Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 02:06, курсовая работа
Цель работы состоит в разработке систем упражнений по предупреждению ошибок в устной речи учащихся. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолингвистические особенности устных видов речевой деятельности
Выявить основные классификации категорий ошибок
Описать различные подходы к явлению ошибок
Введение………….………………………………………………………….. 3-4
Глава I
Устная речь на иностранном языке…...…………………………........5-6
Причины возникновения ошибок в устной речи……………………..7-8
Классификация ошибок в речи на иностранном языке …………… 9-11
Способы и приемы предупреждения ошибок в устной речи…….12–15
Вывод …………………………………………………………………….16
Глава II
Введение……………….………………………………………………...17
Словообразовательные ошибки ……………………………………..18-19
Морфологические ошибки …………………………………………..20-21
Синтаксические ошибки …………………………………………….22-23
Лексические ошибки…………………………………………………24-25
Фразеологические ошибки …………………………………………..26-27
Стилистические ошибки …………………………………………….28-29
Вывод …………………………………………………………………….30
Заключение …………………………………………………………………31-32
Библиография ………………………………………………………………….33
Морфологические ошибки
Распространенной ошибкой в речи на английском языке является неправильное образование форм слов или неправильное употребление частей речи. Данная категория ошибок включает в себя всевозможные грамматические ошибки, связанные с образованием форм глаголов, с образованием и употреблением притяжательного падежа, образованием форм множественного числа существительных и степеней сравнения прилагательных.
Таким образом, ученикам следует давать определенные упражнения на запоминание и отработку образования форм слов, в которых наиболее частотны ошибки.
1)Учителю следует написать
на одних карточках ошибки
в образовании форм слов, а
на других правильные варианты.
Раздать по три карточки с
ошибками и с правильными
2)После написания контрольной
работы ученикам предлагается
обменяться работами и
3) Подобрать тексты для
аудирования, содержащие материал,
в котором учащиеся наиболее
часто совершают ошибки. После
прослушивания текста учитель
предлагает студентам
4) Написать на доске
десять предложений, восемь из
которых содержат
Поскольку морфологические ошибки столь распространены и наиболее частотны в речи, их предотвращение – нелегкая задача для учителя. На этом строится весь курс грамматики, и коррекция ошибок учащихся является основным методом предупреждения последующих ошибок.
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки в речи на английском языке проявляются в неправильном построении предложений и различных конструкций. Несмотря на то, что в общеобразовательной школе еще с начального этапа преподаются правила построения английского предложения, например порядок слов в утвердительном, вопросительном и отрицательных предложениях, синтаксическая ошибка остается распространенной даже на старшем этапе обучения. В большинстве случаев учащиеся знают правила английского синтаксиса и делают ошибки случайно, то есть могут себя поправить.
Наиболее распространенной причиной синтаксических ошибок в речи можно считать интерференцию родного языка. Задумываясь о том, какие слова употребить, учащиеся перестают уделять внимание правилам построения предложения и случайно употребляют конструкции русского синтаксиса, отличающегося от английского свободным порядком слов и необязательным присутствием главных членов в предложении. Потому, следует ввести упражнения, вырабатывающие у учащихся навык к построению английских предложений с фиксированным порядком слов и закрепляющие четкое представление о специальных конструкциях, таких как Passive Voice, Subjunctive Mood, For-To infinitive construction и др.
Для предупреждения синтаксических ошибок в речи и закреплении материала в памяти предлагаются следующие задания для каждого урока:
Do you...
She can’t...
What kind of animal...
He likes…
Учащимся следует придумать продолжение этих предложений. По истечении некоторого времени, учитель спрашивает по очереди у студентов варианты концовок предложений, исправляя ошибки, предлагая учащимся корректировать друг друга и акцентируя их внимание на правильных вариантах. В качестве дополнения данного упражнения можно вместо пропусков вставить в скобки вопросы (where? why?), чтобы побудить учащихся употребить нужный член предложения или оборот речи. Данное задание эффективно тем, что учащиеся, постоянно проговаривая правильно построенные предложения, тренируют грамматические навыки и учатся самостоятельно находить ошибки в речи.
For-to construction |
Subjunctive mood |
Have smth done |
It is necessary for him to do it. |
If I were you I would do it right away. |
He’ll have his car washed tomorrow. |
Таблица 2
и предложить учащимся дома поискать предложения, в которых употребляются данные конструкции, в Интернете или книгах на английском языке. В классе ученикам следует обменяться тетрадями с этим заданием и по просьбе учителя прочитать вслух самые интересные. Каждый урок посвящается разным конструкциям, временам, глаголам с послелогами и видам вопросов. Таким образом, упражнение выполняет двойную функцию: оно учит распознавать языковое явление и закрепляет его с помощью зрительной памяти, и наряду с этим тренирует синтаксические конструкции проговариванием и письмом.
Следует отметить, что для предупреждения данной категории ошибок нужно задействовать и говорение, и письмо, так как любая письменная работа или устное высказывание могут стать эффективным средством развития памяти учащихся и навыков правильного построения текста.
Лексические ошибки
Лексические ошибки в речи на английском языке часто связаны с незнанием того или иного значения слова и его сочетаемости с другими словами, с повторами в предложении. Одной из причин данной категории ошибок служит интерференция родного языка. Учащиеся переносят в свою речь на английском языке систему правил сочетаемости русского языка, и вследствие калькирования, совершают лексические ошибки.
Для предупреждения данной категории ошибок следует как можно больше побуждать учащихся к использованию словарей английского языка, так как в них содержится основная информация, которую необходимо знать для успешного освоения языка. Также стоит уделять внимание словам и их сочетаемости во время чтения текстов, выписывать на доску необходимую лексику и просить учеников записать в тетрадь нужную информацию. Проговаривание словосочетаний и новой лексики поможет закрепить в памяти пройденное.
Предлагаются следующие задания для тренировки лексического навыка и предупреждения ошибок данного уровня.
1)Раздать учащимся листы
с предложениями; им предлагается
заполнить пропуски в этих
предложениях с помощью
He grows ... every time he has to stand in a queue.
После выполнения данного задания учащиеся обмениваются работами и самостоятельно проверяют друг друга, когда учитель написал на доске правильные варианты ответов. Затем, учитель просит учеников по очереди прочитать вслух готовые предложения и объяснить сочетаемость слов с использованием словаря или, если ученик не может, самостоятельно объясняет правило. Таким образом, данное задание развивает языковую догадку у учащихся и фиксирует в их памяти сочетаемость слов в английском языке посредством самостоятельной проверки ошибок, работы со словарем и подробного объяснения правил.
2) На доске написать текст с большим количеством речевых ошибок, нарушенной лексической сочетаемостью и ненормативным употреблением слов. Например,
Yesterday I spent a lot of time observing TV. It was hard to explicate it but still I was thirsty for new information. The weather has betrayed me so I didn’t depart from the house during the day.
Для облегчения распознавания места, где была совершена ошибка, можно подчеркнуть неверные слова или словосочетания. Учащимся предлагается отыскать лексические ошибки и исправить их с объяснением правильного варианта. При ответе учащиеся могут выйти к доске и написать правильный вариант, зачеркнув неверный. Данное задание учит студентов самостоятельно распознавать лексические ошибки в тексте и фиксирует в их памяти правильную сочетаемость слов.
3)После окончания темы
по чтению и говорению учитель
просит учащихся посмотреть
Фразеологические ошибки
Данная категория ошибок связана с незнанием точного значения фразеологизма, его лексико-грамматического состава, стилистических особенностей и сочетаемости. Так как в общеобразовательной школе фразеологизмам часто уделяется не достаточно внимания в процессе обучения, учащиеся старшего звена часто не способны распознать данный тип ошибок из-за отсутствия знаний и могут неправильно употребить тот или иной фразеологизм в речи на английском языке.
Поскольку фразеологические обороты появляются чаще всего в художественных текстах, то для предупреждения данной категории ошибок следует уделять больше внимания аутентичной литературе на английском языке, т.е. включать в урок чтение и комментирование отрывков из произведений литературы.
Для предупреждения фразеологических ошибок предлагаются следующие задания:
1) Раздать учащимся отрывок
из художественного
2) На доске даны слова, вписанные в таблицу (Таблица 3).
Place |
Time |
Face |
Back |
To take place случиться |
To take time Не спешить |
To face the music Столкнуться с неприятностями |
To turn one’s back on Отвернуться от |
Таблица 3
Учащимся предлагается вписать как можно больше фразеологизмов в каждую колонку, как показано в примере. На уроке учащиеся обмениваются записями и по просьбе учителя читают фразеологизмы. Если учитель замечает ошибку, он предлагает ученику исправить ее самостоятельно, либо просит исправить ее других студентов. Дома учащимся нужно составить предложения с пройденными фразеологизмами. Данное задание эффективно тем, что оно учит студентов исправлять ошибки самостоятельно, тренирует речевые умения и наглядно систематизирует новый материал в виде таблицы.
3)Учащимся дается список
фразеологизмов на русском
Метать громы и молнии, рвать и метать – To rant and rave
Дело говорить – To talk sense
Скатертью дорога – Good riddance!
После выполнения задания учащиеся придумывают диалог с использованием всех фразеологизмов. В течение каждого диалога учитель уделяет особое внимание употреблению фразеологизмов и в конце объясняет совершенные ошибки. Данное задание тренирует речевые умения, внедряет фразеологические обороты в речь учащихся и помогает лучше запомнить стилистические особенности.
Стилистические ошибки
Как в русском, так и английском языке учащиеся часто не различают стили, сочетая в речи элементы разговорного и книжного пластов лексики. В старших классах учителя стараются предоставить учащимся тексты разнообразной стилистики, но не всегда после этого студенты имеют полное представление о том или ином стиле речи.
Прежде всего, для предупреждения данной категории ошибок следует обозначить главные характеристики стилей речи. Для большей наглядности на примере научного или официально-делового текста необходимо разобрать лексические и композиционные составляющие и систематизировать информацию с помощью таблицы.
Также, для закрепления знаний по стилистике речи предлагаются следующие задания:
1)Ученикам выдается художественный текст, и задание состоит в том, чтобы пересказать текст, используя разговорную лексику, если в тексте преобладает книжный стиль; и книжную лексику, если в тексте преобладает разговорные выражения. Учитель может снабдить учащихся вспомогательными средствами, например таблицей с эквивалентами лексики разных стилей (Таблица 4):