Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:14, курсовая работа
Цель моего исследования: охарактеризовать современные методы контроля на примере тестирования.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность, виды, формы организации контроля.
2. Дать классификацию и характеристику методов контроля.
Введение……………………..…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Методы контроля результатов обучения……..……………………5
1.1 Сущность, виды, формы организации контроля
Выводы понести ответ а все главе………………………………….………16
Глава 2. Характеристика современных методов контроля результатов обучения…………………………………………………………………………………………..………18
2.1 Тестирование как современный метод контроля результатов обучения………………………………………………………………………………………………………….19
2.2. устный опрос …………………………………………………………………………………………23
2,3 Выводы по 2 главе…………………………………….............…………30
Заключение………………………………………………………………………………….……….….31
Список литературы……………………………………………………………………….…….…..34
Контроль должен стимулировать постоянную работу всех учеников, и это в известной степени достигается его неожиданностью для учащихся. Данное положение, понятно, не исключает возможности предварительного предупреждения отдельных учеников о предстоящей проверке, если эти ученики получали задания по самостоятельной работе, связанной с устранением пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Итак, контроль – это важнейший компонент педагогической системы и часть учебного процесса. Результатом педагогического контроля является оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе контроля должны решаться следующие задачи:
- целенаправленное формирование мотивации учения,
- актуализация и закрепление знаний,
-формирование операциональных структур мышления.
В современной педагогике выделяют следующие виды контроля в зависимости от места и времени проведения в изучаемой теме: предварительный, чтобы узнать возможности учащихся перед изучением темы; текущий – контроль за получением ЗУН изучаемой темы; итоговый, который проводится после изучения материала; промежуточный, повторный и т.д.
Контроль может
проводиться в различных
Метод контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.
Основными методами контроля в педагогике считаются:
Глава 2. Характеристика современных методов контроля результатов обучения
Во второй главе исследования будут представлены методы контроля, наиболее часто и продуктивно используемые в рамках обучения детей иностранному языку.
Основываясь на компетенциях, являющихся объектом формирования у учеников во время изучения иностранного языка, такими методами являются:
- Устный опрос
- Тестирование
- Сочинение
- Диктант
Наряду с анализом некоторых видов контроля, наиболее присущих урокам иностранного языка, будут приведены результаты контроля деятельности учеников 7 Б класса, проводимые во время педагогической практики студентом 4 курса в Бийском лицее.
Сравнительный анализ полученных результатов контроля позволит увидеть картину сформированности разных навыков и умений учеников в результате учебного процесса. Результаты вышеупомянутого контроля, представленные в сравнении друг с другом помогут сделать предварительный вывод, о том, какие виду контроля дают наиболее объективную картину познавательного процесса в тех или иных яхыковых аспектах.
В работе были рассмотрены следующие виды контроля:
- Тестировани
- Устный опрос
- Дикант
- Сочинение
2.1 Тестирование как современный метод контроля результатов обучения
В литературе встречается следующее определение тестов [8].
Тесты - это достаточно
краткие, стандартизированные или
не стандартизированные пробы, испытания,
позволяющие за сравнительно короткие
промежутки времени оценить
Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.
Тесты отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во- первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками, учебным материалом, например, разделом математики или курсом английского языка. На формирование способностей (например, пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития.
Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения.
Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.
Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.
Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный студент, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений.
Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями и словарями.
Тестовый контроль может быть безмашинным и машинным. В основе такого контроля лежат тесты – специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений. Наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе учеников. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, то есть вопросами, которые обладают недостаточно надежной «проверяющей способностью». Облегченный вариант этой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачетных тестов. Кроме зачетных или экзаменационных тестов существуют еще поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом уроке. По своей сути эти два вида тестов соотносятся, как географические карты крупного и мелкого масштаба, соответственно. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения материала. Составлять поурочные тесты нетрудно, но долго, и стоит сказать об их главных особенностях.
1. Тесты должны
быть «закрытыми», то есть
По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.
В руководстве приводятся
данные о целях тестирования, выборке,
для которой тест предназначен, результатах
проверки на надежность, способах обработки
и оценки результатов. Задания теста, сгруппированные в субтесты
(группы заданий, объединенные одной инструкцией),
помещены в специальной тестовой тетради
(тестовые тетради могут быть использованы
многократно, поскольку правильные ответы
отмечаются на отдельных бланках). Если
тестирование проводится с одним испытуемым,
то такие тесты носят название индивидуальных,
если с несколькими - групповых. Каждый
тип тестов имеет свои достоинства и недостатки.
Преимуществом групповых тестов является
возможность охвата больших групп испытуемых
одновременно (до нескольких сот человек),
упрощение функций экспериментатора (чтение
инструкций, точное соблюдение времени),
более единообразные условия проведения,
возможность обработки данных на ЭВМ и
др.
Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых, таким, как тревожность, утомление и др. Иногда для того, чтобы понять причины низких результатов по тесту какого-либо студента, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.
Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.
Как уже указывалось, результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов [9,12,5,8].
Не меньший интерес представляет изучение результатов тестирования для определения качества лекции или семинара . Например, пусть в потоке у лектора несколько групп, и во всех проведено тестирование по заданному разделу курса. В тесте имеется определенное количество теоретических вопросов и практических задач. Каждый вопрос соответствует какой-либо теме.
В рамках нашего исследования был проведен тест на проверку сформированности умения дифференциации двух временных категорий, а в частности «Простого настоящего» (present simple) и «Настоящего совершенного» (present perfect). Результаты тестирования показали следующий уровень знаний:
Ученик |
Баллы (\10) |
|
1) Бедарева Марина |
7 |
|
2) Боднарь Родион |
8 |
|
3) Владынцева Екатерина |
7 |
|
4) Гомжин Данил |
10 |
|
5) Грачёва Надежда |
9 |
|
6) Еловиков Виктор |
10 |
|
7) Еркин Никита |
6 |
|
8) Жигулин Данил |
8 |
|
9) Калинкина Полина |
10 |
|
10) Кондратьев Лев |
9 |
|
11) Кучеренко Анжелика |
8 |
|
12) Логинова Анастасия |
10 |
|
|
8 |
|
14) Пермяшкин Дмитрий |
9 |
|
15) Пономаренки Владислав |
10 |
|
16) Родионова Дарья |
10 |
|
17) Ромахин Илья |
8 |
|
18) Сартин Максим |
7 |
|
19) Смирнова Елизавета |
9 |
|
|
10 |
|
21) Солодовникова Арсения |
9 |
|
22) Спицына Наталья |
8 |
|
23) Стебунова Наталья |
8 |
|
24) Тюкавина Валерия |
6 |
|
25) Фомин Даниил |
10 |
Средний балл: 8, 6 |
Таким образом, на основании проведенного теста, можно сделать вывод, что рассматриваемая тема была усвоена большинством учеников (92%), и только малая часть детей (8%) освоила материал на удовлетворительном уровне.
2.2 Устный опрос
Устный опрос
– наиболее распространенный метод
контроля знаний учащихся. При устном
опросе устанавливается
Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.