Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.
Объект исследования: личностная сфера школьников.
Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников и подростков.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
1.1 Понятие самооценки как психологической категории
1.2 Особенности самооценки у младших школьников
1.3 Особенности самооценки у подростков
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков
2.1 Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков
2.2 Интерпретация результатов0
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот подросток, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себе подростки часто отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности.
Изучая учащихся средних
школ, исследователи установили, что
высокая самооценка определяется заинтересованностью
родителей в ребенке, в частности
их интересом к их друзьям, к его
успехам в учебе, их вниманием
к высказыванию ребенка. Обнаружилась
связь высокой самооценки у подростков
11-14 лет с хорошими семейными взаимоотношениями.
В это понятие включались теплые
отношения между членами семьи,
наличие в семье совместной деятельности,
разумное участие детей в принятии
решений на семейном совете. Исследователи
выделяют три основных условия формирования
у подростка высокой
В период позднего подросткового периода самое большое влияние на самооценку девушек оказывают друзья, а на самооценку юношей — отцы.
Низкая самооценка подростка
не обязательно зависит от материального
положения родителей. В бедной семье
может вырасти ребенок с
У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки больше, чем у подростка, имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребенка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики.
Оказывается, чем больше проблем,
которые стоят перед
Приятные события, например воспоминания о пребывании в летнем лагере, могут вызвать повышение самооценки.
Выводы:
Развитие самооценки является одним из важнейших моментов в развитии личности подростка. У него возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе.
Обобщая все выше сказанное, можно сказать, что образ «я» в юности еще не полностью устоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку перейти от негативного к позитивному образу «я» весьма непросто, но возможно. В юности изменить свой образ, повысить самооценку легче, чем во взрослом возрасте.
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков
2.1 Программа исследования
самооценки у младших
Экспериментальная работа проводилась на базе МУ Калманской средней общеобразовательной школы. Исследование младших школьников проводилось во 2 «А» классе, исследование подростков – в 7 «А».
Цель – изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.
Объект исследования: личностная сфера детей.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника и подростка.
Задачи диагностической работы:
подобрать диагностические методики
провести диагностику
обработать полученные результаты
сделать выводы
Состав исследуемых детей представлен в таблице 1 и 2 соответственно.
Таблица 1 – Состав учащихся во 2 «А» класса
№ пп |
Имя |
№ пп |
Имя |
1 |
Вася М. |
12 |
Сережа Л. |
2 |
Катя Н. |
13 |
Вера К. |
3 |
Рома Ц. |
14 |
Вика Н. |
4 |
Антон Ш. |
15 |
Лера С. |
5 |
Лена М. |
16 |
Таня Б. |
6 |
Оксана Р. |
17 |
Рита К. |
7 |
Лена Р. |
18 |
Оля Я. |
8 |
Оля П. |
19 |
Коля М. |
9 |
Максим В. |
20 |
Витя О. |
10 |
Денис К. |
21 |
Света С. |
11 |
Леша К. |
22 |
Аня Ш. |
23 |
Галя Н. |
Таблица 2 – Состав учащихся в 7 «А» классе
№ пп |
Имя |
№ пп |
Имя |
1 |
Сергей К. |
12 |
Вера М. |
2 |
Аня Н. |
13 |
Антон Ф. |
3 |
Таня М. |
14 |
Саша Б. |
4 |
Рома Ч. |
15 |
Леша З. |
5 |
Женя П. |
16 |
Лена В. |
6 |
Дима С. |
17 |
Яна Г. |
7 |
Аня Л. |
18 |
Оля К. |
8 |
Лена Т. |
19 |
Коля О. |
9 |
Виталя С. |
20 |
Толя К. |
10 |
Саша Т. |
21 |
Слава К. |
11 |
Оля Ш. |
22 |
Оксана В. |
Для исследования самооценки у младших школьников использовались методики «Лесенка» и методика определения эмоциональной самооценки по А.В. Захарову.
Для исследования самооценки у подростков использовались методика Демо-Рубинтшейн.
Тест «Лесенка»
Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Данная лестница была оформлена в виде бланка (образец в приложении 1).
Инструкция: Посмотрите на лесенку на бланке.). На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше – ребята получше. Еще ступеньку выше (показывать на бланке или доске) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте себя там, куда вы себя относите.
Проведение теста. Ребенку
дают листок с нарисованной на нем
лестницей и объясняют значение
ступенек. Важно проследить, правильно
ли понял ребенок объяснение, в
случае необходимости следует
Если ребенок поставил
себя на 1 или 2 ступеньку, то это говорит
о низкой (заниженной) самооценке. Если
ребенок выбрал 3,4 или 5 ступеньку
– это свидетельствует о
Для исследования уровня самооценки у подростков применялся адаптированный вариант методики Демо-Рубинштей.
Методика Демо-Рубинштейн
Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики (Приложение 2), оглашается инструкция и задание.
Инструкция:
Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье,
2) умственные способности,
3) характер,
4) авторитет у сверстников,
5) умелые руки (умение много делать своими руками),
6) внешность,
7) уверенность в себе.
На каждой линии написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой ( - ) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.
По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».
Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:
Низкий средний высокий
Уровень притязаний до 60 60-74 75-100
Уровень самооценки до 45 45-59 60-100
Методика на определение эмоционального уровня самооценки А.В. Захарова
Материал: рисунки для выполнения субтестов представлены в приложении 3.
Экспериментатор предъявляет
испытуемому рисунок и просит
его выполнить задание
Обработка результатов:
Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.
Субтест№3. определяет социальную заинтересованность (чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.
Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).
2.2 Интерпретация результатов
В результате исследования в группах по указанным выше методикам были получены количественные и качественные экспериментальные данные.
Результаты исследования во 2 классе по методике «Лесенка» отображены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты исследования младших школьников по методике «Лесенка»
№ |
Имя |
Самооценка |
1 |
Вася М. |
нормальная |
2 |
Катя Н. |
нормальная |
3 |
Рома Ц. |
заниженная |
4 |
Антон Ш. |
нормальная |
5 |
Лена М. |
завышенная |
6 |
Оксана Р. |
завышенная |
7 |
Лена Р. |
нормальная |
8 |
Оля П. |
нормальная |
9 |
Максим В. |
нормальная |
10 |
Денис К. |
завышенная |
11 |
Леша К. |
заниженная |
12 |
Сережа Л. |
нормальная |
13 |
Вера К. |
заниженная |
14 |
Вика Н. |
завышенная |
15 |
Лера С. |
завышенная |
16 |
Таня Б. |
нормальная |
17 |
Рита К. |
нормальная |
18 |
Оля Я. |
нормальная |
19 |
Коля М. |
заниженная |
20 |
Витя О. |
заниженная |
21 |
Света С. |
нормальная |
22 |
Аня Ш. |
заниженная |
23 |
Галя Н. |
заниженная |
В результате, у 11 школьников (48%) – нормальная самооценка, у 5 (22%) – завышенная, у 7 (30%) – заниженная.
Наглядно эти данные можно посмотреть на рисунке 1.
Рис. 1. Самооценка у младших дошкольников по методике «Лесенка»
Анализ самооценки по уровням и полу ребенка привели следующим результатам (см. рис. 2).
Рис. 2. Количество детей, выраженное в процентах, разбитое по уровням самооценки и полу
Получается, что у девочек, в целом, выше самооценка, чем у мальчиков. Это подтверждает теоретические положения. Ведь самооценка младших школьников в большей степени зависит от успехов в учебе, а девочки, как известно, в этом более преуспевают.
Результаты исследования эмоциональной самооценки по методике А.В. Захарова приводятся в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты исследования младших школьников по методике А.В. Захарова
№ |
Имя |
Ур. самооценки |
Отношение с близкими людьми |
Социальная заинтересованность |
Индивидуализация |
1 |
Вася М. |
средняя |
Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
2 |
Катя Н. |
средняя |
Допускает давление мамы, отца и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
3 |
Рома Ц. |
низкая |
Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки, брата, учителя |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
4 |
Антон Ш. |
средняя |
Допускает давление отца, матери, бабу., дед., оказывает тдавление на друзей. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
5 |
Лена М. |
высокая |
Допускает давление матери, отца, оказывает давление на друзей, учителя |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
6 |
Оксана Р. |
высокая |
Допускает давление отца, оказывает давление на друзей, сестру, маму |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
7 |
Лена Р. |
средняя |
Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
8 |
Оля П. |
низкая |
Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
9 |
Максим В. |
низкая |
Допускает давление брата, матери, отца, баб. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
10 |
Денис К. |
высокая |
Допускает давление брата, матери, отца, друзей. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
11 |
Леша К. |
средняя |
Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
12 |
Сережа Л. |
средняя |
Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
13 |
Вера К. |
низкая |
Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
14 |
Вика Н. |
средняя |
Допускает давление матери и отца, учителя |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
15 |
Лера С. |
высокая |
Допускает давление отца, учителя. Оказывает влияние мамау, сестру, друзей. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
16 |
Таня Б. |
средняя |
Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
17 |
Рита К. |
средняя |
Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
18 |
Оля Я. |
средняя |
Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
19 |
Коля М. |
средняя |
Допускает давление отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., брата. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
20 |
Витя О. |
низкая |
Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
21 |
Света С. |
средняя |
Допускает давление мамы и отца, учителя; Оказывает давление на баб., дед., брата. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
22 |
Аня Ш. |
низкая |
Допускает давление брата, отца, матери, учителя; |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
23 |
Галя Н. |
низкая |
Допускает давление отца, матери, учителя, бабушки, дедушки; |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Информация о работе Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков