативная направленность в обучении целостному устно-речевому общению на иностранном языке стала увеличиваться в последние десятилетия. Устойчивая тенденция при отборе иноязычного учебного материала исходить именно из целостного устно-речевого общения, его структуры, функций, специфических коммуникативных единиц сформировалась именно в этот период.

Согласно целям и  содержанию обучения иностранному языку, можно сделать вывод, что обучение иностранному языку как средству общения требует обязательного включения в содержание обучения языковых и страноведческих знаний, умений, навыков. Тех навыков, которые необходимы для общения с носителями языка и иностранной культуры.

1.2. Процесс обучения иностранному языку дошкольников и его особенности

Информация о работе Специфика занятий по английскому языку с дошкольниками