Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:06, курсовая работа
Цель нашего исследования – провести сравнительный анализ учебных программ по курсу ОБЖ в общеобразовательных школах.
Задачи исследования:
Дать определение учебной программе.
Рассмотреть виды учебных программ.
Сформулировать особенности учебной программы по ОБЖ.
Рассмотреть специфику конкретных учебных программ по ОБЖ.
Обобщение ведущего медико-педагогического опыта.
Введение…………………………………………………………………….…...3
§ 1. Учебная программа. Виды учебных программ.……………………..……5
§ 2. Учебная программа по ОБЖ. Её специфика.………..…………………..13
§ 3. Характеристика учебной программы С.В. Виноградовой…………….....21
§ 4. Характеристика учебной программы А.Т. Смирнова………………….....26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………….……..34
Министерство образования и науки Российской Федерации
Елецкий Государственный университет им. И. А. Бунина
Тема: « Сравнительная характеристика учебных программ по курсу ОБЖ в школах».
доцент, КПН
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………
§ 1. Учебная программа. Виды учебных программ.……………………..……5
§ 2. Учебная программа по ОБЖ. Её специфика.………..…………………..13
§ 3. Характеристика учебной программы С.В. Виноградовой…………….....21
§ 4. Характеристика учебной программы А.Т. Смирнова………………….....26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….……..
Введение.
Актуальность темы: модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. За 15-летний период существования учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) накоплен немалый опыт преподавания данного учебного предмета. Произошла определенная коррекция содержания общего образования в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны учебно-методическая литература и учебно-методические комплекты. Открыта новая специальность «Безопасность жизнедеятельности», квалификация — учитель безопасности жизнедеятельности. Во многих общеобразовательных учреждениях страны учебный предмет ОБЖ преподается за счет времени вариативной части базисного учебного плана с 1-го по 11-й классы как региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения. Фактически закладывается фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий ОБЖ, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среде. Разработаны программы по курсу ОБЖ, имеющие свои плюсы и минусы. Но на данный момент нет совершенной учебной программы, каждая нуждается в корректировке.
Цель нашего исследования – провести сравнительный анализ учебных программ по курсу ОБЖ в общеобразовательных школах.
Задачи исследования:
Методы исследования: изучение теоретической и методологической литературы по теме.
Курсовая работа состоит из введения, четырёх параграфов, заключения и списка использованной литературы.
§1. Учебная программа. Виды учебных программ.
Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения. (Большой энциклопедический словарь).
В википедии - учебная программа - в системе обучения документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.
К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».
Примерная (типовая) учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). (23,с.378)
Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. (4,с.35)
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует её экспертиза и апробация. (5,с.388)
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа и примерная программа имеют отличия. Так, примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении. Таким образом, рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.(3,с.107)
Являясь составной частью
образовательной программы
Именно поэтому, рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учетом:
- требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
- обязательного минимума содержания учебных программ;
- максимального объема учебного материала для учащихся;
- требований к уровню подготовки выпускников;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
- познавательных интересов учащихся;
- целей и задач образовательной программы школы;
- выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического
обеспечения.
Необходимость отражения в рабочей программе данных аспектов
обуславливает определение элементов ее структуры. К ним относятся:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- учебно-тематический план;
- содержание программы учебного курса;
- средства контроля;
- учебно-методические средства обучения.
Данная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер. (25,с.88)
Титульный лист содержит:
- наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа
- руководителя образовательного учреждения);
- название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
- Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс,
- предмет, дисциплину (модуль);
- класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет,
- дисциплина (модуль);
- год составления программы.(30,с.35)
__________________________
Примечание: Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.
В тексте пояснительной записки к рабочей программе указывается:
-название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана рабочая программа;
- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения);
- изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование;
- учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);
- количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
- особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении)** и промежуточной аттестации учащихся (в соответствии с Положением о промежуточной аттестации учащихся в образовательном учреждении).(33,с.5)
** Пояснительная записка должна быть лаконичной.
Элемент структуры рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается
рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся,
прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований,
Информация о работе Сравнительная характеристика учебных программ по курсу ОБЖ в школах