Средства обучения истории в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Понятие "средство обучения" используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В., Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И. Исследователи делят средства обучения на материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде Занкова. Л.В. "Дидактика и жизнь", что учителя недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.

Содержание работы

Введение
1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения
2. Характеристика средств обучения истории в современной школе
3. Концептуальные модели обучения истории в школе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Средства обучения истории в современной школе.docx

— 44.73 Кб (Скачать файл)

Средства обучения истории  в современной школе

 

Безуглова Анна Александровна

 

Научный руководитель: Доцент Станкевич В.А.

 

Липецк 2013

 

 

Содержание

 

    Введение

    1. Средства обучения, как важный компонент процесса  обучения

    2. Характеристика  средств обучения истории в  современной школе

    3. Концептуальные  модели обучения истории в  школе

    Заключение

    Список литературы

 

 

Введение

Понятие "средство обучения" используется в дидактике для  обозначения одного из компонентов  процесса обучения на ряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В., Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И. Исследователи делят средства обучения на материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде Занкова. Л.В. "Дидактика и жизнь", что учителя недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.

Под учебными комплексами  обычно понимают учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним относятся: учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения); методическая литература (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборники заданий и задач); научная, научно-популярная и художественная литература (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения); наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые). Методические пособия могут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся. Как правило, в пособиях дается система работы над умениями различного вида, над понятиями и т.д. Покурсовые пособия необходимы учителям для сокращения времени подготовки к урокам, что особенно важно при высокой недельной нагрузке. Кроме того, такие пособия крайне важны для начинающих учителей.

Цель данной работы: изучить  средства обучения истории в современной  школе.

Задачи исследования:

- изучить средства обучения, как важный компонент процесса  обучения;

- дать характеристику  средств обучения истории в  современной школе;

- рассмотреть концептуальные  модели обучения истории в  школе.

 

1. Средства обучения, как  важный компонент процесса обучения

Процесс обучения - сложное  единство деятельности учителя и  деятельности учащихся, направленных к общей цели - вооружению обучающихся  знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.

По утверждению Лихачева Б. педагогический процесс реально  существует, как научно обоснованная, развивающая и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов динамику возрастного  изменения детей. Структура педагогического  процесса образуется из органически  связанных элементов:

- системообразующим звеном  педагогического процесса является  целенаправленная педагогическая  деятельность, ее носитель педагог,  он определяет цели;

- полноправным элементом  педагогического процесса является  ребенок.

Изменяющимся элементом  педагогического процесса является его содержание.

Содержание педагогического  процесса тщательно подбирается, подвергается педагогическому анализу; обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, структурируется, приводится в соответствии с возрастными возможностями  детей. В содержание педагогического  процесса входят основы человеческого  опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческого  опыта является для педагогики одним  из основных и определяющих. Конкретно  оно раскрывается через понятие; основы наук, общественные отношения, культура, технология производства, труд, физическая культура. Благодаря содержанию идеологического процесса у детей  осуществляется социализация, формируется  отношение к миру, мировоззрение, формируются основные мотивы, стимулы  и формы поведения. Содержание педагогического  процесса формирует духовные потребности  и ценные ориентации ребёнка, вооружает  его знаниями, способами познания и преобразования мира раскрывает ему  пути и формы удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Вторым изменяющимся структурным  компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс (формы, методы, средства обучения). Педагогический процесс всегда строится как целесообразная, управляемая  система отношений, взаимодействий взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система  способна функционировать при условии  регулярного обмена информации, Управленческая система педагогического процесса органически связанна со всеми его  компонентами. Она включает в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы  и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.

Следующим элементом педагогического  процесса является педагогическая диагностика. Педагогические способы и приёмы диагностики получения обратной информации, используются в целях  изучения эффективности педагогического  процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе самого педагога. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей, плоды самостоятельной работы.

Четвёртым элементом являются критерии эффективности педагогического  процесса установленных педагогикой и психологией. В их состав входят оценки знаний, умений, навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к учёбе, труду, обществу, людям, друг к другу.

Пятым структурным элементом  педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой.

Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогический процесс, обособляясь в специальную  целенаправленную систему, не изолируется  от жизни. Его цель - в организации  отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению  своих влияний, педагогизация общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудового коллектива, неформальных объединений.

Средство обучения - это  идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.

Идеальные средства обучения - это те усвоенные ране знания и  умения, которые используют учителя  и учащиеся для усвоения новых  знаний.

Материальные средства обучения - это физические объекты, которые  используют учитель и ученик для  детализированного обучения.

Пидкасистый П.И., опираясь на исследования Выготского Л.С., Ильину Т.А., Габай Т.В., классифицирует объекты, выполняющие функцию средств обучения, по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения количество ошибок при решении задач).

По субъекту деятельности средства обучения можно условно  разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для  объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения - учащиеся для его усвоения. В то же время  часть средств обучения может  быть и тем и другим, в зависимости  от этапа обучения, средства преподавания имеют существенное значение для  реализации информационной и управляющей  функций учителя. Они помогают возбудить  и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его наиболее доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют  самостоятельную работу и позволяют  вести её в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления  и средства контроля.

Интенсивность умственного  развития зависит от того, даются ли средства обучения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с учителем. Изготовление средств даёт большой развивающий  эффект и более высокое качество знаний учащихся, нежели их ординарное использование по образцу, данному  преподавателем. Это объясняется  тем, что разработка новых средств  обучения, как и усовершенствование основных, предполагает изменение познавательных знаний и инструкций, использование  новых видов тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся, расширения их кругозора и способностей.

Пидкасистый П.И. разделяет средства обучения на материальные и идеальные.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты  и т.п.)

2. Печатные пособия (картины,  плакаты, графики, таблицы, учебники  и т.п.)

3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды  и т.п.)

Печатные издания широко используются в практике обучения.

Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются в типографии или выполняются  учителем совместно с учащимися. Их целесообразно применять как  дополнительное средство наряду с натуральными предметами и их моделями.

Материальные средства, необходимые  для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета.

Технические средства обучения - совокупность технических устройств  с дидактическим обеспечением, применяемых  в учебно-воспитательном процессе для  предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО  объединяют два понятия: технические  устройства (аппаратура) и дидактические  средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств  воспроизводятся.

В англоязычных источниках ТСО  называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким - носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы.

Классифицировать технические  средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных  задач);

2) принципу устройства  и работы;

3) роду обучения;

4) логике работы;

5) характеру воздействия  на органы чувств;

6) характеру предъявления  информации.

По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические  средства передачи учебной информации, контроля знаний тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме  того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения - комбинированные.

 

средство обучение школа  история

 

Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т.п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

 

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические  устройства и комплексы, позволяющие  по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень  усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации  устройств типа "АМК-2", так и  новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

 

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.

 

Тренажерные технические  средства - специализированные учебно-тренировочные  устройства, которые предназначены  для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Информация о работе Средства обучения истории в современной школе