Способы взаимодействия, формы и методы педагогов МДОУ с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

Содержание работы

Введение
1. Семья и значение семьи в жизни ребенка
1.1 Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории
1.2 Сущность понятия «Семья»
2. Способы взаимодействия, формы и методы педагогов МДОУ с родителями
2.1 Содержание работы педагога с родителями в ДОУ
2.2 Формы общения педагога с родителями
2.3 Основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования
2.4 Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

ПЛАН РАБОТЫ.docx

— 87.42 Кб (Скачать файл)

5.  Социализирующий стиль (19- середина 20 вв.). Поскольку проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении воли, сколько в ее тренировке, направлении на правильный путь. Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют. До сих пор в большинстве случаев, когда обсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собой разумеющееся социализирующую модель. В 19 в. отцы стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием. Стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием.

6.  Помогающий стиль (с середины 20 в.). Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои потребности на каждой стадии развития. В жизни ребенка участвуют оба родителя, они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности. Не делается совершенно никаких попыток дисциплинировать или формировать «черты». Детей не бьют и не ругают, их прощают, если они в состоянии стресса устраивают сцены. Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени, энергии, а также бесед с ребенком, особенно в первые шесть лет, потому что помочь ребенку решать свои ежедневные задачи невозможно, не отвечая на его вопросы, не играя с ним. Быть слугой , а не повелителем ребенка, разбираться в причинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развития интересов, уметь спокойно относиться к периодам регресса в развитии - вот что подразумевает этот стиль. Итог этого стиля воспитания, называемого по–разному – демократический стиль, личностно-ориентированная модель воспитания, гармоничный стиль и т.п., - вырастающие добрые, искренние люди, не подверженные депрессиям, неврозам, с сильной волей, которые никогда не делают «как все», имеющие самостоятельность мышления и ответственность.

При этом не следует понимать слова Л. Демоза о том, что родитель должен быть «слугой ребенка», буквально. Данный стиль воспитания не предполагает попустительства прихотям ребенка, а способствует удовлетворению жизненно-важных для него потребностей. Представители  гуманистической психологии А.Маслоу, К.Роджерс, Т.Гордон и др. выделяют следующие  потребности:

- в любви, - познании,

- внимании, - свободе,

- ласке, - независимости,

- успехе, - самоопределении,

- понимании, - развитии,

- уважении, - самосовершенствовании,

- самоуважении, - реализации  собственного потенциала.

Таким образом, Л. Демоз подводит нас к мысли о том, что полноценное  воспитание гармоничных, психически здоровых детей может осуществляться только психологическими зрелыми родителями, обладающими, прежде всего, педагогической рефлексией.

В педагогической рефлексии  И.А. Карпенко выделяет три блока:

1. Осознание взрослым того, как он ведет себя с ребенком.

1а. Понимание взрослым  поведения ребенка при контакте  с ним.

2. Осознание взрослым в  процессе контакте с ребенком  своих чувств и своего внутреннего  состояния.

2а. Осознание взрослым  состояния и чувств ребенка.

3. Понимание взрослым причин, по которым он испытывает те  или иные чувства.

3а. Понимание взрослым  причин, по которым ребенок испытывает  те или иные чувства.

В современной гуманистической  психологии Т. Гордоном разработана  техника повышения родительской эффективности, которая раскрывает пути достижения родителями навыков  педагогической рефлексии, дает возможность  практическим путем овладеть приемами воспитания в личностно-ориентированной  модели (помогающем стиле) воспитания. Овладение этой техникой включает в  себя выработку умений одобрять ребенка, т.к. «одобрение можно уподобить  плодородной почве, позволяющей  крошечному семени развиться в прекрасный цветок» (Т. Гордон). Одобрение помогает ребенку реализовать свой потенциал. Техника повышения родительской эффективности предполагает овладение  навыками активного слушания, что  как раз является мощным предполагает овладение навыками активного слушания, что как раз является мощным стимулом в развитии педагогической рефлексии  у родителей, а также навыками «Я -сообщений» и умениями в беспроигрышном разрешении конфликтов, что дает родителям  возможность эффективно влиять на детей, способствуя росту ответственности  и самосознания детей, самостоятельности  в решении их проблем.

1.2 Сущность понятия «Семья»

В социальной работе произошел  резкий поворот к семье. Этот поворот  вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его  обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему  помощь только в контексте тех  ближайших систем, членом которых  он является. Овчарова Р.В. в «Справочной  книге социального педагога»  говорит о том, что человек  в своей жизни имеет две  семьи «здесь и теперь», членом которой  он является и семью, из которой он произошел [7,ст.345]. Поэтому в жизни  каждого человека семья занимает важное место. В семье ребенок  усваивает нормы человеческих отношений, а став взрослым строит свои семейные отношения в соответствии с тем, какие отношения были у его  родителей между собой, и как  они относились к нему. От состояния  семьи, на которую влияют все изменения, происходящие в обществе, зависит  состояние государства. Во все века человечество понимало важность семьи. Блонский П.П. говорил о семье  как органе воспитания «семья есть самое возвышенное, что только можно  придумать для воспитания нашего рода (Песталоцци); из тихого святилища  семьи приходит к нам счастье  человека, и только одна семейная жизнь  дает для всей человеческой жизни  самое важное - развитие и образование  доброго сердца». По мнению Эллен  Кей, лишь «в тихой и сердечной  атмосфере семейного воспитания может естественно и нормально  развиваться нежная индивидуальность ребенка» [10,ст.62].

Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов  поведения. Известный отечественный  психолог Л.С. Выготский писал, что  семья является важнейшим элементом  социальной ситуации развития.

Семья - основа первичной  социализации личности. Именно с семьи  начинается процесс индивидуального  усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние  семьи на ребенка сильнее, чем  влияние школы, средств массовой информации, улицы. Следовательно, от микроклимата в семье, духовного и физического  развития в ней детей в наибольшей степени зависит успешность развития и социализации ребенка. Этот факт не может не интересовать школу. Очевидной  стала необходимость изменить отношения  образовательного учреждения и семьи. Партнерским отношениям предстоит  учиться как педагогам, зачастую считающим себя носителями истины, которые могут диктовать модель поведения родителя, так и родитель, действия которого лежат между полюсами «мы вам вручили, вот и воспитывайте»  и «дайте мне совет на каждую минуту моего общения с ребенком».

Семья – это целостная  система, именно по этому проблемы диады  «родитель-ребенок» не могут быть решены только благодаря коррекции ребенка  и родителя. Независимо от того, каковы особенности основного нарушения  во взаимоотношениях «родитель-ребенок», обратившиеся за помощью, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Р.В. Овчарова выделяет четыре причины  нездорового родительского отношения:

1. педагогическая и психологическая  неграмотность родителей;

2. различные стереотипы  воспитания;

3. личные проблемы и  особенности родителей, вносимые  в общение с ребенком;

4. влияние особенностей  общения в семье на отношения  родителей с ребенком.

Все эти причины искажения  родительских отношений могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции.

Существует юридическое  и социологическое определение  понятий «семья». Под юридическим  понимается «Семья – объединение  чаще всего совместно проживающих  лиц, связанных взаимными правами  и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы  устройства детей на воспитание в  семье».

Под социологическим, по мнению Харчева А.Г: «Семья – это малая  социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед  обществом за воспроизводство населения».

Сложившаяся ситуация с кризисным  состоянием в современной России, отсутствием системы целенаправленной государственной помощи семьям, находящимся  в трудной жизненной ситуации и порождающих в стране увеличение социального сиротства, безнадзорности, беспризорности, свидетельствуют о  необходимости введения в практику понятия “семьи социального риска” или “социально-незащищённые семьи”, семьи группы риска. Под понятием «семья социального риска» Л. М. Шипицыной  понимается «семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности  в создании благоприятных условий  для жизни и полноценного развития всех её членов».

Профессор Минненур Ахметхановна Галагузова под термином «семьи группы риска», понимает «наличие некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные. Они справляются  с задачами воспитания ребёнка с  большим напряжением сил».

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется  и развивается личность человека, происходит овладение и социальными  ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человеком  ощущает на протяжении всей своей  жизни.

Именно в семье закладываются  основы нравственности человека, формируются  нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человеком  ощущает на протяжении всей своей  жизни.

Именно в семье закладываются  основы нравственности человека, формируются  нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Во все века семья испытывала потребность получать поддержку  в воспитании своих детей. История  свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимее  знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно  и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между  поколениями нарушены, передача необходимых  знаний о формировании семьи и  воспитании детей становится одной  из важных забот общества.

Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность  родителей в получении квалифицированной  помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее  становится необходимость помощи родителям  в воспитании детей со стороны  профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и  других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

Современная ситуация, в которой  оказалось наше общество, потребовала  поиска новой модели общественного  воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня  только родители, но и их помощники - социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.

Существует несколько  определений семьи. Во-первых, семья  – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной  связью и взаимными обязанностями  по отношению друг к другу.

Во-вторых семьей называется социальный институт, характеризующийся  устойчивой формой взаимоотношений  между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей.

Рассмотрение семьи как  целостного системного образования  в процессе социальной адаптации  предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.

Мудрик А.В. говорит о  том, что в «семье вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой».

Семья, как система тысячами нитей связана с другими социальными  системами. Социальная работа с семьей, по мнению Овчаровой Р.В., должна быть направлена на «изменение отношений  между семьей и окружением, чтобы  члены семьи имели большую  власть и контроль над основными  областями их жизни».

Василькова Ю.В. сравнивает семью с организмом «в котором  каждый член для того, чтобы организм нормально функционировал, должен выполнять  определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений  в семье».

Последнее определение нам  кажется более правильным, так  как все чаще можно встретить  одиноких матерей, безответственных родителей, к сожалению, задумываются о том, что на них лежит ответственность  перед обществом в воспроизводстве  и воспитании здорового населения  не многие. Семья – организм, и  как нам известно из курса анатомии, если с одним органом случиться  беда, то это незамедлительно отразится  на всем организме, то есть семье.

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшее человека. Это важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она представляет собой персональную среду жизни  и развития детей, подростков, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.

Информация о работе Способы взаимодействия, формы и методы педагогов МДОУ с родителями