Способы взаимодействия, формы и методы педагогов МДОУ с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

Содержание работы

Введение
1. Семья и значение семьи в жизни ребенка
1.1 Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории
1.2 Сущность понятия «Семья»
2. Способы взаимодействия, формы и методы педагогов МДОУ с родителями
2.1 Содержание работы педагога с родителями в ДОУ
2.2 Формы общения педагога с родителями
2.3 Основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования
2.4 Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

ПЛАН РАБОТЫ.docx

— 87.42 Кб (Скачать файл)

·  личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;

·  положительные межличностные отношения. 

Работа с родителями –  это сложная и важная часть  деятельности педагога, включающая повышение  уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов  родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий  правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед ДОУ в  работе с родителями:

1.  изучение семей детей;

2.  привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;

3.  изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

4.  просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Содержание, организация  и методика сотрудничества ДОУ и  родителей включает:

1. единство в работе  д/с и семьи по воспитанию  детей;

2. взаимное доверие во  взаимоотношениях между педагогами  и родителями, понимание нужд  и интересов ребенка и своих  обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагогов  в семье и родителей в д/с;

3. установление правильных  отношений на основе доброжелательной  критики и самокритики;

4. взаимопомощь в совместной  работе по воспитанию дошкольников. Д/с повседневно помогает родителям  в воспитании детей. В свою  очередь родители помогают д/с  в многообразной воспитательной  и хозяйственной работе;

5. изучение лучшего опыта  семейного воспитания, пропаганду  его среди широкого круга родителей,  использование в работе д/с  положительных методов семейного  воспитания;

6. индивидуальные и групповые  формы работы с родителями, которые  дополняют друг друга.[8]

2.4 Организация сотрудничества  педагогов, родителей и детей

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов  зависит прежде всего от того, как  складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными  партнерами, т.к. они воспитывают  одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный  процесс, выработанные совместно общие  цели и образовательные задачи, а  также пути достижения намеченных результатов.

Сотрудничество педагогов  и родителей позволяет лучше  узнать ребенка, посмотреть на него с  разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время преобладающая  часть родителей – не профессиональные родители. Они не имеют специальных  знаний в сфере воспитания и образования  детей, нередко испытывают трудности  в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы  решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического  просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.

Для привлечения родителей  к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

первый – актуализация потребностей родителей в образовании  собственного ребенка;

второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

третий – партнерство  педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации

отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно  – деятельностный подход.

Внедрение такой методики позволяет создать усложненную  систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых  включает задачи, формы и виды деятельности.

Основные блоки по работе с родителями отображены в таблице.

Блоки

Основные задачи

Формы

Педагогическое просвещение  родителей

Повышение педагогической грамотности  родителей

Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др.

Включение родителей в  деятельность ДОУ

Создание благоприятных  условий для включения родителей  в планирование, организацию и  контроль за деятельностью дошкольного  учреждения

Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др.


Для реализации содержания работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы  деятельности. Целесообразно сочетание  коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации – размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку  и т.п. Эти формы могут стать  эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к  себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить  желание поделиться с педагогом  своими мыслями, сомнениями. Все это  поможет лучше понять ребенка, найти  оптимальные способы решения  проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим  условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

Анализ практики работы педагогов  и руководителей ДОУ выявил 2 вида форм совместной работы:

Совместные мероприятия  педагогов и родителей

1. родительские собрания

8. диспуты

2. конференции

9. педагогические советы

3. консультации

10. попечительский совет

4. беседы

11. встреча с администрацией

5. вечера для родителей

12. школа для родителей

6. кружки для родителей

13. посещение семей на  дому

7. тематические выставки

14. родительский комитет


Совместные мероприятия  педагогов, родителей и детей

1. дни открытых дверей

7. выпуск газеты

2. турниры знатоков

8. просмотры фильмов

3. кружки

9. концерты

4. КВН, викторины

10. оформление групп

5. праздники

11. соревнования

6. семейные конкурсы

12. благоустройство ДОУ  и  территории


Однако часто используются в основном стандартные формы  работы: анкетирование родителей[9], родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВН, викторины фактически не проводятся.

Воспитатели не всегда умеют  поставить конкретные задачи, наполнить  их соответствующим содержанием, выбрать  методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов  сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Причинами являются:

1.  недостаточное знание специфики семейного воспитания;

2.  неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;

3. неумение планировать  совместную работу с детьми  и родителями. У отдельных, особенно  молодых, воспитателей недостаточно  развиты коммуникативные умения.

Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе –  организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных  задач педагогов – создать  условия для развития нормальных отношений в семье, а это может  быть достигнуто только рпи деятельности родителей и детей, которая может  быть реализована в различных  формах.

Например, формы трудовой деятельности – оформление помещения  группы, трудовой десант по благоустройства  и озеленению двора, посадка аллей  в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.

Или же наглядные формы: папки  – передвижки, памятки – рекомендации для родителей, детских рисунков, поделок с родителями, родительский уголок и др.

Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает  ожидания родителей. В соответствии с нормативно – правовой базой  ДОУ родители являются заказчиками  образовательных услуг и имеют  право принимать участие в  организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей  является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а  активные участники процесса, т.е. включение  родителей в деятельность ДОУ. Под  включением родителей в деятельность ДОУ мы понимаем их участие в:

· организации образовательного процесса;

· создание творческих групп, которые активно делятся своим  опытом;

· организации современной  социально – развивающей среды  в группах;

· оказания дополнительных услуг;

· разработке планирования разных видов на всех уровнях:

1.  общедошкольных планов;

2.  занятий;

3.  самостоятельной деятельности детей;

4.  совместной деятельности детей;

· разработке собственных  курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;

· привлечение родителей  к оценке и контролю за деятельностью  ДОУ.

Для реализации этой задачи необходимо:

1.  внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность

ДОУ:

а) повышения уровня психолого  – педагогических знаний родителей  в целях актуализации их образовательных  потребностей;

б) воспитание родителей как  реальных заказчиков образовательных  услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций ДОУ;

в) активное, систематическое  участие родителей в деятельности ДОУ;

2. создание комплекса необходимых  условий на всех уровнях и  этапах организации образовательного  процесса для перехода родителей  от роли пассивных наблюдателей  к активному участию в сотрудничестве  с ДОУ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, в которой вырабатывается совокупность норм, поведения, взаимодействия родителей  и детей. В этом взаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе  ролевых отношений. В своей жизни  каждый человек имеет две семьи, в которой он родился и воспитывался и ту, которую создаст или создал сам.

Таким образом, можно отметить, что жизненный уклад семьи  играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные  устои человека. Ведь какими прекрасными  бы не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей  являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая  основа детской мысли, которую в  дошкольном возрасте не может заменить никто.

Однако все мы прекрасно  понимаем, что воспитание детей в  семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать  в совместной деятельности комплексный  подход к воспитанию.

Многие родители допускают  ошибки в воспитании, но не хотят  их видеть и исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребёнка  должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Поэтому задача воспитателей заключается в правильной организации  взаимодействия с родителями своих  воспитанников.

Информация о работе Способы взаимодействия, формы и методы педагогов МДОУ с родителями