Средства обучения истории в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Понятие "средство обучения" используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В., Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И. Исследователи делят средства обучения на материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде Занкова. Л.В. "Дидактика и жизнь", что учителя недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.

Содержание работы

Введение
1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения
2. Характеристика средств обучения истории в современной школе
3. Концептуальные модели обучения истории в школе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Средства обучения истории в современной школе.docx

— 44.73 Кб (Скачать файл)

 

 

Эпизод

 

 

Система

 

 

Метод

 

 

II Задачи

 

 

Элементы знаний

 

 

Систематизация знаний

 

 

Предмет и метод науки

 

 

III Содержание

 

 

Типические эпизод

 

 

Систематизированные знания

 

 

Развитие предмета и метода науки

 

(историография)

 

 

IV Средства

 

 

Методика

 

эпизодического курса

 

 

Методика

 

систематического

 

курса

 

 

Методика научного курса

 

 

V Формы

 

 

Игра-урок

 

 

Урок-творчество

 

 

Творчество-исследование

 

 

VI Метод

 

 

Репродуктивный

 

 

Проблемный

 

 

Исследовательский

 

 

В современной методике обучения истории прослеживаются тенденции  смешения трех этих курсов, которые  порождают различные психологические  и педагогические проблемы: пропедевтический курс преждевременно превращается в  систематический и тем самым  вырождается в механическое преподавание, или отрывается от систематического курса и вырождается в забаву, в развлечение; систематический курс преждевременно превращается в научный и вырождается в научную забаву, дилетантизм или отрывается от научного курса и вырождается в псевдонаучное механическое занятие. Не претендуя на полное решение указанных проблем, многоконцептуальная модель обучения истории в X-XI классах предлагает сочетание систематического и научного курсов, предотвращающая вырождение систематического курса в дилетантизм или механизм. Опыт многоконцептуальной модели в старших классах может быть использован как логический и методический принцип при создании пропедевтического курса;

 

Во-вторых, проблема взаимосвязи  двух концентров исторического образования  остается не в полной мере решенной с 1965 года, когда было прекращена неудавшаяся попытка перехода на концентрическую систему исторического образования по социально-педагогическим и методическим причинам, к числу которых следует отнести проблему линий усложнения содержания исторического материала в обоих концентрах. Многоконцептуальная модель исторического образования предлагает путь решения этой проблемы через курс введения в логику научного исследования в старших классах:

 

В-третьих, проблема соотношения  федерального, регионального и школьного  компонентов исторического образования  остается не решенной в полной мере не только по материально-техническим, организационно-педагогическим, но и  по дидактико-методическим причинам, а  именно: содержательные, технологические, психологические основы соотношения  указанных компонентов. Многоконцептуальная модель методики обучения истории, основываясь на строгом разделении трех ступеней обучения по целям, задачам, содержанию, средствам, формам и методам обучения, предлагает конкретный путь определения указанного соотношения в X-XI классах, учитывая проблему профессиональной ориентации учащихся на этой ступени обучения, основываясь на оптимальном сочетании методов исторического познания.

 

Модель методики многоконцептуального подхода к изучению истории в X-XI классах. Цель модели: теоретическое осмысление и практические рекомендации по разработке, использованию, совершенствованию методики многоконцептуального подхода к изучению истории в X-XI классах средней школы, сочетающий систематический и научный курсы. Задачи модели [11, c.45]:

 

1. создание теоретической  и практической модели обучения  истории учащихся X-XI классов на  основе систематизированных знаний  по курсу "История России  с древнейших времен до наших  дней" в сочетании с элементами  научного курса в виде многоконцептуального подхода к изучению истории.

 

2. создание теоретической  и практической модели развития  учащихся при обучении истории по методике многоконцептуального подхода на основе проблемного изучения курса "История России с древнейших времен до наших дней" в сочетании с элементами исследовательского метода, представленного в многоконцептуальном подходе изучения истории в современных условиях.

 

3. создание теоретической  и практической модели воспитания  учащихся X-XI классов на основе  системы ценностей, изучаемых  и развиваемых ими через интеграцию  личностных (субъективированных) и  научных (объективированных) ценностных  ориентиров, представленных в многоконцептуальном подходе к изучению, развитию и воспитанию учащихся в курсе истории X-XI классов.

 

Заключение

На основании данной работы мы можем сделать вывод о необходимости  оптимального использования средств  обучения на уроках истории, что в  свою очередь приводит к следующим  результатам:

- помогает сделать процесс  обучения более мотивированным и целеустремленным;

- дает возможность организации  самоконтроля индивидуальной успеваемости  учащихся;

- использование различных  наглядных средств позволяет  увеличить эффективность и качество  усвоения учащимися учебного  материала;

- помогает включать дополнительные  резервы и методические приемы  для улучшения результатов учебной  деятельности;

- раскрывает методику  эффективной работы со средствами  наглядного обучения;

- проанализированный опыт  преподавания истории показывает, что использование наглядных  пособий значительно экономит  время подачи нового и закрепления  пройденного материала;

- обладая значительной  силой эмоционального воздействия,  наглядные пособия (картины, иллюстрации  и макеты) имеют большое воспитательное  значение в преподавании истории;

- ознакомление с вещественными  памятниками и применение наглядностей  на уроках истории пробуждают  у детей интерес к изучению  прошлого, к истории, как науке,  активизируют их мыслительную  деятельность, внимание и творческое  воображение.

Исходя из результатов  проведенного исследования, можно с  уверенностью отметить, что использование  средств обучения дает гораздо более  высокий результат, нежели проведение обычного, "стандартного" урока  по аналогичной теме. Использование  наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и а визуальном формате, что в разы увеличивает  методическую значимость проведенного урока.

Необходимость применения компьютерных технологий в качестве наглядности  на уроках истории, обоснована нами как  результат технического прогресса, имеющего немалое влияние на образовательный  процесс. Использование компьютерных карт, учебников, поисковых систем в  рамках работы на уроке истории, усиливает  не только необходимый методический аспект, но также создает комфортные условия для обучения истории.

 

Список литературы

 

1. Актуальные вопросы методики  обучения истории в средней  школе / Под ред. А.Г. Колоскова. - М.: Педагогика, 1984. - 250 с.

 

2. Вагин A.A. Методика преподавания  истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1968. - 240 с.

 

3. Вагин A.A. Художественная  литература в преподавании новой  истории. - М.: Просвещение, 1978. - 302 с.

 

4. Вяземский Е.Е., Стрелова  О.Ю. Методические рекомендации  учителю истории. Основы профессионального  мастерства. М., 2001. - с.165.

 

5. Гора П.В. Методические  приемы и средства наглядного  обучения. - М., 1971. - 214 с.

 

6. Данилов М.А. Процесс  обучения/Основы дидактики / Ред.  Занков Б.П. - М., 1967. - 318 с.

 

7. Зимняя И.А. Педагогическая  психология. - М.: Республика, 1994. - 230.

 

8. Знаков Л.В. Избранные  педагогические труды. Т.3 - М. - СПб., 1987. - с. 260.

 

9. Коменский Я.А. Избранные  педагогические сочинения. Т.2 - М., 1982. - с. 470.

 

10. Короткова М.В. Методика  проведения игр и дискуссий  на уроках истории. М., 2003. - с. 260.

 

11. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - М.: Евразия, 1997. - с. 225.

 

12. Методика обучения истории  в средней школе. Ч. II / Под ред.  Н.Г. Дайри. - М.: Просвещение, 1978. - с. 160.

 

13. Методическое пособие  по истории: 8 класс. Под ред.А. Преображенского. - М.: Просвещение, 1989. - с.240.

 

14. Мурзаев B. C. Рисунки на классной доске в преподавании истории. - М., 1946. - с.180.

 

15. Петрова Л.В. Нетрадиционные  формы истории в V-VI классах. // Преподавание 29. истории в школе.  №4, 1987.

 

16. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. - с.210.

 

17. Ушинский К.Д. Собрание  сочинений. Т.10 - М. - Л.: АПН РСФСР, 1950. - с.390.

 

18. Ушинский К.Д. Собрание  сочинений. Т.6 - М. - Л.: АПН РСФСР, 1950. - с.420.

 

19. Ушинский К.Д. Собрание  сочинений. Т.8 - М. - Л.: АПН РСФСР, 1950. - с.450.

 

20. Философский словарь / Ред. Фролов И.Т. - М., 1987. - 322 с.

 

21. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Градарики, 2005. - 424 с.

 

22. Черникова Т.В. История  России IX-XVII вв. Рабочая тетрадь. - М., 1997.


Информация о работе Средства обучения истории в современной школе