Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.
Объект исследования: личностная сфера школьников.
Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников и подростков.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
1.1 Понятие самооценки как психологической категории
1.2 Особенности самооценки у младших школьников
1.3 Особенности самооценки у подростков
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков
2.1 Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков
2.2 Интерпретация результатов0
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Документ MnbghOffice Word (5).docx

— 127.11 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты  исследования самооценки

1.1 Понятие самооценки  как психологической категории

1.2 Особенности самооценки  у младших школьников

1.3 Особенности самооценки  у подростков

ГЛАВА 2. Экспериментальное  исследование самооценки младших школьников и подростков

2.1 Программа исследования  самооценки у младших школьников  и подростков

2.2 Интерпретация результатов0

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

 

Известно, что личностью  человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими  людьми деятельности и общении с  ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают  от него окружающие. Иными словами  он как бы 'примеряет' на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция  его поведения - самооценку.

Под самооценкой принято  понимать оценку личностью себя, своих  качеств и места среди других людей.

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности  самооценки влияют и на эмоциональное  состояние, и на степень удовлетворенности  своей работой, учебой, жизнью, и  на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает  себя, редко способен любить и уважать  другого, но и чрезмерная любовь к  себе тоже может создавать определенные проблемы.

Самооценка играет очень  важную роль в организации результативного  управления своим поведением, без  нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

Проблема: в чем различия самооценки у младших школьников и подростков?

Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного  возраста и подростков.

Объект исследования: личностная сфера школьников.

Предмет исследования: особенности  самооценки младших школьников и  подростков.

Задачи:

Изучить самооценку, как психологическую  категорию.

Выявить особенности самооценки младших школьников.

Выяснить особенности  самооценки подростков.

Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста и подростков.

Проанализировать полученный результат.

На основе обозначенных задач  были определенны следующие методы:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

Эмпирические: наблюдение, беседа, диагностические методики.

Статические методы обработки  данных.

ГЛАВА 1. Теоретические  аспекты исследования самооценки

 

1.1 Понятие самооценки  как психологической категории

 

Интерес ребенка к своему “я” - к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени  жизни обогащается новым содержанием. “Я сам!” - говорит трехлетний малыш. И это значит, что он уже выделил  себя из окружающего предметного  мира, отличил от других людей. Для  нас такое отличение самоочевидно, иначе быть не может; но это отнюдь не задано человеку от рождения, а для  малыша – это заметный шаг в  развитии.

“Кто я?”, “ Каков я?”, “Что я могу?” - спрашивает себя подросток; и это – уже совсем иная форма  и иной уровень развития самосознания.

Самосознание – сложный  психический процесс, особая форма  сознания, характеризующаяся тем, что  оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает  в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Что такое самооценка? Ответ  на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова. Самооценка – это оценка человеком  самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Приведем несколько определений  понятия "самооценка" и понятий  связанных с ним.

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом  себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов  индивида. Главные функции, которые  выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение  задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Самооценка — оценка личностью  самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения  человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам. Тем самым  самооценка влияет на эффективность  деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности  целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Самооценка получает объективное выражение  в том, как человек оценивает  возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при  завышенной самооценке).

Самооценка, элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными  оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор  поведения. Самооценка определяет взаимоотношения  человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам. Тем самым  самооценка влияет на эффективность  деятельности человека и развитие его  личности. Самооценка тесно связана  с уровнем притязаний, целей, которые  человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно  соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную  и эмоционально-волевую сферы  и тем самым препятствует гармоничному развитию.

Самооценка складывается под влиянием тех оценок, которые  дают человеку другие люди, а также  в результате сопоставления образа реального "Я" (каким человек  видит себя) с образом идеального "Я" (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует  гармоничному душевному складу личности.

Уровень притязаний личности — понятие, введенное К. Левином  для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его  способностям. Это образование, тесно  связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать  способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам.

Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется прогностической.

Самооценка, проявляющаяся  по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется процессуальной, или корригирующей. Она парциальна, частична по своему характеру и связана  с реализацией контрольных действий.

Самооценка на завершающем  этапе деятельности, содержание которой  составляет оценка результатов деятельности, называется ретроспективной. Она может  быть полной или неполной, объективной  или неадекватной. [3]

В действительности у человека существует несколько сменяющих  друг друга образов 'Я'. Представление  индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как 'Я-реальное'. Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать  собственным представлениям об идеале, так называемое 'Я-идеальное'.

Соотношение между 'Я - реальным' и 'Я - идеальным' (Роджерс, Фрейд, К.Левин) и характеризует адекватность представлений  человека о себе, находящую свое выражение в самооценке.

Психологи рассматривают  самооценку с различных точек  зрения. Так, оценку себя в целом  как хорошего или плохого принято  считать общей самооценкой, а  оценку достижений в отдельных видах  деятельности - парциальной. Помимо этого  выделяют актуальную (то, что уже  достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную  самооценку часто называют уровнем  притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, то есть соответствующую/несоответствующую  реальным достижениям и потенциальным  возможностям индивида. Так же различается  самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому.

 

Выводы

Самооценка — оценка личностью  самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения  человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам. Тем самым  самооценка влияет на эффективность  деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности  целей, которые он ставит перед собой.

Самооценка в зависимости  от направленности может быть прогностической, процессуальной, ретроспективной.

Самооценка – это важная психологическая категория. Самооценка является объектом такого важного и  сложного образования в психике  человека как самосознание.

 

1.2 Особенности  самооценки у младших школьников

 

Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том  числе, и регулятивную функцию. Эффективность  учебной деятельности школьника  зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между  успехами в учебной деятельности и развитием личности.

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода  на первый план выходит авторитет  учителя), они безоговорочно принимают  его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые  взрослый дает личностным качествам  ребенка и его успехам в  различных видах деятельности. Младшие  школьники стоят на позиции: 'Я  то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие'. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и  заниженная.

Самооценка в младшем  школьном возрасте формируется в  основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают  другие (взрослые и сверстники). При  этом им важно, чтобы положительная  оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень  притязаний являются личностными параметрами  умственной деятельности и позволяют  судить о том, как проходит процесс  развития личности младшего школьника  под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием  самооценки.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание  идти на контакт - вот те качества, которые  свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют  в играх, не обижаются, если оказываются  проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость  часто свойственны детям с  заниженной самооценкой. Они не хотят  участвовать в играх, потому что  боятся оказаться хуже других, а  если участвуют в них, то часто  обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся  компенсировать это в общении  со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают  близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно  услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

В каждом возрастном периоде  на формирование самооценки преимущественно  влияет та деятельность, которая в  этом возрасте является ведущей. В младшем  школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени  формирование самооценки ребенка, она  прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая  деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с  первых месяцев прихода ребенка  в школу. Причем психологические  исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют  оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти  буквальный слепок оценок, сделанных  учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно  заниженная. Однако отстающие школьники  нелегко мирятся с низкими  оценками их деятельности и качеств  личности - возникают конфликтные  ситуации, усиливающие эмоциональное  напряжение, волнение и растерянность  ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность  в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Информация о работе Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков