Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:31, реферат
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
Введение
1. Семья и значение семьи в жизни ребенка
1.1 Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории
1.2 Сущность понятия «Семья»
2. Способы взаимодействия, формы и методы педагогов МДОУ с родителями
2.1 Содержание работы педагога с родителями в ДОУ
2.2 Формы общения педагога с родителями
2.3 Основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования
2.4 Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей
Заключение
Библиография
· личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;
· положительные межличностные отношения.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Можно выделить и основные задачи, стоящие перед ДОУ в работе с родителями:
1. изучение семей детей;
2. привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
3. изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
4. просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает:
1. единство в работе д/с и семьи по воспитанию детей;
2. взаимное доверие во
взаимоотношениях между
3. установление правильных
отношений на основе
4. взаимопомощь в совместной
работе по воспитанию
5. изучение лучшего опыта
семейного воспитания, пропаганду
его среди широкого круга
6. индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга.[8]
2.4 Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т.к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
В то же время преобладающая часть родителей – не профессиональные родители. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.
Для привлечения родителей
к деятельности дошкольного учреждения
разработана специальная
первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
второй – педагогическое
просвещение родителей как
третий – партнерство
педагогов и родителей в
отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно – деятельностный подход.
Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.
Основные блоки по работе с родителями отображены в таблице.
Блоки |
Основные задачи |
Формы |
Педагогическое просвещение родителей |
Повышение педагогической грамотности родителей |
Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др. |
Включение родителей в деятельность ДОУ |
Создание благоприятных
условий для включения |
Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др. |
Для реализации содержания работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации – размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
Анализ практики работы педагогов и руководителей ДОУ выявил 2 вида форм совместной работы:
Совместные мероприятия педагогов и родителей
1. родительские собрания |
8. диспуты |
2. конференции |
9. педагогические советы |
3. консультации |
10. попечительский совет |
4. беседы |
11. встреча с администрацией |
5. вечера для родителей |
12. школа для родителей |
6. кружки для родителей |
13. посещение семей на дому |
7. тематические выставки |
14. родительский комитет |
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
1. дни открытых дверей |
7. выпуск газеты |
2. турниры знатоков |
8. просмотры фильмов |
3. кружки |
9. концерты |
4. КВН, викторины |
10. оформление групп |
5. праздники |
11. соревнования |
6. семейные конкурсы |
12. благоустройство ДОУ и территории |
Однако часто используются в основном стандартные формы работы: анкетирование родителей[9], родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВН, викторины фактически не проводятся.
Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причинами являются:
1. недостаточное знание специфики семейного воспитания;
2. неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
3. неумение планировать
совместную работу с детьми
и родителями. У отдельных, особенно
молодых, воспитателей
Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе – организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов – создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только рпи деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Например, формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройства и озеленению двора, посадка аллей в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.
Или же наглядные формы: папки – передвижки, памятки – рекомендации для родителей, детских рисунков, поделок с родителями, родительский уголок и др.
Проведение родительских
собраний по старой структуре не оправдывает
ожидания родителей. В соответствии
с нормативно – правовой базой
ДОУ родители являются заказчиками
образовательных услуг и имеют
право принимать участие в
организации образовательного процесса,
создавать свои органы самоуправления
и решать некоторые вопросы
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, т.е. включение родителей в деятельность ДОУ. Под включением родителей в деятельность ДОУ мы понимаем их участие в:
· организации образовательного процесса;
· создание творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
· организации современной социально – развивающей среды в группах;
· оказания дополнительных услуг;
· разработке планирования разных видов на всех уровнях:
1. общедошкольных планов;
2. занятий;
3. самостоятельной деятельности детей;
4. совместной деятельности детей;
· разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
· привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.
Для реализации этой задачи необходимо:
1. внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность
ДОУ:
а) повышения уровня психолого – педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;
б) воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций ДОУ;
в) активное, систематическое
участие родителей в
2. создание комплекса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, в которой вырабатывается совокупность норм, поведения, взаимодействия родителей и детей. В этом взаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений. В своей жизни каждый человек имеет две семьи, в которой он родился и воспитывался и ту, которую создаст или создал сам.
Таким образом, можно отметить, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными бы не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.
Однако все мы прекрасно понимаем, что воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.
Многие родители допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть и исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребёнка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Поэтому задача воспитателей заключается в правильной организации взаимодействия с родителями своих воспитанников.
Информация о работе Способы взаимодействия, формы и методы педагогов МДОУ с родителями