Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.
Объект исследования: личностная сфера школьников.
Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников и подростков.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
1.1 Понятие самооценки как психологической категории
1.2 Особенности самооценки у младших школьников
1.3 Особенности самооценки у подростков
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков
2.1 Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков
2.2 Интерпретация результатов0
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Документ MnbghOffice Word (5).docx

— 127.11 Кб (Скачать файл)

 

Результаты выявления  уровня можно представить в виде диаграммы (рис. 3).

Рис. 3. Самооценка младших  школьников по методике А.В. Захарова.

Как видно, полученные результаты перекликаются с результатами методики «Лесенка».

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: согласно данной методике высокий уровень  самооценки лишь у 17%, средний – 30%, а  низкий у 30% учащихся. Так же можно  сказать, что 74% учащихся во 2 классе признает свое сходство с другими, а вот 26% считают себя уникальными.

 

Экспериментальные данные, полученные при исследовании подростков (учащихся 7 класса) по методике Демо-Рубинштейна  приведены в таблице 5.

Имя

I

II

III

IV

V

VI

VII

Общ. показ.

Кол. показ.

Уров. самооц.

1

Сергей К.

90

65

75

55

42

55

60

442

63

высокий

2

Аня Н.

80

90

85

50

95

45

60

505

72

высокий

3

Таня М.

100

65

50

30

65

40

55

405

58

средний

4

Рома Ч.

75

50

50

40

65

55

45

380

54

средний

5

Женя П.

90

90

90

65

43

58

74

510

73

высокий

6

Дима С.

70

35

45

25

55

20

35

285

41

низкий

7

Аня Л.

80

62

60

23

56

50

50

381

54

средний

8

Лена Т.

76

66

79

80

72

79

70

522

75

высокий

9

Виталя С.

70

35

74

24

34

51

60

348

50

средний

10

Саша Т.

60

30

27

15

19

25

30

206

29

низкий

11

Оля Ш.

67

41

45

10

50

30

46

289

41

низкий

12

Вера М.

81

56

40

15

21

35

35

283

40

низкий

13

Антон Ф.

90

44

39

57

34

50

50

364

52

средний

14

Саша Б.

80

43

31

12

38

30

41

275

39

низкий

15

Леша З.

78

30

45

23

20

35

40

271

39

низкий

16

Лена В.

75

30

45

5

35

35

47

272

39

низкий

17

Яна Г.

90

60

80

56

5

79

80

450

64

высокий

18

Оля К.

70

70

45

10

90

65

70

420

60

высокий

19

Коля О.

90

50

65

25

10

65

50

355

51

средний

20

Толя К.

80

76

26

85

0

90

90

447

64

высокий

21

Слава К.

70

57

78

40

35

61

60

401

57

средний

22

Оксана В.

90

50

68

65

5

85

90

453

65

высокий


 

По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 8 человек  завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7 человек – средняя (32%), у 7 –  низкая (32%).

Рис. 4. Самооценка у учащихся 7 класса по методике Демо-Рубинштейна.

Анализируя выявленные показатели, можно отметить, что вся группа испытуемых (7 класс, подростки) по уровню самооценки поделена на три почти  равные группы – дети с высокой, низкой и нормальной (средней) самооценкой. Надо отметить, что такое положение  вещей характерно для подростковых групп, ведь в данном возрасте самооценка формируется под влиянием много  большего количества факторов нежели в младшем школьном возрасте.

Для наглядности сравним  результаты исследования самооценки у  младших школьников и подростков.

Рис. 5. Сравнение результатов  исследования самооценки у младших  школьников и подростков.

 

В итоге, во 2 классе, в группе младших школьников большая доля детей имеет нормальную самооценку и меньшую долю – завышенную самооценку. Значения по заниженной самооценке почти  равны.

Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что самооценка младших  школьников и подростков различается.

Заключение

 

В результате подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:

Самооценка рассмотрена  как психологическая категория.

Выявлены особенности  самооценки младших школьников.

Рассмотрены особенности  самооценки подростков.

Проведена и проанализирована экспериментальная работа по диагностике  самооценки детей младшего школьного  возраста и подростков.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что центральной  характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит  из следующих компонентов:

Когнитивный;

Оценочный;

Поведенческий;

Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих  качеств и возможностей.

Основными факторами, влияющими  на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные  воздействия учителя, родителей  и их отношение к учебной деятельности.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к  качествам своей личности, потребность  сравнивать себя с другими, оценивать  себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой  возникают конфликты, порождаемые  противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным  положением в коллективе. Многие исследователи  отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие.

В опытно- практической работе проведено диагностическое исследование во 2 и 7 классах МУ Калманской средней  общеобразовательной школы с  использованием следующих методик:

1.Исследование самооценки  по методике «Лесенка».

2.Исследование самооценки  по методике Дембо-Рубинштейн.

3.Методика, направленная  на определение эмоционального  уровня самооценки ( автор А.В.  Захарова).

Результаты показали, различие в самооценке младших школьников и подростков.

Нормальный и высокий  уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного  возраста, так как он связан, в  большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими  оценками родителей и учителей.

Низкий уровень самооценки является возрастной нормой для среднего подросткового возраста. В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, уровень материального  благополучия и др. Исследование выборки  подростков показало присутствие групп  с различной самооценкой в  одном классе.

Список литературы

 

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов  вузов.– М., 2000.

Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности. // Вопросы психологии, 1996, №1.

Белобрыкина О.А. Влияние  социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.

Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности  при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 1993.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.

Дневник Пети Сагайдачного. М. , 1963. – c 114.

Исследование самооценки младшего школьника в учебной  деятельности// Вопросы психологии, 1980, №4, с. 90-99.

Как построить свое "Я". – М., 1991. – c. 328.

Кон И. Категория "Я" в  психологии // Психологический журнал. - Т.2, №3, 1981.

Кон И.С. Постоянство и  изменчивость личности.// Психологический  журнал, т.8, № 4, 1987, с. 126-137.

Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни: развитие личности между  детством и старостью. – Калуга, 1994. – c. 365.

Липкина А.И. Критичность  и самооценка в учебной деятельности. – М., «Просвещение», 1968. – 141с.

Липкина А.И. Самооценка Школьника. – М., «Знание», 1976. – 263 c.

Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981.

Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в  младшем школьном возрасте. Сообщение 2. Уровень сформированности учебной  деятельности и оценка младшими школьниками  личностных качеств в себе и сверстниках //Новые исследования в психологии, 1981, N 2, с. 72 - 77

Психологические условия  формирования самооценки в младшем  школьном возрасте. //Вопросы психологии, 1978, N 4, с.147 - 151.

Психологический статус личности в различных социальных условиях. – М., 1992. – c. 105.

Савонько А. Возрастные особенности  соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими  людьми. – М., 1970. – c. 271.

Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка  и его отношений с окружающими. – М., 1992. – c. 212.

Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. – Воронеж, 1998.

Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание.// Психологический журнал, № 1, 1993.

Шильштейн Е.С. Уровневая  организация системы "Я".// Вестник  МГУ, сер.14(психология), 1999, № 2, с. 34-45.

Цукерман Г.А., Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов, М., 1994.

Эльконин Д.Б. Введение в  психологию развития. М.: Тривола, 1994.

Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции  поведения, №3, 1997.

Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние  зарубежной психологии. М., 1974.

Приложение 1

 

Образец бланка к  методике «Лесенка»

 

Имя и фамилия _________________________________________

 

Приложение 2

 

Образец бланка к  методике Демо-Рубинштейн

 

Имя и Фамилия ___________________________________________

 

Приложение 3

 

Набор субтестов  по методике лпределения эмоциональной  самооценки А.В. Захарова

 

Субтест №1. Представь, что  изображенный на рисунке ряд кружков  – это люди. Укажи, где находишься ты.

 

 

Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги  – это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья.

 

 

О – отец

М – мать

Д – дедушка

Б – бабушка

Б2 – брат

С – сестра

Др – друзья

У – учитель

 

Субтест №3. Вот на рисунке  твои родители, учителя, друзья. Поставь  крестик (точку) там, где находишься ты.

 

 

Субтест №4. Поставь точку  в том месте круга, где находишься ты.

 

 

Субтест №5. Представь, что  ты находишься в нижнем ряду. Каким  из двух кружков будешь являться ты?


Информация о работе Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков