Сравнительная характеристика учебных программ по курсу ОБЖ в школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования – провести сравнительный анализ учебных программ по курсу ОБЖ в общеобразовательных школах.

Задачи исследования:
Дать определение учебной программе.
Рассмотреть виды учебных программ.
Сформулировать особенности учебной программы по ОБЖ.
Рассмотреть специфику конкретных учебных программ по ОБЖ.
Обобщение ведущего медико-педагогического опыта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…...3
§ 1. Учебная программа. Виды учебных программ.……………………..……5
§ 2. Учебная программа по ОБЖ. Её специфика.………..…………………..13
§ 3. Характеристика учебной программы С.В. Виноградовой…………….....21
§ 4. Характеристика учебной программы А.Т. Смирнова………………….....26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………….……..34

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.70 Кб (Скачать файл)

4) личностные, межпредметные и предметные результаты освоения основ безопасности жизнедеятельности;

5)  содержание учебного предмета;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты  изучения учебного предмета «Основы  безопасности жизнедеятельности».

Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие школьников в олимпиадах по ОБЖ. (28,электр. ресурс)  

При составлении рабочей учебной программы преподаватель-организатор (учитель) может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу, либо любую из вариативных (авторских) программ. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.(24,с.455)

В соответствии с приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 1897 от 17.12.2010 г. введение федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования начинается с 01 сентября 2015 года.

Примерная программа, разработанная  на основе нового ФГОС основного общего образования, отводит ОБЖ минимум  по одному часу в неделю в 7-м, 8-м и 9-м классах, дополнительно поясняя, что при составлении рабочей  программы образовательное учреждение может увеличить в базисном учебном  плане учебное время до 175 часов  за счет часов вариативной части  базисного плана. Изучение предмета может быть с 5-го по 9-й класс из расчета 1 час в неделю. Введение ФГОС на ступени основного общего образования планируется в 2015 году (Распоряжение Правительства РФ от  7 сентября 2010 г. № 1507-р   «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы»).

С учетом вышеизложенного, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ, которые конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуют последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. 

 

§3.Характеристика учебной программы С.В. Виноградовой.

 Учебно-методический  комплект (УМК) «Начальная школа  XXI века» разработан коллективом  авторов Центра начального образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, автора интегрированного курса «Окружающий мир» Натальи Федоровны Виноградовой. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки Российской Федерации, от 22.12.2009г.  
 Структура документа

Рабочая программа по окружающему  миру представляет собой целостный  документ, включающий три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; тематическое планирование, приложение. 
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:  
- начать овладевать системой представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира; 
- начать формирование предпосылок научного мировоззрения, элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования; 
- продолжить развитие общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений.  
- продолжить воспитание у учащихся эмоционально-положительного взгляда на мир, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания. 
Цель: формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей 
Задачи: 
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;  
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 
- расширять систему представлений и первоначальных понятий об объектах окружающего мира, их разнообразии, свойствах, бережном отношении к природе; 
- учить детей находить нужные источники и отбирать интересующий материал; 
- воспитание любви к своей Родине; к своей малой родине;  
- способствовать развитию наблюдательности, развивать речь, аналитическое мышление, интерес к познанию окружающего мира, умение делать выводы и умозаключения. (31,с.87) 
         Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных национальных учреждений Российской Федерации на изучение окружающего мира и основ безопасности жизнедеятельности на ступени начального общего образования: водится не менее 270ч, из расчёта 2 часа в неделю с 1 по 4 класс. В ходе преподавания курса «Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся приобретают общеучебные умения и навыки, выработке которых способствует проектно-исследовательская деятельность.

Изучение окружающей действительности:  

- наблюдения объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов наблюдения с поставленной целью.(16,с.26) 
- выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения , способы объединения предметов по общему признаку. 
Речевая деятельность:

- работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся;

- построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге. 
Планирование и организация деятельности: выполнение инструкций и простейших алгоритмов, установление последовательности действий для решения задачи. 
Работа в группе: умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, правила сотрудничества в коллективной деятельности.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки младших школьников и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся начальной школы. Эти требования структурированы по трём компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». 
        Образовательная программа «Начальная школа XXI века» Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир» соответствует традиционному содержанию программы для 1-4 классов. Она ориентирована на освоение предметных знаний и предметных умений, формирование навыков познавательной, коммуникативной, организаторской и других видов деятельности.  
«Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности» — предмет интегрированный.

При его изучении младший  школьник: 
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»; 
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры; 
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни; 
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Учебная программа Н.Ф. Виноградовой разработана на основе следующих групп принципов: 
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др. 
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. 
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.  
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).

5.Принцип  поступательности  обеспечивает постепенность, последовательность  и       перспективность           обучения,       возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и                        гуманитарных предметов в среднем звене школы. 
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение. Проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, краеведческий, исторический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.(13,с.45-50)

По  итогам изучения образовательной программы «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой и «Основ безопасности жизнедеятельности», 1-4 класс, мы видим что она построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учётом психологических особенностей младших школьников. Способствует их всестороннему развитию, обучает умению использовать полученные знания при решении разнообразных логических и творческих задач. Предназначена для начального формирования у младших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования ( содержание обучения – 66 часов).

 

§4. Характеристика учебной программы А.Т. Смирнова.

Учебная программа  А.Т. Смирнова является частью учебно-методического комплекта, подготовленного в рамках проекта «Разработка модульной структуры содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе. Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5—11 классов разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности.(22,с.187)

Преподавание ведет, как  правило, преподаватель-организатор  ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г., № 46.

При разработке программы  были учтены требования, отраженные в  концепции государственных стандартов общего образования второго поколения.

Программа разработана с  учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной  структуре содержания курса «Основы  безопасности жизнедеятельности». Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».(18,с.180)

Структура курса  ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов (в каждом модуле по два раздела).(28,с.57-58)

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел I. Основы комплексной  безопасности.

Раздел II. Защита населения  от чрезвычайных ситуаций.

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел III. Основы здорового  образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских  знаний и оказание первой медицинской  помощи.

Модуль III (М-III). Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел V. Основы обороны  государства.

Раздел VI. Основы военной  службы.

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

- последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ; 

- повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);

- эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира; 

- обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на второй и третьей ступенях образования;

- более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам;

- более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.(26,с.45)

Комплексная учебная программа  по основам безопасности жизнедеятельности  для 5—11 классов состоит из двух частей.(32,с.3-5)

Часть I. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная программа для 5—9 классов.

Часть II. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная программа для 10—11 классов. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний. Учебная программа для девушек. 10—11кл.

Каждая учебная программа  включает в себя:

Информация о работе Сравнительная характеристика учебных программ по курсу ОБЖ в школах