Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:14, курсовая работа
Цель моего исследования: охарактеризовать современные методы контроля на примере тестирования.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность, виды, формы организации контроля.
2. Дать классификацию и характеристику методов контроля.
Введение……………………..…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Методы контроля результатов обучения……..……………………5
1.1 Сущность, виды, формы организации контроля
Выводы понести ответ а все главе………………………………….………16
Глава 2. Характеристика современных методов контроля результатов обучения…………………………………………………………………………………………..………18
2.1 Тестирование как современный метод контроля результатов обучения………………………………………………………………………………………………………….19
2.2. устный опрос …………………………………………………………………………………………23
2,3 Выводы по 2 главе…………………………………….............…………30
Заключение………………………………………………………………………………….……….….31
Список литературы……………………………………………………………………….…….…..34
Педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты.
Дидактические функции проверки знаний, умений, навыков и способов деятельности Т.И. Ильина, отмечая чисто дидактические функции контроля, уделяет особое внимание обучающе-воспитывающей функции: «Обучающая функция проявляется в слушании классом хорошего ответа учащегося, активном участии в опросе, повторении про себя, готовности к возможному привлечению к опросу, прослушивании дополнительных пояснений учителя, повторении и закреплении опрашиваемым выученного материала, лучшем понимании и усвоении материала при разборе. Воспитывающая функция состоит в дисциплинировании учащихся, приучении их к систематической работе и выработке воли, содействует объективной самооценке, воспитанию чувства собственного достоинства» [5, с.44.]
Н.Г. Дайри [4, с.42] пишет, что проверка «может и должна реализовать не только функции контрольную и оценочную, но также обучающую.
Р.Ф. Кривошапова и О.Ф. Силютина [6,с.63] отмечают следующие функции проверки и оценки в учебном процессе: ориентирующую, диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую, контролирующую и управляющую.
По мнению С.Ф. Сухорского [13,с.53] тематическая система контроля положительно влияет на систематизацию и обобщение изучаемого материала, способствует мобилизации воли учащихся на конкретную работу по каждой учебной теме, усиливает концентрацию внимания учащихся на главном и наиболее существенном в знаниях и умениях, повышает у учащихся чувство ответственности и дисциплинированности.
Таким образом, проведённый краткий обзор мнений дидактов позволяет сделать вывод о том, что в процессе контроля должны решаться следующие задачи:
- целенаправленное формирование мотивации учения,
- актуализация и закрепление знаний,
- формирование
операциональных структур
Рассмотрим подробнее содержание обучающей функции контроля.
1. Роль проверки
в развитии логического
2. В процессе
проверки открываются большие
возможности для развития «
3. Проверка знаний
и умений способствует
4. При проверке углубляются знания учащимися изученного материала, так как при каждом повторном опросе все шире и глубже раскрывается смысловое и идейное содержание темы. Проверка знаний и умений способствует осознанию учащимися изученного, так как при этом раскрываются новые стороны знаний, обеспечивается их полнота; в результате дополнений знания становятся более прочными и осознанными, превращаются в убеждения.
5. В процессе
проверки знаний и умений
6. Проверка открывает
возможности для исправления
ошибок учащихся. Анализ ошибок
позволяет выявить их причины
и наметить пути их
Контролирующая функция заключается в выявлении знаний, умений и навыков учащихся на каждом этапе обучения, для определения готовности к дальнейшему обучению.
Воспитывающая функция выражается в систематическом контроле за учебной деятельностью школьников, повышает ответственность учеников за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные учителем задачи, правильно оценивать свои познавательные возможности.
Образовательно – развивающая функция проверки знаний, умений и навыков в том, что учащиеся активно участвуют в опросе (задают вопросы, отвечают на них, повторяя материал про себя, готовятся к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент)
Диагностическая функция. Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Ориентирующая функция. Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности
В теории и практике образования существуют следующие требования к организации контроля и оценки учебных достижений учащихся:
1. Индивидуальный характер оценивания, требующий контроля за работой каждого ученика, его личностными достижениями.
2. Систематичность и
регулярность проведения
3. Разнообразие форм проведения контроля.
4.Всесторонность,
обеспечивающая проверку
5. Объективность, исключающая субъективные, преднамеренные и ошибочные суждения и выводы преподавателя.
6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждой образовательной области, каждого учебного предмета и индивидуальные качества каждого ученика».
7. Единство требований
преподавателя ко всем
Оценивание — очень объёмное понятие: оно включает в себя как сам процесс, так и результат работы. При этом оценивание может осуществляться по-разному:
1. В виде количественного
показателя (чаще всего связанного
с объемом усвоенной
• отметка;
• результаты теста в баллах.
2. В виде качественного показателя:
• словесные высказывания о процессе и результате работы;
• эмоциональная реакция.
Виды контроля:
Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков, учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. Этот вид контроля помогает определить учителю, на чем следует сосредоточить внимание учащихся, какие вопросы требуют большего времени, а на чем следует только остановиться. Помогает индивидуально подойти к каждому ученику.
Текущий контроль применяется для проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно – обобщающих уроках и подготавливает к конкретным мероприятиям – устным или письменным зачетам.
Итоговый контроль проводится в конце четверти, семестра (полугодия) или всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней или полной средней школе.
Повторный контроль,
заключающийся в проверке знаний
параллельно с изучением нового
материала. Этот вид контроля способствует
прочности и системности
Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса.
Формы организации контроля
Индивидуальный - при индивидуальном опросе ученик отвечает у учительского стола, пользуясь классной доской, если необходимы определенные записи и чертежи. Ответ ученика выслушивает весь класс. Учащиеся исправляют замеченные ошибки, вносят свои дополнения и разъяснения. Иногда учитель дает время ученику для подготовки ответа, опрашивая в этот-период других учащихся фронтально.
При индивидуальном опросе лучше дать возможность самостоятельно изложить свои мысли, а затем вносить исправления и дополнения. Однако, если ученик не может объединить в систему отдельные правильные положения и не владеет литературным стилем изложения, учитель в ходе ответа помогает ученику излагать свои мысли. Он руководит ходом рассуждений ученика, помогая построить обоснованный и убедительный ответ.
Вопросы должны быть заранее подготовленными, продуманными и определенными, точными, недвусмысленными.
Для индивидуального опроса подбираются вопросы, требующие подробного изложения и разъяснения.
Индивидуальный контроль широко применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к классной доске или к столу с приборами, к карте хотя не исключается ответ ученика и с места, если при этом не нужны записи или графические изображения, за которыми должны следить все ученики, наглядные пособия и различное учебное оборудование. В содержание ответа ученика входит объяснение теоретических вопросов, выполнение по заданию учителя различных упражнений, задач и экспериментов. При индивидуальном контроле учитель обращает внимание на обстоятельность и осознанный характер ответа учащегося, логичность его суждений, доказательность выдвигаемых им положений, умение применять усвоенные знания.
Групповой – учащиеся работают небольшими группами (парами). Выполняют общее задание или индивидуальное задание. Может присутствовать взаимопроверка и взаимное оценивание друг друга. Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда возникает необходимость проверить итоги учебной работы или ход ее выполнения частью учащихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или в процессе внеурочных занятий. При этом вопросы ставятся перед этой группой, в их разрешении участвуют ученики, работавшие в составе данной группы, но с обязательным привлечением к обсуждению остальных учащихся класса.
Фронтальный - Для фронтального опроса важна система вопросов. В них должна быть определенная последовательность, которая позволяет увидеть основные понятия, положения, зависимости в учебном материале. Ответы бывают краткими. Очень важно, чтобы все учащиеся класса слушали своих товарищей. Тогда в ответах школьники увидят систему знаний. Учителю не следует несколько раз повторять вопрос. Лучше вначале сосредоточить внимание школьников, приучая их с первого раза понимать содержание вопроса.
При фронтальной форме организации контроля на вопросы учителя по сравнительно небольшому объему материала краткие ответы, обычно с места, дают многие учащиеся класса. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность класса. Учитель ставит вопросы, как правило, перед всем классом, чтобы в обсуждении этих вопросов принимали участие все учащиеся. Каждый ученик может дополнить, исправить, уточнить ответы своих товарищей, подтвердить эти дополнения примерами и т д. Очень часто фронтальный опрос принимает вид оживленной беседы. При умелом применении фронтального опроса за сравнительно небольшое время удается осуществить проверку знаний у значительной части учащихся класса. Однако при фронтальном контроле бывает трудно обеспечить обстоятельность и всесторонность проверки каждого.