Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:06, курсовая работа
Цель нашего исследования – провести сравнительный анализ учебных программ по курсу ОБЖ в общеобразовательных школах.
Задачи исследования:
Дать определение учебной программе.
Рассмотреть виды учебных программ.
Сформулировать особенности учебной программы по ОБЖ.
Рассмотреть специфику конкретных учебных программ по ОБЖ.
Обобщение ведущего медико-педагогического опыта.
Введение…………………………………………………………………….…...3
§ 1. Учебная программа. Виды учебных программ.……………………..……5
§ 2. Учебная программа по ОБЖ. Её специфика.………..…………………..13
§ 3. Характеристика учебной программы С.В. Виноградовой…………….....21
§ 4. Характеристика учебной программы А.Т. Смирнова………………….....26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………….……..34
сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта
общего образования и учебной программе, принятой за основу.**
При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны:
- описываться через действия учащихся;
- обозначать определенный уровень достижений;
- быть достижимыми и подлежащими оценке;
- описываться понятным для учащихся языком.
Например, в конце учебного курса учащиеся смогут: различать…,
сравнивать…, обосновывать …
__________________
** Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32.11.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.(21,с.56-58)
Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.(9,с.97)
Структурный элемент рабочей программы «Средства контроля» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения. Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Так, если учебно-тематический план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ. Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные – перечень вопросов и заданий.(29,с107)
Учебно-методические средства обучения включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.
Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.(34,с.177)
Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что создание рабочей программы представляет собой достаточно сложный процесс. Основные затруднения связаны, во-первых, с описанием требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения; во-вторых, с необходимостью пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала; в-третьих, с разработкой контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.
§2. Учебная программа по ОБЖ. Её специфика.
Основы безопасности
жизнедеятельности в общем
Учебная программа «Основ безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, стратегии национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.(20,с.404)
Главной задачей подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.(10,с.184)
Специфика содержания ОБЖ заключается в:
- в интегрированности курса (его проблематика охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
- в направленности образовательного процесса на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- в необходимости
За основу проектирования структуры и содержания примерной программы ФГОС второго поколения принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.(8,с.127)
Модульный принцип позволяет:
- эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
- структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 11 классах.
Структурные компоненты программы для 5 – 11 классов представлены в учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной и старшей школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит разделы и темы. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.(7,с.384)
При изучении тематики ОБЖ выделяется три основных вида учебной деятельности школьников:
1. Учебно-познавательная, включающая:
- изучение нового учебного материала на уроках;
- выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.(14,с.57)
2. Аналитическая, включающая:
- установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
- планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.(15,с.408)
3. Практическая, цель которой:
- формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.(19,с.5)
Таким образом, на первой ступени обучения (1 – 4 классы) как и прежде, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир».
На второй ступени обучения (5 – 9 классы) в 2011- 2012 учебном году преподавание ОБЖ осуществляется в объеме одного часа в неделю.
На третьей ступени обучения (10 – 11 классы), согласно Региональному базисному учебному плану, изучение предмета ОБЖ организуется в объеме один час в неделю в течение двух лет.(35,с.10)
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»:
– обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;
– обучение граждан начальным
знаниям в области обороны
и их подготовка по основам военной
службы предусматривают проведение
ежегодных учебных сборов, и определение
порядка их финансирования. К участию
в учебных сборах привлекаются все
граждане, обучающиеся в образовательных
учреждениях и в учебных
Планирование и организация
учебных сборов осуществляются органами
местного самоуправления, осуществляющими
управление в сфере образования,
и руководителями образовательных
учреждений совместно с военными
комиссарами и командирами
Продолжительность учебных
сборов – 5 дней (35 учебных часов). Учебные
сборы проводятся на базе воинских
частей Вооружённых Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований
и органов. В местах, где нет
воинских частей, учебные сборы организуются
на базе региональных центров по допризывной
подготовке молодёжи к военной службе,
военно-патриотических молодёжных и
детских лагерей или при
На базовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы» (теоретические и практические занятия, которые являются необязательными для девушек). В это время с девушками 10-11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов), разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.(6,с.88)
Руководитель образовательного учреждения и педагогический работник образовательного учреждения, осуществляющий обучение граждан начальным знаниям в области обороны по основам военной службы, совместно с представителями военного комиссариата заблаговременно согласовывают: время и порядок проведения занятий, количество граждан, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, требования к безопасности на занятиях и другие вопросы.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «…разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (ст. 14. п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами.(2,с.427)
Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:
– примерная программа основного общего образования по ОБЖ;
– примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;
– примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне.
Учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» должна содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
2) общую характеристику учебного предмета;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
Информация о работе Сравнительная характеристика учебных программ по курсу ОБЖ в школах