- Пояснительную записку.
- Тематический план (общий план содержания курса с распределением по учебным часам).
- Материалы, раскрывающие основное содержание учебной программы.
- Требования к уровню подготовки выпускников.
- Поурочное планирование учебной программы в каждом классе.
Примерная программа рассчитана
на 35ч из них 5ч (14,3%) для реализации
авторских подходов. Рассмотрим основное
содержание программы:
Раздел I. Обеспечение личной
безопасности в повседневной жизни (11ч).
- Пожарная безопасность (3ч).
- Безопасность на дорогах (3ч).
- Безопасность на водоёмах (3ч)
- Экология и безопасность (2ч).
Раздел II. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера и безопасность
(12ч).
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (9ч).
- Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3ч).
Раздел III. Основы медицинских
и здорового образа жизни (6ч).
- Основы здорового образа жизни (2ч).
- Основы медицинских знаний и оказание первой мед. помощи (4ч).
Раздел IV. Основы военной
подготовки (6ч).
- Основы обороны государства (2ч).
- Основы военной подготовки (4ч).
В результате изучения основ
безопасности жизнедеятельности на
базовом уровне к учащемуся предъявляются
следующие требования:
он
должен знать
- основные составляющие
здорового образа жизни и их
влияние на безопасность жизнедеятельности
личности; репродуктивное здоровье
и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности
природного, техногенного и социального
происхождения, характерные для
региона проживания;
- основные задачи государственных
служб по защите населения
и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера;
- основы российского законодательства
об обороне государства и воинской
обязанности граждан;
- порядок первоначальной
постановки на воинский учет,
медицинского освидетельствования,
призыва на военную службу;
- состав и предназначение
Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности
граждан до призыва на военную
службу, во время прохождения
военной службы и пребывания
в запасе;
- основные виды военно-профессиональной
деятельности; особенности прохождения
военной службы по призыву
и контракту, альтернативной гражданской
службы;
- требования, предъявляемые
военной службой к уровню подготовленности
призывника;
- предназначение, структуру
и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру
и задачи гражданской обороны.
уметь
- владеть способами защиты
населения от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
-пользоваться средствами
индивидуальной и коллективной
защиты;
-оценивать уровень своей
подготовленности и осуществлять
осознанное самоопределение по
отношению к военной службе.
Использовать
приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни для:
- ведения здорового образа
жизни;
- оказания первой медицинской
помощи;
- развития в себе духовных
и физических качеств, необходимых
для военной службы;
- вызова (обращения за
помощью) в случае необходимости
в соответствующие службы экстренной
помощи.(1,с.108)
Итак, основные задачи, по успешности подготовки
школьников к безопасности жизнедеятельности
в современных условиях по учебной программе
А.Т. Смирнова соблюдены.
Заключение.
Основой для образовательной
деятельности в образовательном
учреждении является учебная программа.
Она бывает следующих видов: примерная
(типовая), авторская и рабочая
программы. Создание программ представляет
собой сложный процесс, учитывается
много нюансов. Образовательные
учреждения обязаны разрабатывать
рабочие программы учебных курсов
на основе примерных учебных программ.
Учебная программа «Основ
безопасности жизнедеятельности» реализует
основные положения Конституции
Российской Федерации, Федеральных
законов и нормативно-правовых актов
в области безопасности. Разработаны
программы по курсу ОБЖ, имеющие
свои плюсы и минусы.
Программа Н.Ф. Виноградовой
по ОБЖ для 1-4 классов предназначена
для развития у младших школьников
основ личной безопасности и безопасности
окружающих, приобретения первичных
знаний по оценке опасных ситуаций
и способов защиты от них. Она подготавливает
детей для дальнейшего изучения
и совершенствования знаний по курсу
ОБЖ в старших классах.
Разработкой учебной программы
для старшеклассников занимался
А.Т.Смирнов. Программа разработана с учётом
комплексного подхода к формированию
у обучаемых совершенного уровня культуры
безопасности и подготовки их к военной
службе.
Проанализировав учебные
программы Н.Ф.Виноградовой и А.Т.Смирнова,
мы пришли к выводу, что нет совершенной
учебной программы, каждая нуждается в
корректировке, в применении нанотехнологий.
Так как мир стремительно развивается
и совершенствуется. А нам необходимо
идти в ногу со временем.
Учитывая условия высокодинамичного
социального технического прогресса,
развития собственных возможностей педагогической
науки и практики нужно:
- Непрерывно совершенствовать курс, путём включения в него актуальных тем и исключения старых.
- Варьировать тематику курса, исходя из местных, национальных и других особенностей.
- Систематически отслеживать изменение информации по курсу ОБЖ, взглядами специалистов.
- Поддерживать взаимодействие школы по организации МО, полиции, ГО и ЧС, другими заинтересованными в изучении школьниками курса ОБЖ организациями и ведомствами.
- Предвидеть и целесообразно применять перспективные виды, методы и формы обучения; всесторонне обеспечивать учебный процесс по курсу ОБЖ учебными пособиями, тренажёрами, методиками.
Список использованной
литературы.
- Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Ю. Н. Сычев — Санкт-Петербург, Финансы и статистика, 2009 г.- 224с.
- Безопасность жизнедеятельности на производстве: Б. И. Зотов, В. И. Курдюмов — Москва, Колос, 2003 г.- 432с.
- Безопасность жизнедеятельности. Методическое пособие: А. Т. Смирнов, Р. А. Дурнев, С. К. Миронов — Москва, Дрофа, 2005 г.- 256с.
- Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: О. Русак, К. Малаян, Н. Занько — Москва, Лань, 2004 г.- 448с.
- Безопасность жизнедеятельности: — Санкт-Петербург, Высшая школа, 2006 г.- 616с.
- Безопасность жизнедеятельности: А. С. Гринин, В. Н. Новиков — Москва, ФАИР-ПРЕСС, 2002 г.- 288с.
- Безопасность жизнедеятельности: О. Русак, К. Малаян, Н. Занько — Санкт-Петербург, Лань, Омега-Л, 2005 г.- 448с.
- Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности как наука// «Безопасность жизнедеятельности»- 2003. - № 2. - 178с.
- Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. – М.: ВАСОТ.1993. – 478с.
- Введение в безопасность жизнедеятельности: Тимофеева С.С. — Санкт-Петербург, Феникс, 2004 г.- 384с.
- Власова Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. М., Наука, 2004.- 234с.
- Вишневская Е. Л. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие. — М.: Русское слово, 1995. -574с.
- Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», ОБЖ. Методическое пособие.2009.-184с.
- Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Порфирьев Б.Н.., М.: Наука, 1991.- 245с.
- Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие.- М.: Дрофа,2008. – 156с.
- Дэвис Б. Энциклопедия выживания и спасения / Пер. с англ. — М.: Вече, 1997. - 448с.
- Е.Ф. Шульбинская. Модель непрерывного обучения школьников в области ОБЖ, 2-11 классы. – Абакан.: Минобр и науки РХ, 2006. – 355с.
- Кириллов Г.Н. Обучение учащихся и студентов по вопросам безопасности жизнедеятельности //Право и безопасность - 2005 №4 -272с.
- Настольная книга учителя ОБЖ. Составитель Б.И. Мишин.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 458.
- Латчук В.Н. (составитель). Безопасность жизнедеятельности (сборник документов): М., 1998.- 434с.
- Леонтьев Ю.А. Региональная программа курса ОБЖ для учащихся 9-11 классов: Краснодар, 2000.- 257с.
- Обеспечение безопасности образовательного учреждения: С. В. Петров — Санкт-Петербург, НЦ ЭНАС, 2006 г.- 248с.
- Овчинников В.В. Методы и технологии транснационального регулирования качества образовательных услуг // Государственные образовательные стандарты как средство обеспечения качества образования в условиях реформирования социальной сферы (сборник материалов), изд. Совета Федерации, 2006.- 588с.
- Основы безопасности жизнедеятельности: В. Н. Новиков, А. А. Башкиров, С. И. Черняев — Санкт-Петербург, Манускрипт, 2005 г.- 496с.
- Основы безопасности жизнедеятельности: методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5-11 классы: С. К. Миронов — Москва, Дрофа, 2006 г.- 96с.
- Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций. Энциклопедический справочник 5-11кл. В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов. – «Дрофа», 2008. – 285с.
- Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях / Под ред. проф. В. В. Мешкова. — М.: Медикас, 1992. -191с.
- ОБЖ 10 кл. Модульный курс. Смирнов А.Т., Просвещение,2009.- 304с.
- ОБЖ 11кл. Модульный курс. Смирнов А.Т., Просвещение,2010. – 176с.
- Программно-методические материалы : ОБЖ, составитель Б.И. Мишин. - .М.: «Дрофа»,2001. [Электронный ресурс].
- Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей младшего школьного возраста. Книга для учителя. Н.Ф. Виноградова, 2007. – 160с.
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О.,Методическое пособие. 1-11классы. – Москва.: Просвещение-2009. - 374с.
- Теория и методика обучения ОБЖ в школе. Учебное пособие.
- Шершнёв Л.И. Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для преподавателей образовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: М., Просвещение, 1994.- 277с.
- Ярочкин В.И. Теория безопасности: М., Высшая Школа, 2005.- 185с.