Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 02:06, курсовая работа
Цель работы состоит в разработке систем упражнений по предупреждению ошибок в устной речи учащихся. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолингвистические особенности устных видов речевой деятельности
Выявить основные классификации категорий ошибок
Описать различные подходы к явлению ошибок
Введение………….………………………………………………………….. 3-4
Глава I
Устная речь на иностранном языке…...…………………………........5-6
Причины возникновения ошибок в устной речи……………………..7-8
Классификация ошибок в речи на иностранном языке …………… 9-11
Способы и приемы предупреждения ошибок в устной речи…….12–15
Вывод …………………………………………………………………….16
Глава II
Введение……………….………………………………………………...17
Словообразовательные ошибки ……………………………………..18-19
Морфологические ошибки …………………………………………..20-21
Синтаксические ошибки …………………………………………….22-23
Лексические ошибки…………………………………………………24-25
Фразеологические ошибки …………………………………………..26-27
Стилистические ошибки …………………………………………….28-29
Вывод …………………………………………………………………….30
Заключение …………………………………………………………………31-32
Библиография ………………………………………………………………….33
The ministers were so noisy that the speaker asked them to shut up.
Стилистические ошибки занимают особое место в этой системе, поскольку не соотносятся с определенным ярусом языка и могут проявляться в области лексики, морфологии, синтаксиса.
Также, ошибки можно разделить на две категории с точки зрения причины их возникновения:
-Ошибки, связанные с влиянием родного языка (интерференция).
I would like to speak with you some minutes.
-Ошибки, связанные с самим процессом
изучения и постижения
She taked the situation seriously.
Таким образом, существует множество классификаций ошибок, так как этот вопрос можно рассматривать с разных позиций. Каждая классификация помогает по-новому оценивать знания учащихся и предоставляет возможность преподавателям оценивать, насколько эффективно обучение и что предстоит сделать.
В данной работе для анализа заданий по предупреждению речевых ошибок используется классификация С.Н. Цейтлин.
Способы и приемы предупреждения ошибок в устной речи
Несмотря на тщательную профилактику ошибок, их не удается всегда избежать. Ошибки должны восприниматься как показатель того, что студенты успешно изучают язык и развивают свои языковые навыки. Поэтому исправление ошибок - существенный элемент преподавательской техники, и ему необходимо уделять не меньше внимания, чем самому процессу обучения.
Существуют разные подходы к проблеме предупреждения или исправления ошибок. Рассмотрим некоторые из них.
С одной стороны, существует агрессивно-негативное отношение к ошибкам. Таких учителей З.М. Цветкова называет «тиграми в засаде», которые предвкушают ошибку «как очередной повод для педагогических сентенций4». Такой учитель не может поддерживать учащихся в их стремлении овладеть языком и создать атмосферу доверительного общения, таким образом, вызывает у учеников боязнь сделать ошибку, мешает коммуникативному процессу, а это ведет к подавленности и нежеланию высказываться. Данный подход не может уменьшить вероятность речевых ошибок.
С другой стороны, появились методы, ставящие на первое место психологическую раскованность учащегося. В данной ситуации ошибкам мало уделяется внимания, так как ученику разрешается выражать свои мысли независимо от формы, в приоритет ставится сам факт коммуникации на английском, а не средства ее осуществления. В противовес «тиграм» Цветкова выделяет также «равнодушников» и «подкладывающих». Первые игнорируют ошибки учащихся, а вторые, чувствуя любое затруднение учащихся, подсказывают правильный ответ либо сразу, как только ошибка сделана, либо не дожидаясь ее возникновения.
Однако эти две крайности сглажены в третьем подходе к исправлению ошибок. По мнению многих методистов и преподавателей, при возникновении ошибки учитель должен подсказывать « зону», где нужно искать правильный ответ, и позволять учащемуся самостоятельно решать поставленные задачи.
Иногда, когда ученик сам может исправить ошибку, нет необходимости указывать «зону», и тогда учитель пользуется такими приемами как:
- жест: эффективен при
коррекции фонетических и
- название языкового явления: "form", "article"',
-дословный перевод: "She take ..." «Онa беру?»,
- уточнение содержания высказывания: "I lived here for ten years". "Do you still live here? What about the tense form in the sentence?"
- частичный перевод: "have made the exercise" - «составил или выполнил?» Или: "I want to study children" - «Изучать детей или обучать их?»
- развернутый комментарий.
Он может представлять собой
собственно правило или же
трактовку контрастных
Важно отметить, что, когда преподаватель предпочитает развернутый комментарий, он, как правило, привлекает внимание всего класса. Если же указывается только область ошибки, то коррекция может быть индивидуальной или фронтальной, в зависимости от количества учащихся, совершивших ошибку. Если ошибку допустили двое-трое учащихся в классе, значит, она распространенная, и ее следует вынести на групповую работу. Таким образом, коррекция совмещается с предупреждением аналогичной ошибки у остальных.
Также, можно выделить способы предупреждения речевых ошибок.
1. Использование знаков.
Для этого приема наиболее частые ошибки фиксируются на карточке, и учитель их показывает в ходе урока.
2. Использование пособий.
Многие типичные ошибки в устной речи учащихся можно предотвратить путем использования наглядных схем и планов. Они представляют собой схемы, определяющие содержание речевого произведения учащегося.
3. Использование направляющих команд
Когда учащиеся делают ту или иную ошибку, необходимо дать ему указания исправить её, ни в коем случае не исправлять самому. Можно сказать, например, «change the pronunciation», «change the verb», «change the word».
4. Подслушивание.
В то время как учащиеся работают в группах или по парам, учитель должен отметить ошибки, занести их в блокнот. В конце урока написать неправильные предложения на доске, чтобы учащиеся исправили ошибки в ходе обсуждения.
5. Кодирование при помощи пальцев.
При выполнении этого способа пальцы одной или двух рук символизируют слова в предложении и вопросе. Необходимо пошевелить теми пальцами, выступающими в качестве слова, в котором была сделана ошибка. Этот способ подходит для исправления неправильного порядка слов, пропуска слов, неправильного выбора слов.
6. Использование жестов.
Необходимо вместе с учащимися придумать жест, который служил бы детям сигналом остановиться, обдумать совершенную ошибку, поправить себя перед тем, как продолжить говорить. Наиболее простым жестом может служить поднятый вверх палец.
7. Использование
При наличии магнитофона можно записать на пленку высказывания учащихся. Затем прослушать и указать ошибочные слова или конструкции.
8. Наблюдение
Одна часть класса в центре комнаты обсуждает какую-то проблему. Другая садится вокруг них и следит за обсуждением, записывая все ошибки, а остальные должны их исправить. Затем учащиеся меняются ролями, чтобы все ученики могли выполнить обе функции. Упражнение направлено на то, чтобы учащиеся научились замечать ошибки в чужой речи и самостоятельно их исправлять.
Все эти методы могут быть использованы для предупреждения и исправления грамматических, фонетических, лексических ошибок.
Наконец, Julian Edge и многие другие сторонники коммуникативного подхода к изучению иностранного языка делают акцент на том, что иногда некоторые ошибки нужно игнорировать, так как учащиеся всегда хотят быть услышанными и понятыми. В первую очередь, студенты нуждаются в поддержке и заинтересованности со стороны учителя, и тогда психологический барьер и страх сделать ошибку будут преодолены. Таким образом, исправление ошибок должно стать подсказкой стандартов английского языка, а не упреком или критикой.
Вывод
Теоретические основы, рассмотренные в главе I данной курсовой работы, позволили сделать следующие выводы.
Во-первых, монологическая и диалогическая речь на английском языке ставит различные трудности для учащихся, вызывающие боязнь высказываться и сделать ошибку.
Во-вторых, совершение ошибок в речи на английском языке обусловлено многими факторами, которые необходимо учитывать при работе с учащимися. Главными из них являются знания учеников и их готовность к коммуникации на английском языке. А также необходимо учитывать причины возникновения речевых ошибок для их целенаправленного устранения.
В-третьих, для более четкого представления, с какими разновидностями ошибок сталкиваются учитель и учащиеся, необходимо рассматривать явление речевой ошибки, учитывая причины возникновения, аспект языка, нарушенные нормы и знания учащихся.
В-четвертых, несмотря на то, что ошибки являются неотъемлемой частью процесса обучения, их необходимо предотвращать. Разнообразие подходов, методов и способов предупреждения ошибок в речи на английском языке, проиллюстрированное в данной главе, может стать частью любой эффективной методики преподавания.
Таким образом, проанализированный теоретический материал и выбранная за основу классификация С.Н.Цейтлин позволяют разработать систему упражнений на предупреждение ошибок в речи на английском языке у учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы в главе II курсовой работы.
Глава II
Введение
В данной главе мы рассмотрим комплекс заданий, направленный на предупреждение ошибок в речи на английском языке учащихся 10 – 11 классов общеобразовательной школы.
Прежде всего, нужно отметить, что на этапе старшей школы большинство учащихся, успешно осваивающих основы английского языка, может выражать свои мысли на английском языке, но совершает ошибки на определенных уровнях языка. Язык представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, при этом система языка включает в себя языковые единицы различных уровней: фонемы, морфемы, лексемы, словообразовательные и синтаксические модели. При овладении каждым из этих элементов у учащихся могут возникать ошибки. Таким образом, задания на устранение ошибок в речи должны быть систематизированы по типам ошибок для точной направленности заданий. В данной курсовой работе, мы предлагаем взять за основу классификацию ошибок С.Н. Цейтлин. Ошибки могут быть:
а) словообразовательные, состоящие в неoправданном образовании новых слов или видоизменения слов нормативного языка;
б) морфологические, связанные с ненормативным oбразованием фoрм слов и употреблением частей речи;
в) синтаксические, заключающиеся в неверном построении словосочетаний, простых и сложных предложений;
г) лексические, представляющие собой употребление слов в ненормативных значениях, нарушение лексической сочетаемости, повторы;
д) фразеологические, связанные с не соответствующим норме использовании фразеологизмов;
е) стилистические, заключающиеся в нарушении единства стиля.
Таким образом, в данной главе мы рассмотрим задания, направленные на разные уровни системы языка, и проанализируем их эффективность на уроке английского языка.
Словообразовательные ошибки
Словообразование в английском языке осуществляется посредством суффиксации, префиксации, конверсии и словосложения. Однако наиболее частые ошибки учащиеся совершают в словах, образованных с помощью суффиксов и префиксов, или же изменяют слова, применяя неверную аффиксацию.
С целью предупреждения
словообразовательных ошибок
На доске дано: Dis + appear = disappear
Учитель объясняет классу, что префикс ‘dis-’ придает слову противоположное значение, таким образом, « appear » переводится как «появляться», а « disappear » переводится как «исчезать».
Данный префикс применяется в таких словах, как « disillusion », « discourage », « dislocate » и т.д. Такое же значение имеют префиксы ‘un-’,‘de-’, ‘counter-’, ‘anti-’.
Таким образом, учитель посвящает некоторое время словообразованию на каждом уроке, и ученик постепенно начинает запоминать систему словообразования английского языка и избегать ошибки. Важным моментом является то, что, если обращать внимание учащихся на примеры аффиксации в текстах или речи, спустя некоторое время учащиеся сами начинают отмечать примеры употребления суффиксов и префиксов.
Для закрепления знаний по словообразованию учащимся можно выполнить следующие задания.
1)Раздать на домашнюю работу тексты небольшого объема и попросить учащихся выбрать все слова, образованные аффиксальным способом, и вписать в таблицу по частям речи, суффиксам и префиксам (Таблица 1)
Noun |
Verb |
Adjective | |
dis- |
--- |
Discourage |
--- |
-ful |
--- |
--- |
helpful |
Таблица 1
Данное задание эффективно тем, что оно помогает учащимся запомнить употребление слов с определенными аффиксами, а таблица систематизирует знания в памяти.
2)На уроке дать каждому ученику по слову и попросить учащихся образовать от данных слов как можно больше новых с применением суффиксов, префиксов и присоединением других основ. Например:
Use – misuse – user – using - usage – used – useful – useless - usefulness
Тот, кто как можно больше найдет слов, корректно образованных от первоначального, получит положительную оценку в конце урока. Все правильно образованные слова ученики должны будут проговорить вслух. Данное задание эффективно тем, что в его процессе учащиеся запоминают правильное сочетание суффиксов и префиксов со словами и, проговаривая, закрепляют в памяти правильно образованные формы слов.
3)Попросить учащихся сделать
презентацию какого-нибудь