Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:47, курсовая работа
Цель данной работы – показать возможные направления, а также процесс организации учебного занятия при работе с детьми дошкольниками.
Основными задачами исследования являются:
- изучить и проанализировать методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста при обучении английскому языку;
- определить возможности дошкольников в области изучения английского языка.
- раскрыть основные цели и задачи обучения английскому языку детей дошкольного возраста.
- раскрыть основные методы обучения английскому языку дошкольников.
Введение 3
Глава 1. Организация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе 5
1.1. Цели и содержание обучения иностранным языкам 5
1.2. Процесс обучения иностранному языку дошкольников и его особенности 10
1.3. Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку 15
Глава 2. Процесс организации учебных занятий 20
2.1. Формы организации обучения дошкольников иностранному языку 20
2.2. Виды занятий по иностранному языку 21
2.3. Дидактические требования к занятиям по обучению иностранному языку 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Слушание – важный элемент процесса познавательной деятельности, а также общения. В младшем школьном возрасте этот компонент существенно развивается.
С развитием иноязычных способностей учащихся тесно связано развитие восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, у младших школьников и дошкольников. Иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками [8, с. 62].
Таким образом, мы считаем, что необходимо учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста. Дальнейшее их развитие является важным фактором успешности процесса обучения иностранному языку на начальном этапе. Но не менее важным является понимание современной сущности методических подходов к организации и содержанию учебного процесса по иностранному языку на начальном обучении.
Выводы по первой главе
Целевой компонент структуры
процесса обучения иностранного языка
детерминируется потребностями
современного общества и представляет
собой педагогически
Цель обучения иностранному языку - комплексная, многоаспектная, интегративная.
Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, можно сделать вывод, что обучение иностранному языку как средству общения требует обязательного включения в содержание обучения языковых и страноведческих знаний, умений, навыков. Тех навыков, которые необходимы для общения с носителями языка и иностранной культуры.
В типичном уроке иностранного языка в начальных классах можно выделить, по меньшей мере, пять обязательных этапов. Все остальные этапы – это отдельные звенья, которые учитель соотносит друг с другом. Урок английского языка в начальной школе имеет свои особенности. Очень важно соблюдать эти особенности при планировании урока. Только в этом случае можно будет наблюдать эффект от реализации учебно-воспитательных и развивающих задач.
Таким образом, мы считаем, что необходимо учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста. Дальнейшее их развитие является важным фактором успешности процесса обучения иностранному языку на начальном этапе. Но не менее важным является понимание современной сущности методических подходов к организации и содержанию учебного процесса по иностранному языку на начальном обучении.
На специально организованных занятиях, осуществляется обучение иностранному языку в дошкольных учреждениях.
Ведущим средством формирования речи ребенка в условиях общественного воспитания и развития является обучение. Обучение иностранному языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующем словаре, формировании речевых умений и навыков [2, с. 14].
Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия. Именно на таких занятиях целенаправленно решают задачи речевого развития детей.
Ряд обстоятельств определяет необходимость такой формы обучения.
Обеспечить на должном уровне речевое развитие детей нельзя без специальных обучающих занятий. Выполнить все разделы занятий позволяет правильно организованный процесс. Нет ни одного раздела программы, где бы ни существовала потребность в организации всей группы. Учитель отбирает тот материал, который сложен для усвоения детьми, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах учебной деятельности. А. П. Усова считает, что процесс обучения вносит в речевое развитие детей такие качества, которые в обычных условиях развиваются слабо. Прежде всего, это фонетические и лексико-грамматические обобщения, которые составляют ядро языковых способностей ребенка и играют первостепенную роль в усвоении языка, звуков, словопроизношении, построении связных высказываний и др. Языковые обобщения не у всех детей развиваются стихийно, без целенаправленного руководства взрослого. Некоторые овладевают лишь элементарными формами разговорной речи, затрудняются в ответах на вопросы, не умеют рассказывать. Они приобретают способность задавать вопросы и рассказывать в процессе обучения. Все то, что ранее относилось к качествам "творческой" личности, приписывалось особой одаренности, при обучении становится достоянием всех детей (А. П. Усова). Преодолеть стихийность, решить поставленные задачи развития помогут правильно организованные занятия, которые должны быть построены в определенной системе и последовательности.
В дошкольном детстве, самом
благоприятном периоде для
Внимание ребенка целенаправленно фиксируется на определенных языковых явлениях в процессе ведения занятия. Постепенно эти языковые явления становятся предметом его осознания.
В детском саду, по сравнению
с семьей, наблюдается дефицит
речевого общения с каждым ребенком,
что может приводить к
На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.
Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.[1, с. 71]
в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия может быть предложена следующая классификация:
В зависимости от применения наглядного материала:
От того формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется, зависит выбор методов и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения высказыванию используются совместное высказывание учителя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах – план рассказа, его обсуждение и др.) [1, с. 73].
Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков), предложенная А. М. Бородич:
1. занятия по сообщению нового материала;
2. занятия по закреплению знаний, умений и навыков;
3. занятия по обобщению и систематизации знаний;
4. итоговые, или учетно-проверочные, занятия;
5. комбинированные занятия (смешанные, объединенные) [2, 17].
Комплексные занятия получили более широкое распространение. Органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии, комплексный подход к решению речевых задач, являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только во взаимосвязи, взаимодействии разных задач как единое целое можно достигнуть главную цель - правильное речевое воспитание, осознание ребенком некоторых аспектов языка. Исследования, выполненные под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, привели к переосмыслению их сущности и роли. Здесь имеется в виду взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение на едином содержании отдельных задач. В данном случае ведущим становится принцип единого содержания. Важность этого принципа в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным. Пропадает страх совершить ошибку, вследствие чего, могут быть затруднения в построении высказывания.
Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи. Развитию монологической речи на занятии отводится центральное место. Словарные, грамматические упражнения, работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение монологов разных типов. На комплексном занятии возможно различное объединение задач: связная речь, словарная работа, звуковая культура речи; связная речь, словарная работа, грамматический строй речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь [3, с. 17].
К существенным сдвигам в речевом развитии детей приводит комплексное решение речевых задач. На таких занятиях применяют методику, которая обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальных способностей. У ребенка развивается поисковая активность в сфере языка и речи, формируется лингвистическое отношение к речи. Обучение стимулирует саморазвитие языковой способности, проявляющееся в речевом и словесном творчестве детей.
Комплексно можно строить занятия, которые посвящены решению одной задачи, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.
Необходимо отметить, что интегративные занятия в практике получили положительную оценку. Такие занятия строятся по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о грызунах, 2) коллективное рисование грызунов и 3) рассказывание детей по рисункам.
По количеству участников можно выделить занятия фронтальные, со всей группой (подгруппой) и индивидуальные. С маленькими детьми необходимо больше работать индивидуально или в подгруппах. Фронтальные занятия с их обязательностью, запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формирования речевого общения как субъект-субъектного взаимодействия. На начальных этапах обучения нужно использовать другие формы работы, обеспечивающие условия для непроизвольной двигательной и речевой активности детей [1, с. 74].
Занятия по иностранному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым к занятиям по другим разделам.
Рассмотрим эти требования:
1. Тщательная предварительная
подготовка к занятию. Необходи
2. Соответствие материала
занятия возрастным
3. Воспитательный характер занятия (принцип воспитывающего обучения). Целый комплекс задач умственного, нравственного, эстетического воспитания решается на занятиях.
Само содержание речевой деятельности оказывает воспитывающее воздействие. Языковое оформление, правильная организация, методика ведения занятия имеют особо важно значение. У детей постепенно возникают элементы осознанного отношения к языку, к его усвоению, поскольку на занятиях даются не разрозненная информация, а определенная система знаний, несущая в себе смысл. Все психические процессы, как уже упоминалось ранее, совершенствуются в процессе развития речи. Важно, чтобы формирование познавательных интересов детей происходило от общей любознательности в младшем дошкольном возрасте к дифференцированным и стойким интересам старших дошкольников, к доступному анализу и оценке ими своей деятельности.
Как правило, на уроках учитель
дает детям возможность
Такие морально-волевые черты, как целеустремленность, дисциплинированность, тактичность и другие помогают воспитать содержание и организация занятий.
Большое влияние на эстетическое воспитание ребенка могут оказать речевые занятия. Учитель осуществляет эстетическое воспитание не только при ознакомлении дошкольников с объектами внешнего мира и путем создания соответствующей обстановки, но в первую очередь средствами самого языка — его образным строем, музыкальностью, художественным словом [2, с. 15].
4. Эмоциональный характер
занятий. Способность
Большое значение имеет их интерес к занятиям, который поддерживают и развивают путем занимательности игр и игровых приемов, образности и красочности материала, используемого на занятиях иностранным языком. Эмоциональный настрой на занятии обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.
Информация о работе Специфика занятий по английскому языку с дошкольниками