Способы и методы контроля учеников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования: охарактеризовать современные методы контроля на примере тестирования.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность, виды, формы организации контроля.
2. Дать классификацию и характеристику методов контроля.

Содержание работы

Введение……………………..…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Методы контроля результатов обучения……..……………………5
1.1 Сущность, виды, формы организации контроля
Выводы понести ответ а все главе………………………………….………16
Глава 2. Характеристика современных методов контроля результатов обучения…………………………………………………………………………………………..………18
2.1 Тестирование как современный метод контроля результатов обучения………………………………………………………………………………………………………….19
2.2. устный опрос …………………………………………………………………………………………23
2,3 Выводы по 2 главе…………………………………….............…………30
Заключение………………………………………………………………………………….……….….31
Список литературы……………………………………………………………………….…….…..34

Файлы: 1 файл

всё.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный  опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя  с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.

Вопросы должны иметь преимущественно поисковый  характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа ( “Что произойдет…”, “Как изменится…”); на сравнение (“ В чем сходство и различие…” , “Чем отличается…”); на объяснение причины (“Почему…”, “Для чего…”); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов явлений (“Укажите важные свойства…”, “В каких случаях…”, “Какие условия необходимы…”); на установление знания того или иного явления, процесса (“Какое значение имеет…”, “Какое влияние оказывает…”); на объяснение (“Чем объяснить…”, “Как обосновать…”).

Индивидуальный  опрос предполагает объяснение, связные  ответы учащихся на вопрос, относящийся  к изучаемому учебному материалу, поэтому  он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.

Чтобы сделать  такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, требующие развернутого ответа.

Вопросы для  индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следовательнные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся.

Учитель, для  того чтобы получить объективную  оценку знаний ученика, при устном опросе должен соблюдать следующие рекомендации:

- Формулировать  вопросы четко и ясно, таким образом, чтобы ответы на них было наиболее удобно построить, используя изученный материал в рамках пройденной темы.

- Оценивая ответ  учащегося, обращать внимание  только на те недостатки, которые  касаются пройденного материала.  Если же ученик допускает ошибку потому, что еще не изучил необходимый материал, учителю следует исправить его, но не зачитывать ошибку как минус к оценке.

- Не торопить  ученика в его ответе, и не  перебивать его, как бы он  ни отвечал. Если ученик отвечает  неверно, лучше сказать это после того как он закончит.

- Следить чтобы  никто из класса не подсказывал  отвечающему. И не только потому, что тогда оценка будет необъективной,  но и потому что подсказки  зачастую бывают неверными и  только мешают.

Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного учащегося.

Для того чтобы  группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально сложна для учащихся, поэтому их следует обучить элементарным правилам  рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его правильность, выявит ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения. Учащиеся могут предложить свой план ответа. Для подготовки рецензии следует рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях оценить можно не только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.

Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.

Для организации  коллективной работы группы во время  индивидуального опроса преподаватель  может дать и такое задание, как  приведение примеров по тому или иному  положению ответа.

Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный  и фронтальный опрос.

Важное значение имеет умение преподавателя управлять  опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать учащегося. Это допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и исправить ошибку, преподаватель вызывает другого учащегося для ее исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать учащемуся, не подсказывая ему правильного ответа.

Длительность  устного опроса зависит от учебного предмета, вида занятий, индивидуальных особенностей учащихся.

В процессе устного  опроса преподавателю необходимо побуждать  учащихся использовать при ответе планы, схемы, чертежи, действующие модели, лабораторное и заводское оборудование, карты, примеры и прочее.

Для углубления и расширения знаний учащихся, предполагаются индивидуальные задания исследовательского характера, например, подготовить сообщение по проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса.

Заключительная  часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывает его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.

Устный опрос  как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших  затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверять всех учащихся. Поэтому, в целях рационального использования учебного времени проводится комбинированный, уплотненный опрос, сочетающий устный опрос с другими методами: письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени проконтролировать работу большого количества учащихся. Так, пока одни работают у доски, другие – решают задачи на доске, выполняют письменную работу, отвечают на поставленные вопросы с места.

В процессе исследования, был проведен индвидуальный устный опрос учеников 7 Б класса, с целью выявления уровня их понимания и умения использовать временные категории «настоящее совершенное» (“Present perfect”) и «простое настоящее» (Present simple”)

В результате опроса были получены следующие результаты:

Ученик

Баллы (\5)

 

1) Бедарева Марина

5

 

2) Боднарь Родион

4

 

3) Владынцева  Екатерина 

4

 

4) Гомжин Данил 

4

 

5) Грачёва Надежда

5

 

6) Еловиков Виктор

5

 
 

7) Еркин Никита

3

 

8) Жигулин Данил

4

 

9) Калинкина  Полина

5

 

10) Кондратьев Лев

5

 

11) Кучеренко  Анжелика

4

 

12) Логинова  Анастасия

3

 

13) Мирошниченко  Стефания

3

 

14) Пермяшкин  Дмитрий

4

 

15) Пономаренки  Владислав 

4

 

16) Родионова  Дарья

3

 

17) Ромахин Илья

5

 

18) Сартин Максим

4

 

19) Смирнова  Елизавета

4

 

20) Смолякова  Анастасия

4

 

21) Солодовникова  Арсения

5

 

22) Спицына Наталья 

4

 

23) Стебунова  Наталья 

3

 

24) Тюкавина  Валерия 

3

 

25) Фомин Даниил

4

Средний балл: 4


 

По результатам устного опроса оценки «удовлетворительно» получило 6 учеников, «хорошо» - 12, и отлично – 7.

Таким образом, по результатам устного опроса, навык владения категориями «простого настоящего» и «настоящего совершенного» гораздо ниже, чем по результатам тестирования. Основными факторами, повлиявшими на снижение среднего балла выступили следующие условия:

- Необходимость использования грамматических категорий, изученных ранее.

- Спонтанность ответа.

- Дополнительные вопросы со стороны учителя.

- Открытость метода контроля ( отсутствие возможности выбрать ответ из предложенных вариантов)

В силу того, что изучаемая категория была грамматической, контроль навыков сформированности владения ей невозможно проверить диктантом или сочинением, поэтому выводу следует делать по статистике двух видов контроля, тестирования и устного опроса.

 

Выводы по 2 главе

 

Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению школьников учителем, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов учащихся. Каждый ученик, активно участвуя в процессе контроля, не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы своих товарищей, вносит в них коррективы, выполняет дополнительную работу над недостаточно усвоенным материалом.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

  1. Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот.
  2. Систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся.
  3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам.
  4. Всесторонность, заключающаяся в том, что контроль дол жен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
  5. Объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя.

Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов.

  1. Единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

 

Заключение

Изучение научной  и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что технология активного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. А это означает, что образовательном процессе должны применяться различные методы обучения.

Можно с уверенностью сказать, что мы достигли цели исследования, последовательно решив каждую из заявленных задач.

Преимущество  всех рассмотренных в работе методов контроля очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Исследование  подтвердило, что в педагогическом процессе следует максимально использовать различные методы контроля. Они могут быть включены в реальный педагогический процесс.

В результате работы было выявлено, что положительно повлияют не процесс обучения следующие рекомендации:

- вовлекать  учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное;

- организовывать сотрудничество и кооперацию;

- организовывать  коллективное взаимодействие;

- изменить  модель учителя: соорганизатор,  партнер, интерпретатор, консультант  (традиционно-организатор, информатор, консультант).

- соблюдать  единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.

Контроль как  учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое  самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности. Контроль — это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса, который направлен как на деятельность ученика, так и на контроль взаимодействия учащихся и педагогов.

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля.

Информация о работе Способы и методы контроля учеников