Способы и приемы предупреждения ошибок в устной речи учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы на примере английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 02:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в разработке систем упражнений по предупреждению ошибок в устной речи учащихся. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолингвистические особенности устных видов речевой деятельности
Выявить основные классификации категорий ошибок
Описать различные подходы к явлению ошибок

Содержание работы

Введение………….………………………………………………………….. 3-4
Глава I
Устная речь на иностранном языке…...…………………………........5-6
Причины возникновения ошибок в устной речи……………………..7-8
Классификация ошибок в речи на иностранном языке …………… 9-11
Способы и приемы предупреждения ошибок в устной речи…….12–15
Вывод …………………………………………………………………….16
Глава II
Введение……………….………………………………………………...17
Словообразовательные ошибки ……………………………………..18-19
Морфологические ошибки …………………………………………..20-21
Синтаксические ошибки …………………………………………….22-23
Лексические ошибки…………………………………………………24-25
Фразеологические ошибки …………………………………………..26-27
Стилистические ошибки …………………………………………….28-29
Вывод …………………………………………………………………….30
Заключение …………………………………………………………………31-32
Библиография ………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовая леры.docx

— 69.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Морфологические ошибки

Распространенной ошибкой в речи на английском языке является неправильное образование форм слов или неправильное употребление частей речи.  Данная категория ошибок включает в себя всевозможные грамматические ошибки, связанные с образованием форм глаголов, с образованием и употреблением притяжательного падежа, образованием форм множественного числа существительных и степеней сравнения прилагательных.

Таким образом, ученикам следует давать определенные упражнения на запоминание и отработку образования форм слов, в которых наиболее частотны ошибки.

1)Учителю следует написать  на одних карточках ошибки  в образовании форм слов, а  на других правильные варианты. Раздать по три карточки с  ошибками и с правильными ответами  учащимся и попросить их найти  парную карточку у своих одноклассников. При этом ученику следует объяснить  исправление ошибки. Данное задание  эффективно тем, что оно учит  студентов самостоятельно выявлять  ошибки и закрепляет в памяти  правильное употребление форм  слов.

2)После написания контрольной  работы ученикам предлагается  обменяться работами и проверить  их. В конце урока учителю следует  написать на доске правильные  ответы. Учащиеся зачитывают ошибки  друг друга и объясняют правильное  употребление формы. Таким образом, пройденная тема лучше фиксируется  в памяти учащихся, а исправленные  ошибки помогают учащимся запомнить  правильные ответы.

3) Подобрать тексты для  аудирования, содержащие материал, в котором учащиеся наиболее  часто совершают ошибки. После  прослушивания текста учитель  предлагает студентам пересказать  услышанное, обращая их внимание  на правильное образование форм  слов и употребление правильных  частей речи. После того, как ученик  высказался, учитель выписывает  его ошибки на доску, комментируя  каждую из них и указывая  на правило употребления той  или иной формы. Данное задание  эффективно тем, что учащиеся  тренируют корректное употребление  слова посредством слуха и  проговаривания, развиваются речевые  умения.

4) Написать на доске  десять предложений, восемь из  которых содержат морфологическую  ошибку, и разделить класс на  группы по четыре человека. Группы  выходят к доске и исправляют  по очереди по одному предложению, за каждый правильный ответ  они получают очко. При этом  слушающие группы могут оспорить  решение и также заработать  очко. Все исправления учитель  выносит на доску и в конце  урока подсчитывает количество  очков у каждой группы. Выигравшая  группа получает положительные  отметки за урок. Данное задание  помогает студентам запомнить  места, в которых часто совершается  ошибка и самостоятельно ее  исправить, при этом учащиеся  запоминают правила, комментируя  исправления.

Поскольку морфологические ошибки столь распространены и наиболее частотны в речи, их предотвращение – нелегкая задача для учителя. На этом строится весь курс грамматики, и коррекция ошибок учащихся является основным методом предупреждения последующих ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки в речи на английском языке проявляются в неправильном построении предложений и различных конструкций. Несмотря на то, что в общеобразовательной школе еще с начального этапа преподаются правила построения английского предложения, например порядок слов в утвердительном, вопросительном и отрицательных предложениях, синтаксическая ошибка остается распространенной даже на старшем этапе обучения. В большинстве случаев учащиеся знают правила английского синтаксиса и делают ошибки случайно, то есть могут себя поправить.

Наиболее распространенной причиной синтаксических ошибок в речи можно считать интерференцию родного языка. Задумываясь о том, какие слова употребить, учащиеся перестают уделять внимание правилам построения предложения и случайно употребляют конструкции русского синтаксиса, отличающегося от английского свободным порядком слов и необязательным присутствием главных членов в предложении. Потому, следует ввести упражнения, вырабатывающие у учащихся навык к построению английских предложений с фиксированным порядком слов и закрепляющие четкое представление о специальных конструкциях, таких как Passive Voice, Subjunctive Mood, For-To infinitive construction и др.

Для предупреждения синтаксических ошибок в речи и закреплении материала в памяти предлагаются следующие задания для каждого урока:

  1. Написать на доске несколько незаконченных предложений, например

Do you...

She can’t...

What kind of animal...

He likes…

Учащимся следует придумать продолжение этих предложений. По истечении некоторого времени, учитель спрашивает по очереди у студентов варианты концовок предложений, исправляя ошибки, предлагая учащимся корректировать друг друга и акцентируя их внимание на правильных вариантах. В качестве дополнения данного упражнения можно вместо пропусков вставить в скобки вопросы (where? why?), чтобы побудить учащихся употребить нужный член предложения или оборот речи. Данное задание эффективно тем, что учащиеся, постоянно проговаривая правильно построенные предложения, тренируют грамматические навыки и учатся самостоятельно находить ошибки в речи.

  1. Нарисовать на доске таблицу с изученными конструкциями (Таблица 2)

For-to construction

Subjunctive mood

Have smth done

It is necessary for him to do it.

If I were you I would do it right away.

He’ll have his car washed tomorrow.


Таблица 2

и предложить учащимся дома поискать предложения, в которых употребляются данные конструкции, в Интернете или книгах на английском языке. В классе ученикам следует обменяться тетрадями с этим заданием и по просьбе учителя прочитать вслух самые интересные. Каждый урок посвящается разным конструкциям, временам, глаголам с послелогами и видам вопросов. Таким образом, упражнение выполняет двойную функцию: оно учит распознавать языковое явление и закрепляет его с помощью зрительной памяти, и наряду с этим тренирует синтаксические конструкции проговариванием и письмом.

Следует отметить, что для предупреждения данной категории ошибок нужно задействовать и говорение, и письмо, так как любая письменная работа или устное высказывание могут стать эффективным средством развития памяти учащихся и навыков правильного построения текста.

 

 

 

 

 

Лексические ошибки

Лексические ошибки в речи на английском языке часто связаны с незнанием того или иного значения слова и его сочетаемости с другими словами, с повторами в предложении. Одной из причин данной категории ошибок служит интерференция родного языка. Учащиеся переносят в свою речь на английском языке систему правил сочетаемости русского языка, и вследствие калькирования, совершают лексические ошибки.

Для предупреждения данной категории ошибок следует как можно больше побуждать учащихся к использованию словарей английского языка, так как в них содержится основная информация, которую необходимо знать для успешного освоения языка. Также стоит уделять внимание словам и их сочетаемости во время чтения текстов, выписывать на доску необходимую лексику и просить учеников записать в тетрадь нужную информацию. Проговаривание словосочетаний и новой лексики поможет закрепить в памяти пройденное.

Предлагаются следующие задания для тренировки лексического навыка и предупреждения ошибок данного уровня.

1)Раздать учащимся листы  с предложениями; им предлагается  заполнить пропуски в этих  предложениях с помощью четырех  данных вариантов. Например,

 He grows ... every time he has to stand in a queue.

  1. Outrageous
  2. Intolerant
  3. Impatient
  4. Eager

После выполнения данного задания учащиеся обмениваются работами и самостоятельно проверяют друг друга, когда учитель написал на доске правильные варианты ответов. Затем, учитель просит учеников по очереди прочитать вслух готовые предложения и объяснить сочетаемость слов с использованием словаря или, если ученик не может, самостоятельно объясняет правило. Таким образом, данное задание развивает языковую догадку у учащихся и фиксирует в их памяти сочетаемость слов в английском языке посредством самостоятельной проверки ошибок, работы со словарем и подробного объяснения правил.

2) На доске написать  текст с большим количеством  речевых ошибок, нарушенной лексической  сочетаемостью и ненормативным  употреблением слов. Например,

Yesterday I spent a lot of time observing TV. It was hard to explicate it but still I was thirsty for new information. The weather has betrayed me so I didn’t depart from the house during the day.

Для облегчения распознавания места, где была совершена ошибка, можно подчеркнуть неверные слова или словосочетания. Учащимся предлагается отыскать лексические ошибки и исправить их с объяснением правильного варианта. При ответе учащиеся могут выйти к доске и написать правильный вариант, зачеркнув неверный. Данное задание учит студентов самостоятельно распознавать лексические ошибки в тексте и фиксирует в их памяти правильную сочетаемость слов.

3)После окончания темы  по чтению и говорению учитель  просит учащихся посмотреть пройденные  слова в словаре английского  языка и выписать все наиболее  часто употребляемые выражения  и конструкции с данными словами  дома или в классе. Для проверки, на уроке учитель говорит слово  из списка, а ученики придумывают  предложения с ним, пользуясь  выписанной из словаря информацией. Данное упражнение эффективно  тем, что оно помогает учащимся  запомнить лексическую сочетаемость  слов и тренирует их речевые  умения, совмещая с повторением  пройденного материала.

 

 

 

 

Фразеологические ошибки

Данная категория ошибок связана с незнанием точного значения фразеологизма, его лексико-грамматического состава, стилистических особенностей и сочетаемости. Так как в общеобразовательной школе фразеологизмам часто уделяется не достаточно внимания в процессе обучения, учащиеся старшего звена часто не способны распознать данный тип ошибок  из-за отсутствия знаний и могут неправильно употребить тот или иной фразеологизм в речи на английском языке.

Поскольку фразеологические обороты появляются чаще всего в художественных текстах, то для предупреждения данной категории ошибок следует уделять больше внимания аутентичной литературе на английском языке, т.е. включать в урок чтение и комментирование отрывков из произведений литературы.

Для предупреждения фразеологических ошибок предлагаются следующие задания:

1) Раздать учащимся отрывок  из художественного произведения  с фразеологическими оборотами. Попросить учащихся найти фразеологизмы  и выписать на доску. Сначала  с помощью языковой догадки, а  затем с помощью словаря учащимся  предлагается найти в русском  языке эквиваленты английским  фразеологизмам и записать на  доску. Учителю следует объяснить  студентам, что фразеологизмы –  устойчивые обороты и что их  компоненты неизменны. Также следует  объяснить контекст, в котором  может употребляться фразеологизм. В конце работы ученики придумывают  предложения с данными оборотами  и записывают новую информацию  в тетрадь. Таким образом, данное  задание тренирует языковую догадку, речевые умения, фиксирует новую  информацию в памяти учащихся.

2) На доске даны слова, вписанные в таблицу (Таблица 3).

Place

Time

Face

Back

To take place

случиться

To take time

Не спешить

To face the music

Столкнуться с неприятностями

To turn one’s back on

Отвернуться от


Таблица 3

Учащимся предлагается вписать как можно больше фразеологизмов в каждую колонку, как показано в примере. На уроке учащиеся обмениваются записями и по просьбе учителя читают фразеологизмы. Если учитель замечает ошибку, он предлагает ученику исправить ее самостоятельно, либо просит исправить ее других студентов. Дома учащимся нужно составить предложения с пройденными фразеологизмами. Данное задание эффективно тем, что оно учит студентов исправлять ошибки самостоятельно, тренирует речевые умения и наглядно систематизирует новый материал в виде таблицы.

3)Учащимся дается список  фразеологизмов на русском языке. Задание состоит в том, чтобы  подобрать соответствия к ним  на английском языке. Например,

Метать громы и молнии, рвать и метать – To rant and rave

Дело говорить – To talk sense

Скатертью дорога – Good riddance!

После выполнения задания учащиеся придумывают диалог с использованием всех фразеологизмов. В течение каждого диалога учитель уделяет особое внимание употреблению фразеологизмов и в конце объясняет совершенные ошибки. Данное задание тренирует речевые умения, внедряет фразеологические обороты в речь учащихся и помогает лучше запомнить стилистические особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Стилистические ошибки

Как в русском, так и английском языке учащиеся часто не различают стили, сочетая в речи элементы разговорного и книжного пластов лексики. В старших классах учителя стараются предоставить учащимся тексты разнообразной стилистики, но не всегда после этого студенты имеют полное представление о том или ином стиле речи.

Прежде всего, для предупреждения данной категории ошибок следует обозначить главные характеристики стилей речи. Для большей наглядности на примере научного или официально-делового текста необходимо разобрать лексические и композиционные составляющие и систематизировать информацию с помощью таблицы.

Также, для закрепления знаний по стилистике речи предлагаются следующие задания:

1)Ученикам выдается художественный текст, и задание состоит в том, чтобы пересказать текст, используя разговорную лексику, если в тексте преобладает книжный стиль; и книжную лексику, если в тексте преобладает разговорные выражения.  Учитель может снабдить учащихся вспомогательными средствами, например таблицей с эквивалентами лексики разных стилей (Таблица 4):

Информация о работе Способы и приемы предупреждения ошибок в устной речи учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы на примере английского языка