Становление дошкольной педагогики, как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 14:39, лекция

Описание работы

1. Становлении и развитии дошкольной педагогики в трудах зарубежных педагогов – классиков
2. Направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.

Файлы: 1 файл

Становление дошкольной педагогики.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

В Академии медицинских  паук СССР под руководством проф. Н. М. Щелованова велась интенсивная разработка проблем воспитания детей раннего  возраста.

Результаты проведенных  исследований и передовая педагогическая практика изменили ранее существовавшее представление о том, что дети до двух - трехлетнего возраста нуждаются главным образом только в уходе, в определенных санитарно-гигиенических условиях жизни (воздух, свет, чистота и т. д.). Оказалось, что всего этого недостаточно для полноценного нервно-психического развития. Дети развиваются лишь при активном их воспитании и обучении, когда обеспечено общение их со взрослыми, проводятся специальные занятия по развитию движений, сенсорики, эмоциональные игры и т. д. Эти исследования (Н. М. Аксариной, Е. Г. Бибановой, М. Ю. Кистяковской, Г. М. Ляминой) имеют важное значение, так как в зарубежной педагогике до сих пор широко распространена опровергнутая советскими учеными точка зрения, что детям для их развития необходим лишь нормальный уход, что систематическое воспитание не обязательно.

Позднее, в 1961 г., проблемы воспитания и обучения детей  этого возраста начали интенсивно разрабатываться  в системе АПН РСФСР (Е. П. Радиной  и др.). Новым явилось усиление дидактических компонентов и  играх и занятиях и целях наиболее аффективного умственного, речевого и художественного развития детей.

Рост сети дошкольных учреждений, развитие интереса широких  кругов населения к проблемам  дошкольного воспитания остро поставили  проблемы дальнейшего развития педагогических и психологических исследований. К этому обязывало и принятое в мае 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста».

В ноябре 1960 г. по решению Совета Министров РСФСР  в системе Академии педагогических наук был создан Институт дошкольного  воспитания, в составе которого —  лаборатории воспитания детей раннего  возраста, воспитания детей дошкольного  возраста, экспериментальной дидактики, возрастной психофизиологии, эстетического воспитания, физического воспитания.

Создание такого института — единственного в  мире — важная веха в истории  развития советской дошкольной педагогики. Предстояло в первую очередь обобщить накопленный педагогический опыт, дать ему научное обоснование и дальнейшее развитие. Различные стороны воспитательного процесса нуждались в тщательном научном изучении и создании на этой основе новых эффективных путей и методов воспитания и обучения детей.

Переход к школьному обучению завершает дошкольный период развития ребенка. Подготовка к школе, изучение проблем, связанных с безболезненным переходом к школьному обучению, с тем чтобы обеспечить детям возможность успешного обучения,— одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольной педагогикой. С самого начала институт создавался как комплексное научное учреждение. В его состав вошли педагоги, психологи, физиологи, представители медицины.

Институт дошкольного  воспитания решал следующие задачи:

  1. Проведение разносторонних психолого-педагогических исследований, направленных на изучение условий и закономерностей воспитания и развития маленьких детей.
  2. Разработку новых, более эффективных программ и методик дошкольного воспитания.
  3. Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Являясь научным  центром всех дошкольных учреждений страны, Институт дошкольного воспитания осуществлял постоянную связь теории и практики. Так, все новые научные  достижения института находят свое практическое применение сначала в  экспериментальных, а затем и в государственных программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Особо следует  отметить координирующую роль института, которую он выполняет, объединяя, анализируя и оценивая всю научную работу по проблемам дошкольного детства  в стране.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» поставило перед учеными в области дошкольной педагогики задачу создать комплексную программу воспитательной работы с детьми от раннего возраста до поступления их в школу. С этой целью была создана объединенная комиссия Академии педагогических наук РСФСР и Академии медицинских наук СССР во главе с проф. А. П. Усовой (председатель) и проф. Н. М. Щеловановым (заместитель председателя).

Программа создавалась  на основе многолетних научных исследований и обобщения опыта воспитательной работы дошкольных учреждений. Она представляла собой первый в истории педагогики программно-методический документ, определяющий основное содержание и формы воспитания детей от младенчества до поступления в школу.

Подобные программы были подготовлены и изданы на Украине, в  Белоруссии, Казахстане, Латвии и др.

Внедрение программы, созданной  в 1962 г., в массовую практику общественного  дошкольного воспитания позволило  повысить уровень воспитательно-образовательной работы в детских садах, организовать более тесную связь и преемственность в воспитании детей раннего и дошкольного возраста, значительно улучшить подготовку детей к школе.

В лабораториях Института  дошкольного воспитания АПН СССР и в других научных учреждениях Советского Союза широко развернулась научно-исследовательская работа в области педагогики, психологии и физиологии дошкольного детства.

Так, в Институте дошкольного  воспитания проведены углубленные  исследования генезиса познавательной деятельности в раннем возрасте (А. М. Фонаревым и др.), закономерностей физического воспитания (М. Ю. Кистяковской), особенностей дошкольного обучения и его влияния на умственное развитие ребенка (Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым и др.), формирования нравственных представлений, чувств и привычек у детей (В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой), взаимоотношения обучения и самостоятельного художественного творчества в процессе эстетического воспитания дошкольника (Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской), детской игры и ее роли в нравственном и умственном воспитании ребенка (А. П. Усовой, Р. И. Жуковской). В 70-х гг. интенсивно разрабатываются проблемы трудового воспитания дошкольников, взаимосвязи самостоятельного детского труда и ознакомления ребенка с трудовой деятельностью советских людей (В. Г. Нечаевой, В. И. Логиновой, Р. С. Буре и др.).

Полученные в этих исследованиях  данные использованы при усовершенствовании программы воспитания в детском  саду. В новой программе определены задачи и содержание физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания в детском саду. При составлении раздела программы, посвященного физическому воспитанию дошкольников, использованы результаты исследований, проводившихся в различных научных учреждениях СССР.

Под влиянием дидактических исследований А. П. Усовой в программу детского сада помимо ознакомления с окружающим в процессе повседневных наблюдений, прогулок, игр и трудовой деятельности введено требование проводить систематическое обучение детей на занятиях, обогащая детский опыт, что способствует повышению уровня их умственного развития и улучшает подготовку к школе. Это обучение должно строиться таким образом, чтобы приводить детей не только к усвоению известной суммы знаний и умений, но и к формированию у них определенных познавательных способностей и интересов. Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятий.

Для того чтобы обеспечить полноценное умственное развитие ребенка, нужно начинать с формирования сенсорных  процессов. Поэтому при разработке программы большое внимание уделялось содержанию и формам сенсорного воспитания, направленного на развитие у детей слухового, зрительного, осязательного и кинестетического восприятия. При этом использованы данные как психологических исследований (А. В. Запорожца, Л. А. Венгора, Я. 3. Повсрович), так и педагогических (А. П. Усовой, Н. Н. Поддьякова, Н. П. Сакулиной), посвященных изучению закономерностей развития восприятия в дошкольном возрасте и выявлению роли обучения и воспитания в этом процессе.

Однако, какое бы важное значение мы ни придавали развитию сенсорных  процессов, этим задачи умственного  воспитания в дошкольном возрасте не ограничиваются.

Дети рано начинают обобщать полученные впечатления и переходят  от восприятия к мышлению. В связи  с этим программа ставила перед воспитателем задачу в процессе обучения не только развивать у детей восприятие и память, но и формировать у них простейшие интеллектуальные процессы. По данным В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, а также Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина и др., изучавших закономерности умственного и речевого развития дошкольников, дети этого возраста при целенаправленном обучении начинают выделять не только частное, но н общее в окружающей действительности, ориентируясь на существенные свойства наблюдаемых объектов. Тесно связанные с упомянутыми психологическими работами педагогические исследования А. М. Леушиной, Р. И. Жуковской, Н. П. Сакулиной и других позволили обогатить содержание программы по ознакомлению с окружающим, по формированию элементарных математических представлений, по развитию речи.

Особое внимание в детском  саду уделялось нравственному воспитанию детей. В дошкольном возрасте дети овладевают простейшими нормами поведения, у них начинают формироваться  нравственные качества личности. Программа содержала требование постоянной выработки у них навыков культурного поведения, воспитания нравственных представлений, чувств и привычек, формирования правильных взаимоотношений между детьми на различных ступенях дошкольного детства.

В программе отмечается, что  в процессе ознакомления с окружающим и организации деятельности детей  воспитатель должен установить с  ними эмоциональный контакт и  взаимопонимание, воспитывать уважение к взрослым и дружеские взаимоотношения  со сверстниками, умение играть и работать сообща, помогая друг другу. Подчеркивается необходимость воспитывать у детей скромность, правдивость, доброжелательное отношение к людям, стремление ко всему доброму, прекрасному и отвращение к злому, отрицательному.

Большое внимание уделялось  развитию у детей любви к родной стране, к своему народу, уважения к  представителям других народов, других национальностей. В основу данного  раздела программы положены идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о  воспитании детей дошкольного возраста, а также результаты педагогических и психологических исследований (А.В.Суровцева, Ф. С. Левин-Щирина, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, Я. 3. Неверович, Т. А. Репина и др.). Как показывают полученные в этих исследованиях данные, важную роль в нравственном воспитании детей играет формирование у них правильных нравственных представлений.

Важнейшее положение, выдвинутое советскими психологами (Л. С. Выготским, А. Н. Леоптьевым, С. Л. Рубинштейном), заключалось  в том, что усвоение опыта, формирование нравственных качеств человеческой личности происходит в процессе деятельности субъекта. Для того чтобы нравственные требования превращались во внутренние мотивы поведения ребенка, необходима нравственная практика, необходимо, как говорил А. С. Макаренко, «упражнение в нравственных поступках».

В условиях общественного  дошкольного воспитания решающее значение в формировании практического нравственного  опыта ребенка имеют коллективные игры и занятия, в процессе которых  дети под руководством воспитателя  объединяются для достижения общих целей, приучаются к сотрудничеству, взаимопомощи, справедливому разрешению конфликтов, подчинению определенным правилам поведения (соблюдение их необходимо для достижения успеха в процессе совместной деятельности).

Важнейший педагогический принцип, выдвинутый Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, о воспитании детей в коллективе продолжает разрабатываться в теории и практике советского дошкольного воспитания. Лаборатория нравственного воспитания детей дошкольного возраста Института дошкольного воспитания занимается изучением проблем межвозрастного общения детей, различных форм коллективных взаимоотношений, которые возникают в процессе совместной деятельности дошкольников (их игры, труда, учебных занятий) на разных ступенях дошкольного детства и влияния этих взаимоотношений на формирование у ребенка нравственных качеств личности.

В 70-х гг. в Институте  дошкольного воспитания началось углубленное  исследование социально-педагогических проблем воспитания детей дошкольного  возраста в семье, его взаимосвязи с воспитанием общественным (Т. А. Маркова и др.).

При разработке программы  и особенно при определении содержания воспитательной работы в подготовительной группе детского сада большое внимание уделено вопросам подготовки детей  к школе. Это необходимо, чтобы обеспечить достаточно высокий уровень общего развития детей, сформировать у них умение и желание учиться и путем пропедевтических занятий по грамоте и математике облегчить им усвоение тех предметов, которыми придется овладевать в начальных классах.[7; с.18-22].

Таким образом, мы видим, что, несмотря на идеологическое давление со стороны партийно-государственного аппарата, было проведено ряд эффективных  научных исследований в области  дошкольной педагогики, что позволило  решать очень многие спорные и проблемные вопросы в данной отрасли психологии и педагогики.


Информация о работе Становление дошкольной педагогики, как науки