Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.
Объект исследования: личностная сфера школьников.
Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников и подростков.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
1.1 Понятие самооценки как психологической категории
1.2 Особенности самооценки у младших школьников
1.3 Особенности самооценки у подростков
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков
2.1 Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков
2.2 Интерпретация результатов0
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Документ MnbghOffice Word (5).docx

— 127.11 Кб (Скачать файл)

5) Необходимо включать  ситуации, актуализирующие самооценку  ребенка, ставящие перед ним  задачу осознания особенности  своей работы, ее сильных и  слабых сторон и способствующих  обращенности ребенка на собственные  способы действия.

6) Необходимо выполнять  работу над ошибками, в которой  учащиеся по специальной схеме  делают записи, анализируя и оценивая  свою работу на уроке, определяя  меру усвоения материала, степень  его сложности, выделяя наиболее  трудные моменты работы.

 

Выводы

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода  на первый план выходит авторитет  учителя), они безоговорочно принимают  его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые  взрослый дает личностным качествам  ребенка и его успехам в  различных видах деятельности.

Основными факторами, влияющими  на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные  воздействия учителя, родителей  и их отношение к учебной деятельности.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим  влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель  начальных классов должен знать  психологические особенности младших  школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном  процессе.

 

1.3 Особенности  самооценки у подростков

 

Развитие самосознания и  его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка  целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально  все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность  и прочие.

Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам  взрослых, для него становятся важными  и оценки его сверстников, и собственные  представления об идеале. Установлено, у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. Самооценка подростка зачастую нестабильна  и не дифференцирована. В различные  возрастные периоды подростки оценивают  себя по-разному. Так, для младшего подросткого  возраста (особенно ярко это проявляется  у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает  себя приблизительно третья часть детей  этого возраста). Но уже к 13 годам  наблюдается положительная динамика в самовосприятии.

Еще очень незрелые попытки  анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязанности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к  качествам своей личности, потребность  сравнивать себя с другими, оценивать  себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой  возникают конфликты, порождаемые  противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным  положением в коллективе.

С помощью самооценки происходит регулирование поведения личности. Завышенная самооценка, склонность переоценивать  себя может привести к конфликтам с окружающими. Она порождает  такие качества, как обидчивость, подозрительность и даже агрессивность. Заниженная самооценка личности, напротив, может сформировать чувство неуверенности, тревожности, привести к безынициативности. Для развития подростка недостаточно самооценки. Ему необходимо ее соотнесение  с оценкой, которую он заслужил среди  друзей, учителей, родителей и др.

Часто самооценка оказывается  у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как  личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить  в свое сознание. Но эта подсознательная  неуверенность дает о себе знать  в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток  сам не понимает, но они находят  свое выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими  взрослыми.

Завышенная самооценка подростка  характеризуется переоценкой своих  данных, эгоистичностью, чувством превосходства, пренебрежение мнением других.

Правильная (адекватная) самооценка характеризует знание себя, правильное отношение к другим.

Заниженная самооценка –  недооценка своих возможностей, неуверенность, чувство тревоги.

Самооценка подростка  во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к  нему, выражают свое одобрение, подросток  утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных  достижений и успехов, похвал взрослых.

Подростки с низкой самооценкой  застенчивы и чрезмерно уязвимы. Обнаружено, что низкая самооценка способствует расстройствам аппетита, состоянию подавленности, формированию вредных для здоровья привычек. Когда  над подростком смеются, в чем-либо обвиняют, когда у других людей  складывается о нем плохое мнение, он глубоко страдает. Чем более  он уязвим, тем выше уровень его  тревожности.

В результате, такие подростки  стесняются, испытывают чувство неловкости в обществе и всеми силами стараются  не оконфузиться. Они стремятся быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в  лидеры, они редко участвуют в  школьной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и  не высказывают своего мнения по волнующим  их вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство  одиночества. Застенчивые люди в  обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку  они хотят нравиться другим, на

Страницы: 1 2

Похожие рефераты:

Исследование  взаимосвязи коммуникативных особенностей и типов темперамента ...

Психологические особенности  подросткового возраста, характеристика процесса общения и феномена темперамента. Исследование предположения о том, что коммуникативные особенности  более выражены у сангвиников  и холериков, чем у флегматиков  и меланхоликов.

Влияние стиля  педагогической деятельности на проявление дезадаптации школьн ...

Понятие и свойства школьной дезадаптации, факторы, влияющие на ее развитие у ребенка. Классификация  и разновидности данного явления. Стили педагогической деятельности в современной школе, определение  взаимосвязи между ним и школьной дезадаптацией.

Влияние мультфильмов на культуру речи школьников младших  классов

Дети и телевидение. Приоритеты в просмотре мультфильмов. Воздействие  мультфильмов на психологию школьников. Анализ эмоционального состояния детей  младшего школьного возраста. Пути устранения вредного воздействия телевидения  на психологию детей.

Глубинно-психологическое  исследование девиантного поведения  подростков

Теоретико-методологический анализ девиантного поведения в  отечественной и зарубежной литературе. Отечественная психология о причинах возникновения девиантного поведения. Девиантное поведение с точки  зрения ортодоксального психоанализа.

Развитие  психических познавательных процессов  школьников в ходе обучения в ...

Основные характеристики психических познавательных процессов  в младшем школьном возрасте, психолого-педагогические условия, влияющие на их развитие. Методика использования психологических  упражнений в игровой форме для  учащихся в период обучения.

Конфликты родителей  и подростков: причины, содержание, функции

Понятие конфликта, его позитивные функции и типы. Психологические  факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. Характеристика особенностей и причин конфликтов подростков с родителями, их роль для развития личности. Стили отношений в семье.

Теоретический анализ психологических особенностей манипулятивной установки ...

Теоретические основы исследования манипулятивной установки в профессиональной деятельности менеджера. Социальные и  культурные предпосылки манипуляции, ее деструктивное влияние на личность. Характеристика уловок в общении  и правила их нейтрализации.

Возможности экзистенциальной терапии «трудных»  подростков

Подростковый возраст  – это возраст самых больших  неопределенностей. Подростка можно  описывать долгим перечислением, начинающимся словами "уже не..." и "в тоже время еще не...".

Выявление психологических  механизмов агрессии в поведении  подростков и усло ...

Подросток как личность: черты  характера, имеющие отношение к  насилию. Особенности родительских наказаний. Методы диагностики агрессивных  проявлений у подростков. Организация  общения с агрессивными подростками. Предотвращение агрессивного поведения.

Субъективное  ощущение одиночества во взаимосвязи  с социометрическим статусо ...

Проблема девиантности в  социально-психологической литературе. Девиантные явления в жизни подростка. Теория аномии, культурного переноса, конфликта и стигматизации. Одиночество  как социально-психологическое явление. Понятие социометрического статуса.

Анализ развития толерантности посредством сказкотерапии  у детей младшего шк ...

Теоретические основы явления  толерантности. Понятие, сущность и  особенности сказкотерапии как  средства развития толерантности. Анализ и оценка уровня толерантности у  детей младшего школьного возраста (на базе детского оздоровительного лагеря "Мечта").

Психологический анализ трудностей в деятельности и  общении школьников при п ...

Психологические трудности  в деятельности и обучении школьников при переходе из начальной школы  в основную и среднюю. Особенности  психики младших подростков. Диагностическое  исследование и проблемы готовности учащихся к переводу в старшие  классы.

Генетический  анализ свойств темперамента

Темперамент - одна из основных проблем психологии и психофизиологии. Раскрытие генетических основ темперамента. Развитие психогенетики, изучение генетических свойств темперамента личности. Динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения.

Проблемы  взаимоотношений полов и детства. Сравнительный анализ китайской  и ...

Проблемы взаимоотношений  полов и детства: взаимоотношения  между ребенком и его родителями в зависимости от типа общества, в котором развивается ребенок. Сравнительный анализ китайской  и японской культур: особенности, сходства, отличия, контрасты.

Многофакторный  анализ интеллектуальных способностей

Многогранность интеллекта - это одна из причин, по которым теоретики  затрудняются определить это явление. Факторный анализ. Экспериментальная  парадигма.

Особенности учебных интересов младших школьников

Включение ребенка в учебную  деятельность как важное условие  развития познавательной потребности. Роль диалога в учебной деятельности и его влияние на развитие интересов  как фактор формирования способностей. Развитие познавательной потребности  с возрастом.

Сравнительный анализ методологических оснований  вариантов экзистенциального ...

Знакомство с фундаментальной  онтологией М.Хайдеггера в значительной мере изменило научные взгляды и  взгляды на психиатрическую и  психотерапевтическую практику.

Соотношение самооценки и уровня притязаний подростков

Особенности личности подростка, основные этапы ее формирования и  роль эмоций в данном процессе. Понятие  самооценки в современной психологии. Уровень притязаний как характеристика личности. Изучение соотношений самооценки и уровня притязаний подростков.

Сравнительный анализ концепций психологического консультирования

Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям. Сравнительный анализ концепций  психологического консультирования. История  создания практики профессиональной специализации  психологов в США ХХ века.

Самоопределение школьников и студентов

Особенности профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных  учебных заведений с разным уровнем  социально-психологической адаптацией. Исследование эмоциональной устойчивости у учащихся профессиональных лицеев. Критерии субъектности студента.

них легче оказывать влияние  и управлять ими, они позволяют  другим принимать за себя решения.

Нет сомнения, что образ  жизни и воспитание накладывают  свой отпечаток на особенности личности человека. Следует также отметить, что, чем старше ребенок, тем больше сказывается на нем результаты его  индивидуального опыта. Нет и  не может быть ни одного подростка, который бы не отличался от другого; личность каждого из них уникальна  и неповторима. Исследования показали, что общими для всех подростков, независимо от различий в их социализации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребности  понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности  определяет целый “букет” психологических  особенностей, специфических для  подросткового кризиса.

Информация о работе Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков