Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.
Объект исследования: личностная сфера школьников.
Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников и подростков.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
1.1 Понятие самооценки как психологической категории
1.2 Особенности самооценки у младших школьников
1.3 Особенности самооценки у подростков
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков
2.1 Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков
2.2 Интерпретация результатов0
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Результаты выявления уровня можно представить в виде диаграммы (рис. 3).
Рис. 3. Самооценка младших школьников по методике А.В. Захарова.
Как видно, полученные результаты перекликаются с результатами методики «Лесенка».
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 17%, средний – 30%, а низкий у 30% учащихся. Так же можно сказать, что 74% учащихся во 2 классе признает свое сходство с другими, а вот 26% считают себя уникальными.
Экспериментальные данные, полученные при исследовании подростков (учащихся 7 класса) по методике Демо-Рубинштейна приведены в таблице 5.
№ |
Имя |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
Общ. показ. |
Кол. показ. |
Уров. самооц. |
1 |
Сергей К. |
90 |
65 |
75 |
55 |
42 |
55 |
60 |
442 |
63 |
высокий |
2 |
Аня Н. |
80 |
90 |
85 |
50 |
95 |
45 |
60 |
505 |
72 |
высокий |
3 |
Таня М. |
100 |
65 |
50 |
30 |
65 |
40 |
55 |
405 |
58 |
средний |
4 |
Рома Ч. |
75 |
50 |
50 |
40 |
65 |
55 |
45 |
380 |
54 |
средний |
5 |
Женя П. |
90 |
90 |
90 |
65 |
43 |
58 |
74 |
510 |
73 |
высокий |
6 |
Дима С. |
70 |
35 |
45 |
25 |
55 |
20 |
35 |
285 |
41 |
низкий |
7 |
Аня Л. |
80 |
62 |
60 |
23 |
56 |
50 |
50 |
381 |
54 |
средний |
8 |
Лена Т. |
76 |
66 |
79 |
80 |
72 |
79 |
70 |
522 |
75 |
высокий |
9 |
Виталя С. |
70 |
35 |
74 |
24 |
34 |
51 |
60 |
348 |
50 |
средний |
10 |
Саша Т. |
60 |
30 |
27 |
15 |
19 |
25 |
30 |
206 |
29 |
низкий |
11 |
Оля Ш. |
67 |
41 |
45 |
10 |
50 |
30 |
46 |
289 |
41 |
низкий |
12 |
Вера М. |
81 |
56 |
40 |
15 |
21 |
35 |
35 |
283 |
40 |
низкий |
13 |
Антон Ф. |
90 |
44 |
39 |
57 |
34 |
50 |
50 |
364 |
52 |
средний |
14 |
Саша Б. |
80 |
43 |
31 |
12 |
38 |
30 |
41 |
275 |
39 |
низкий |
15 |
Леша З. |
78 |
30 |
45 |
23 |
20 |
35 |
40 |
271 |
39 |
низкий |
16 |
Лена В. |
75 |
30 |
45 |
5 |
35 |
35 |
47 |
272 |
39 |
низкий |
17 |
Яна Г. |
90 |
60 |
80 |
56 |
5 |
79 |
80 |
450 |
64 |
высокий |
18 |
Оля К. |
70 |
70 |
45 |
10 |
90 |
65 |
70 |
420 |
60 |
высокий |
19 |
Коля О. |
90 |
50 |
65 |
25 |
10 |
65 |
50 |
355 |
51 |
средний |
20 |
Толя К. |
80 |
76 |
26 |
85 |
0 |
90 |
90 |
447 |
64 |
высокий |
21 |
Слава К. |
70 |
57 |
78 |
40 |
35 |
61 |
60 |
401 |
57 |
средний |
22 |
Оксана В. |
90 |
50 |
68 |
65 |
5 |
85 |
90 |
453 |
65 |
высокий |
По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 8 человек завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7 человек – средняя (32%), у 7 – низкая (32%).
Рис. 4. Самооценка у учащихся 7 класса по методике Демо-Рубинштейна.
Анализируя выявленные показатели, можно отметить, что вся группа испытуемых (7 класс, подростки) по уровню самооценки поделена на три почти равные группы – дети с высокой, низкой и нормальной (средней) самооценкой. Надо отметить, что такое положение вещей характерно для подростковых групп, ведь в данном возрасте самооценка формируется под влиянием много большего количества факторов нежели в младшем школьном возрасте.
Для наглядности сравним результаты исследования самооценки у младших школьников и подростков.
Рис. 5. Сравнение результатов исследования самооценки у младших школьников и подростков.
В итоге, во 2 классе, в группе младших школьников большая доля детей имеет нормальную самооценку и меньшую долю – завышенную самооценку. Значения по заниженной самооценке почти равны.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что самооценка младших школьников и подростков различается.
Заключение
В результате подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:
Самооценка рассмотрена как психологическая категория.
Выявлены особенности самооценки младших школьников.
Рассмотрены особенности самооценки подростков.
Проведена и проанализирована экспериментальная работа по диагностике самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.
Анализ психолого-
Когнитивный;
Оценочный;
Поведенческий;
Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.
Основными факторами, влияющими
на формирование самооценки детей младшего
школьного возраста, являются оценочные
воздействия учителя, родителей
и их отношение к учебной
Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. Многие исследователи отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие.
В опытно- практической работе
проведено диагностическое
1.Исследование самооценки по методике «Лесенка».
2.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
3.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).
Результаты показали, различие в самооценке младших школьников и подростков.
Нормальный и высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста, так как он связан, в большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими оценками родителей и учителей.
Низкий уровень самооценки является возрастной нормой для среднего подросткового возраста. В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, уровень материального благополучия и др. Исследование выборки подростков показало присутствие групп с различной самооценкой в одном классе.
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.– М., 2000.
Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности. // Вопросы психологии, 1996, №1.
Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.
Бороздина Л.В., Залученова Е.А.
Увеличение индекса тревожности
при расхождении уровней
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.
Дневник Пети Сагайдачного. М. , 1963. – c 114.
Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности// Вопросы психологии, 1980, №4, с. 90-99.
Как построить свое "Я". – М., 1991. – c. 328.
Кон И. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. - Т.2, №3, 1981.
Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности.// Психологический журнал, т.8, № 4, 1987, с. 126-137.
Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни: развитие личности между детством и старостью. – Калуга, 1994. – c. 365.
Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., «Просвещение», 1968. – 141с.
Липкина А.И. Самооценка Школьника. – М., «Знание», 1976. – 263 c.
Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981.
Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте. Сообщение 2. Уровень сформированности учебной деятельности и оценка младшими школьниками личностных качеств в себе и сверстниках //Новые исследования в психологии, 1981, N 2, с. 72 - 77
Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. //Вопросы психологии, 1978, N 4, с.147 - 151.
Психологический статус личности в различных социальных условиях. – М., 1992. – c. 105.
Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми. – М., 1970. – c. 271.
Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992. – c. 212.
Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. – Воронеж, 1998.
Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание.// Психологический журнал, № 1, 1993.
Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы "Я".// Вестник МГУ, сер.14(психология), 1999, № 2, с. 34-45.
Цукерман Г.А., Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов, М., 1994.
Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.
Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
Приложение 1
Образец бланка к методике «Лесенка»
Имя и фамилия ______________________________
Приложение 2
Образец бланка к методике Демо-Рубинштейн
Имя и Фамилия ______________________________
Приложение 3
Набор субтестов по методике лпределения эмоциональной самооценки А.В. Захарова
Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги – это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья.
О – отец
М – мать
Д – дедушка
Б – бабушка
Б2 – брат
С – сестра
Др – друзья
У – учитель
Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик (точку) там, где находишься ты.
Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.
Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?
Информация о работе Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков