Сравнительная характеристика учебных программ по курсу ОБЖ в школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования – провести сравнительный анализ учебных программ по курсу ОБЖ в общеобразовательных школах.

Задачи исследования:
Дать определение учебной программе.
Рассмотреть виды учебных программ.
Сформулировать особенности учебной программы по ОБЖ.
Рассмотреть специфику конкретных учебных программ по ОБЖ.
Обобщение ведущего медико-педагогического опыта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…...3
§ 1. Учебная программа. Виды учебных программ.……………………..……5
§ 2. Учебная программа по ОБЖ. Её специфика.………..…………………..13
§ 3. Характеристика учебной программы С.В. Виноградовой…………….....21
§ 4. Характеристика учебной программы А.Т. Смирнова………………….....26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………….……..34

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.70 Кб (Скачать файл)

сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта

общего образования и  учебной программе, принятой за основу.**

При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны:

- описываться через действия  учащихся;

- обозначать определенный  уровень достижений;

- быть достижимыми и  подлежащими оценке;

- описываться понятным  для учащихся языком.

Например, в конце учебного курса учащиеся смогут: различать…,

сравнивать…, обосновывать …

__________________

** Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32.11.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.(21,с.56-58)

Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.(9,с.97)

Структурный элемент рабочей программы  «Средства контроля» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения. Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Так, если учебно-тематический план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ. Письменные контролирующие материалы  могут  включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему  анализа работы.  Устные – перечень вопросов и заданий.(29,с107)

Учебно-методические средства обучения  включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом:  элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.(34,с.177)

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что создание рабочей программы представляет собой достаточно сложный процесс. Основные затруднения связаны, во-первых, с описанием требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения; во-вторых, с необходимостью пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала; в-третьих, с разработкой контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.

 

§2. Учебная программа  по ОБЖ. Её специфика.

Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья. (7,с.435)

Учебная программа «Основ безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, стратегии национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.(20,с.404)

Главной задачей подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.(10,с.184)

Специфика  содержания ОБЖ заключается в:

- в интегрированности  курса  (его проблематика охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

- в направленности образовательного процесса на формирование у обучающихся  современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения  отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

- в необходимости перегруппировки  содержания курса при  планировании в регионах  учетом их особенностей  в области безопасности жизнедеятельности.

За основу проектирования структуры и содержания примерной  программы ФГОС второго поколения  принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы  здорового образа жизни и антитеррористического  поведения.(8,с.127)

 Модульный принцип  позволяет:

- эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

- структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 11 классах. 

Структурные компоненты программы  для 5 – 11 классов представлены в  учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для  основной и старшей школы в  области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит разделы и  темы. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.(7,с.384)

При изучении тематики ОБЖ выделяется три основных вида учебной деятельности школьников:

1.   Учебно-познавательная, включающая:

- изучение нового учебного материала на уроках;

- выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.(14,с.57)

2.   Аналитическая, включающая:

- установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;

- планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.(15,с.408)

3.  Практическая, цель которой:

- формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.(19,с.5)

Таким образом, на первой ступени обучения (1 – 4 классы) как и прежде, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается  интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир».          

 На второй ступени обучения (5 – 9 классы) в 2011- 2012 учебном году преподавание ОБЖ осуществляется в объеме одного часа в неделю.   

 На третьей ступени обучения (10 – 11 классы), согласно Региональному базисному учебному плану, изучение предмета ОБЖ организуется в объеме один час в неделю в течение двух лет.(35,с.10)

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации  и Министра образования и науки  Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям  в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных  учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях  начального профессионального и  среднего профессионального образования  и учебных пунктах»:

– обучение граждан начальным  знаниям в области обороны  и их подготовка по основам военной  службы в образовательных учреждениях  осуществляются в соответствии с  федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы  безопасности жизнедеятельности» –  в образовательных учреждениях  среднего (полного) общего образования;

– обучение граждан начальным  знаниям в области обороны  и их подготовка по основам военной  службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов, и определение  порядка их финансирования. К участию  в учебных сборах привлекаются все  граждане, обучающиеся в образовательных  учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.(17,с.258-259)

Планирование и организация  учебных сборов осуществляются органами местного самоуправления, осуществляющими  управление в сфере образования, и руководителями образовательных  учреждений совместно с военными комиссарами и командирами воинских частей, на базе которых проводятся учебные сборы.(11,с.205)

Продолжительность учебных  сборов – 5 дней (35 учебных часов). Учебные  сборы проводятся на базе воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где нет  воинских частей, учебные сборы организуются на базе региональных центров по допризывной  подготовке молодёжи к военной службе, военно-патриотических молодёжных и  детских лагерей или при образовательных  учреждениях.(27,с.195)

На базовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и  девушками, кроме раздела «Основы  военной службы» (теоретические  и практические занятия, которые  являются необязательными для девушек). В это время с девушками 10-11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы  медицинских знаний и здорового  образа жизни» (А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов), разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.(6,с.88)

Руководитель образовательного учреждения и педагогический работник образовательного учреждения, осуществляющий обучение граждан начальным знаниям в области обороны по основам военной службы, совместно с представителями военного комиссариата заблаговременно согласовывают: время и порядок проведения занятий, количество граждан, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, требования к безопасности на занятиях и другие вопросы.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации «Об  образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «…разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (ст. 14. п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами.(2,с.427)

 Приказом Министерства  образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

– примерная программа  основного общего образования по ОБЖ;

– примерная программа  среднего (полного) общего образования  по ОБЖ на базовом уровне;

– примерная программа  среднего (полного) общего образования  по ОБЖ на профильном уровне.

Учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

Информация о работе Сравнительная характеристика учебных программ по курсу ОБЖ в школах