Становление дошкольной педагогики, как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 14:39, лекция

Описание работы

1. Становлении и развитии дошкольной педагогики в трудах зарубежных педагогов – классиков
2. Направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.

Файлы: 1 файл

Становление дошкольной педагогики.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Мировоззрение Песталоцци носило демократический  характер, но было исторически ограниченным. Песталоцци мечтал о возрождении  своего народа, верил в возможность  изменить жизнь тружеников путем  их просвещения и воспитания. Он не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в современном ему обществе является результатом существующих общественных отношений, видел источник народных бедствий не в экономических условиях, а в отсутствии просвещения.

Утверждая, что  воспитание, и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно добиться только в процессе воспитания.

Важнейшим средством  воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который  развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.

Песталоцци развивал идею саморазвитии сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как полагал Песталоцци от рождения самим творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться.

Центром всего  воспитания является формирование нравственности человека; «деятельная любовь к людям»—  вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Эта «деятельная любовь к людям» обусловливается и «естественной религией». К официальной религии и ее служителям Песталоцци относился отрицательно.

Познание, утверждал  Песталоцци, начинается с чувственного восприятия и восходит путем переработки  представлений к идеям, которые  существуют в сознании человека как образующие силы, но для своего выявления и оживления нуждаются в материале, доставляемом ощущениями.

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные  силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Воздействие воспитателя  на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, а направлять это развитием по правильному  пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону.

Основной принцип  воспитания, как понимает его Песталоцци — это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так  как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которые требуется от него как члена общества.

Песталоцци не идеализировал, как Руссо, детскую  природу. Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание.

Важнейшей основойобучения по Песталоцци, является наглядность. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.

Песталоцци был  знаком только с некоторыми учебными книгами Коменского, но не с его педагогической системой в целом. Это дало ему право утверждать: «Когда я в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же собственно я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой познания». Песталоцци дал более глубокое психологическое обоснование наглядности, чем это было у Коменского.

Песталоцци строил весь процесс обучения путем - постепенного и последовательного перехода от части к целому. Такой путь обучения он пытался сделать универсальным, что является неправильным: в обучении может иметь место переход как от части к целому, так и от целого к части.

Обучение должно идти, по его мнению, в строгой  последовательности. Нельзя лишать ребенка того, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему и то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические навыки. Овладение знаниями без умения пользоваться ими является, по учению Песталоцци, большим пороком.

Песталоцци был  выдающимся теоретиком и практиком  педагогики. Он самоотверженно отдал  все силы делу воспитания детей. Его  несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребенка и  указал на необходимостьпланомерно осуществлять это воспитание в семье и школе. [5; с.67, 69-70].

Ф.В. Фребель. Фридрих Вильгельм Август (1782-1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, последователь Песталоцци.

На формирование педагогических взглядов Фребеля оказали влияние идеи немецкой классической философии и национально-освободительного движения в Германии начала XIX в. Фребель опирался на свою личную практику воспитательно–образовательной работы.[11; с.611].

Фридрих Фребель  в своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: Во всём присутствует, действует и царит вечный закон... и во внешнем мире, в природе, и во внутренним мире, духе...» Назначение человека, по Фребелю, — включиться в осеняемый этим законом "божественный порядок", развивать "свою сущность" и "свое божественное начало". Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

В основном педагогическом сочинении Фребеля "Воспитание человека" (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути — творец. Воспитание должно выявить и развить в  человеке соответствующие творческие задатки. Фребель сформулировал  несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания. Фребель полагал, что ребенок в своем развитии творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

Центром педагогической системы Фребеля является теория игры.

По Фребелю, детская  игра - "зеркало жизни" и "свободное  проявление внутреннего мира". Игра — мостик от внутреннего мира к  природе. Природа представлялась Фребелю  в виде единой и многообразной  сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, - это средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром ребенка и внешним миром.[1; с.235-236].

Фребель создал оригинальную систему дошкольного  воспитания, получившую широкое распространение во второй половине XIX в. во многих государствах Европы и США. В 1837 году он открыл первое дошкольное учреждение, получившее в 1840 году поэтическое название «Kindergarten» (детский сад). Для пропаганды своих идей Фребель издавал «Sonntagsblatt» и составил несколько пособий. Педагогическая система Фребеля имеет ряд отрицательных черт: слишком большая регламентация деятельности ребёнка, ведущая воспитанию педантизма и подавлению детской самостоятельности, но были в ней и многие прогрессивные для своего времени элементы (выяснение роли игры в дошкольном воспитании, идея развития, разработка вопросов художественного воспитания детей), сыгравшее положительную роль в дальнейшем развитии теории и практики дошкольного воспитания.

М. Монтессори. Монтессори Мария (1870-1952) известный итальянский педагог и врач. Первоначально занималась вопросами воспитания умственно отсталых детей, разработала методы развития у них органов чувств. Позднее применила эти методы с соответствующими модификациями к нормальным детям. Первоначальному воспитанию и обучению нормальных детей посвятила затем всю свою деятельность. Для этого организовала в 1907 году «Casa dei Bambini» («Дом ребенка») — дошкольное учреждение в работе которого активное участие принимали родители. Основное внимание здесь уделялось развитию органов чувств. Найденные приемы воспитания были затем усовершенствованы на основе антропологии и педагогической экспериментальной психологии. Монтессори исходила из того, что ребенок как активное существо по природе своей способен к самостоятельному спонтанному развитию. Поэтому задача воспитателя заключается лишь в том, чтобы поставлять ребенку «пищу», которая ему необходима для саморазвития, т. е. создавать такую окружающую ребенка среду, которая стимулировала бы процесс самовоспитания. Взрослые же тормозят этот естественный процесс, воспитывая ребенка, т.е. навязывая ему свои вкусы, привычки и т. д. Задача воспитания поэтому должна заключаться в первую очередь во всемерном развитии инициативы и самостоятельности ребенка. Пути к этому могут быть найдены лишь в педагогическом эксперименте и наблюдениях за «чувственным» периодом раннего детства, когда психика ребенка якобы еще меньше всего модифицирована вмешательством взрослых.

В целом взгляды  Монтессори — разновидность идеи свободнго воспитания. Они оказали значительное влияние на развитие педагогической теории и практики, способствовали борьбе против гербартианства, против муштры и догматизма в практике обучения. Монтессори имела последователей во многих странах мира, в том числе и в России.[10; с.705-706].

К.Д. Ушинский. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он — «учитель русских учителей» — разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.

Ушинский подошел  к разработке теории педагогики кик  широкий мыслитель, вооруженный  глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Он указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Отвергая умозрительное, кабинетное построение педагогической теории, Ушинский предостерегал также против эмпиризма в педагогике, справедливо указывая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, методе воспитательной работы. Он требовал единства теории и практики воспитания.

Родной язык, как указывал Ушинский,— это не только лучший выразитель духовных свойств  народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Воспитание по мнению Ушинского, должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

 

Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к  родине занимает в системе нравственного  воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы — народностью. Любовь к родине, писал Ушинский наиболее сильное чувство человека.

Нравственное  воспитание должно развить в детях  уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение  к ним.

Протестуя против слепой, палочной дисциплины, Ушинский писал: «В старой школе дисциплина была основана на самом противоестественном начале — на страхе к учителю, раздающему награды и наказания. Этот страх принуждал детей не только к несвойственному, но и вредному для них положению: к неподвижности, к классной скуке и лицемерию». Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности.

Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки.

Если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный  элемент, то затем он отводил в  нравственном воспитании главное место гражданским задачам — подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

Средствами нравственного  воспитания, по Ушинскому, являются: 1) обучение (в этом отношении замечательны его учебные книги, в которых умело сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся); 2) личный пример учителя (по его образному выражению, «это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»); 3) убеждение, которому он придавал очень большое значение; 4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт).

К.Д. Ушинский совершенно правильно  считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий  его воспитания и обучения. В своих  психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный процесс. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное. Взгляды его на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде.

Ушинский считал, что необходимым  условием правильного развития человека является труд. В обширной статье «Труд  в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что труд являемся главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения.

По словам Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для  счастья, а приготовлять к труду  жизни». Воспитание должно развить  в человеке любовь и привычку к  труду.

Информация о работе Становление дошкольной педагогики, как науки