Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 13:25, курсовая работа
Понятие "средство обучения" используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В., Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И. Исследователи делят средства обучения на материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде Занкова. Л.В. "Дидактика и жизнь", что учителя недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.
Введение
1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения
2. Характеристика средств обучения истории в современной школе
3. Концептуальные модели обучения истории в школе
Заключение
Список литературы
Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т.п.
К комбинированным техническим
средствам (универсальным), выполняющим
несколько функций, относятся лингафонные
устройства, замкнутые учебные
По принципу устройства и работы ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.
По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.
По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т.е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от. качества и объема обратной связи.
По характеру воздействия
на органы чувств выделяют визуальные,
аудиосредства и
По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.
К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.
Функциональные - способность
аппаратуры обеспечивать необходимые
режимы работы (громкость и качество
звучания; вместимость кассет аудиовизуальных
средств, достаточная для проведения
занятия с минимумом
Педагогические - соответствие
возможностей технического средства тем
формам и методам учебно-
Эргономические - удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.
Эстетические - гармония формы
(наглядное выражение
Экономические - относительно
невысокая стоимость при
Функции ТСО в учебно-воспитательном процессе многообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи тому или иному ТСО в полном объеме.
Первая из функций ТСО - коммуникативная, функция передачи информации.
Вторая - управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.
Третья - кумулятивная, т.е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Это осуществляется через комплектование и создание фоно - и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.
Четвертая - научно-исследовательская
функция, связана с преобразованием
получаемой с помощью ТСО информации
учащимися с исследовательской
целью и с поиском вариантов
использования технических
2. Характеристика средств
обучения истории в
Принцип наглядности обучения
- это ориентация на использование
в процессе обучения разнообразных
средств наглядного представления
соответствующей учебной
В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) их изображения и модели. Из-за множества видов наглядных средств обучения появилась потребность их классификации. Одна из распространённых классификаций использующейся методистами - это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы.
1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают:
- работа с мелом и доской;
- репродукции картин;
- фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
- учебные картины - специально
созданные художниками или
- рисунки и аппликации;
- видеофрагменты;
- аудиофрагменты;
- видеофильмы (в т. ч. аудио и видеосюжеты).
Условно-графическая
- таблицы;
- схемы;
- блок-схемы
- диаграммы;
- графики;
- карты;
- картосхемы;
- планшеты.
Предметная наглядность, которая включает:
- музейные экспонаты;
- макеты;
- модели.
Такая классификация является наиболее оптимальной для использования наглядностей на уроках.
Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственно наблюдению и модели изучаемых объектов и явлений.
Знаток мелового рисунка B. C. Мурзаев был преподавателем истории и рисования. В своей книге "Рисунки на классной доске в преподавании истории", ставшей библиографической редкостью, он писал: "В этом маленьком и скромном кусочке белого мела, который учитель беспомощно держит в своей руке, таятся большие и неожиданные возможности" [18, с.10].
Меловой рисунок вошел в методический арсенал учителя истории, благодаря доходчивости, быстроте, большой экономии времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем, меловой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения. Благодаря этому значительно облегчается процесс восприятия материала. Поскольку меловой чертеж или рисунок развивается на глазах учащихся, то содержит огромные возможности для активизации внимания.
Рисунок учителя на доске обычно служит примером для подражания, дети производят вместо записей эскизные зарисовки в своих тетрадях. Эта работа учит распределять внимание, переключать его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному запоминанию материала.
Меловой чертеж эффективен для показа динамики исторического явления или события - его возникновения, изменения и развития. Меловой рисунок позволяет выделить стадии этого развития. Применяется он и тогда, когда необходимо вычленить те или иные элементы или детали из сложного комплекса или изображения. Таким образом, он помогает раскрытию сущности сложных исторических явлений, выявлению и фиксации основной идеи излагаемого материала [17, с.187].
Эскизный рисунок B. C. Мурзаев предлагал применять в следующих случаях. Во-первых, для воссоздания образов природы той или иной страны, так называемые "меловые пейзажи". Во-вторых, делать рисунки-изображения, которые воспроизводят орудия труда, предметы быта, здания, постройки, оружие и др. Применять такие рисунки следует в тех случаях, когда учитель хочет подчеркнуть детали, выявить их устройство, показать художественную ценность, выделить различие в предметах и создать представления об их типичности [18, с.45].
Педагогический рисунок связан со схемами, потому что в самой его сути заложена схематичность. Под схемами обычно понимается чертеж, отражающий существенные признаки исторических явлений, их связи и отношения, устройства различных материальных объектов, взаимодействие их деталей, размещение предметов и людей на местности.
П.В. Гора выделял следующие типы схем:
- Технические схемы,
- Локальные схемы, показывающие перемещение на местности.
- Схематические планы
- статичное расположение
- Логические схемы, помогающие
выявлять причинно-
- Графики и диаграммы,
отражающие количественное и
качественное соотношение
Представить местность и
изучить природные условия с
целью более глубокого
Однако таких схем-рисунков
бывает недостаточно, чтобы графически
продемонстрировать ту или иную мысль.
Скажем, меловые рисунки
Меловые рисунки целесообразно
применять и при изучении социально-экономических
и культурных явлений. На уроке, посвященном
возникновению феодального
Классическими меловыми рисунками стали изображения орудий труда. Работа с меловыми рисунками сопровождается вопросами для беседы:
В чем отличие в устройстве этих орудий труда?
Какое из них в техническом отношении более совершенное и почему?
Что такое лемех, отрез, отвал?
Как они применялись при возделывании земли, и какую роль при этом играли?
В процессе беседы учитель может отметить, что соха-косуля переворачивала пласт, запахивая навоз. Пласты земли разрезает отрез - нож, который устанавливается на нужную глубину. Лемех режет пласты земли в горизонтальном направлении, отвал переворачивает и взрыхляет пласты.
Оригинальные меловые схемы и рисунки целесообразно применять при изучении торговли. Они сочетают в себе сущностные знания о предметах торговли, а также местоположение торгующих объектов по отношению друг к другу. Например, демонстрируя вместе с картой меловой рисунок "Торговый путь по Днепру", учитель отмечает выгодность торговых путей через земли Киевской Руси, вдоль русла Днепра. Подобные схемы можно демонстрировать и при изучении других стран - Древней Греции, Рима, Древнего Египта.
Применение рисунков в разрезе и меловых планов возможно и при изучении истории культуры. Например, церковные и светские сооружения ХVІІІ в. в стиле барокко помогает удовлетворить естественное любопытство детей об их внешнем и внутреннем устройстве, схематические рисунки колонн демонстрируют различие архитектурных стилей. Схематические планы позволяют вскрыть функциональное значение того или иного архитектурного памятника. Сочетание разреза и плана православного храма позволяет школьнику получить целостное впечатление о нем.
Таким образом, меловые схемы
и рисунки - неисчерпаемый кладезь
творчества современного учителя. Рисование
на доске хотя и является трудоемким
для учителя средством
Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они "запирают" информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.
Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Таблица - это графическое
изображение исторического
Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.
Логические схемы. Обычно
они применяются при изучении
причин и последствий событий
и явлений, помогают выявить причинно-следственные
связи. Они достаточно просты в исполнении
учениками, так как основаны на последовательном
соединении квадратов, в которых
фиксируются причины и
Информация о работе Средства обучения истории в современной школе