Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом

Первые воспитательные системы  сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся  между собой методами и содержанием  обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты  педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших  дней.

Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г.г.) создал первую систему  дошкольного воспитания. Он изложил  прогрессивные идеи о развитии и  воспитании ребенка:

-указал на необходимость  учета возрастных и индивидуальных  особенностей детей;

-разработал возрастную  периодизацию, включающую четыре  возрастных периода: детство,  отрочество, юность, возмужалость. Каждому  периоду, охватывающему шесть  лет, соответствует определенная  шкала. Для детей от рождения  до б лет предназначается "материнская  школа";

-выдвинул идею природособразности  воспитания;

-созданное им пособие  "Видимый мир в картинках"  положило начало наглядному ознакомлению  детей с предметами и явлениями  окружающей жизни;

-обосновал необходимость  широкого использования наглядных  методов в воспитательно-образовательной  работе с детьми;

-важной задачей воспитания  детей до б лет считал развитие  органов чувств, речи и представлений  об окружающем;

-предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому  обучению в школе, которая содержала  начатки знаний из всех областей  наук. Знания и навыки располагались  по принципу последовательного  перехода от простого к сложному, от легкого к трудному;

Швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г.г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию:

-основной задачей воспитания  считал формирование нравственного  облика ребенка, отвергая нравоучения  как средство нравственного воспитания, стремился развить у детей  любовь прежде всего к матери, затем к сверстникам и взрослым, воспитать чувство долга, справедливости  путем упражнения и нравственных  поступков;

-выдвинул идею соединения  производительного труда с обучением;

-разработал идею элементарного  обучения, согласно которой в  основе всякого знания лежат  основные элементы: форма, число  и счет. Первоначальное обучение  должно основываться на этих  элементах;

-уделял большое внимание  разработке задач, содержания  и методов дошкольного воспитания  ребенка в семье;

-в умственном воспитании  на первое место выдвигал развитие  мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;

-создал "Книгу матерей", где он писал о том, что  мать, как основная воспитательница,  должна развивать физические  силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего  мира, воспитывать любовь к людям.

Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г.г.) была создана система  воспитания маленьких детей, имевшая  большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в  себе частицу божества. Назначение человека - выявить заложенное в  нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому  самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель  считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и  индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения. Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия  помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает  у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость, абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное  им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами-строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.

РОБЕРТ ОУЭН (1771-1858) - английский философ и педагог, создал школу  маленьких детей -- от года до шести  лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для  игр. Здесь дети учились пению  и танцам, много времени проводили  на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию детей в  духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила коллективного  общения, указывали, что они не должны обижать своих товарищей, а уважать  их и оказывать им помощь, когда  это необходимо. В этой школе не проводилось систематическое обучение письму и чтению, грамоте детей  учили в процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания уделялось эстетическому  воспитанию, музыкальным и ритмическим  занятиям.

Оуэн первый обосновал  и реализовал идею общественного  воспитания детей с первых лет  их жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение для детей  пролетариата. В его образовательно-воспитательных учреждениях давалось умственное и  физическое воспитание, дети воспитывались  в духе коллективизма, им прививались  трудовые навыки, учитывая их интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший  воспитательный фактор организовал.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г.г.) - итальянский педагог, теоретик дошкольного  воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания. Ее прогрессивные идеи:

-впервые ввела ежемесячные  антропометрические измерения;

-для обеспечения детям  условий свободной самостоятельной  деятельности произвела реформу  в привычном оборудовании здания  и комнат детского сада: парты  заменены легкой, по росту детей  мебелью, внесено гигиеническое  и трудовое оборудование;

-определив воспитателю  пассивную роль и возложив  функцию активности на свой  дид.материал, Монтессори вместе  с тем требовала вооружения  воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к  проявлениям детей;

-наряду с основной формой  воспитания и обучения детей-  самостоятельными занятиями- предлагала  применять разработанную форму  - индивидуальный урок, построив  его на педагогически рациональных  принципах (сжатость, простота, объективность

-создала дидактический  материал, направленный на упражнения  осязательно-мышечного чувства.

Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:

-строго разграничивала  работу и игры и не использовала  игру в процессе обучения;

-детской творческой игре  не придавала положительного  значения, что делает ее теорию  односторонней, а педагогический  процесс не удовлетворяющим естественных  потребностей маленьких детей;

-исключила из своей  теории рассмотрение вопросов  развития связной детской речи, приобщения детей к художественному  творчеству народа, литературным  произведениям;

-считала, что от 3 до 6 лет  возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения  всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной  сферой.

Вклад российских педагогов  в развитие дошкольной педагогики.

В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей  к труду, выполнению основных социальных ролей. Большое значение имело религиозное  воспитание. В качестве основных средств  воздействия выступали факторы  народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т. д.). Все эти  средства педагогики передавались устно. В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего  поколения заняла церковь. Появились  такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т. д. В XI в. в  России были открыты первые популярные школы, в которых готовили детей  из высших сословий. Двенадцатым веком  датировано «Поучение Владимира  Мономаха своим детям». Владимир Мономах  писал наставления для своих  детей, но многие поучения носят общий  педагогический характер. В 1572 г. издан  первый российский учебник «Азбука» Ивана Федорова. Примерно в это  же время вышел в свет сборник  «Домострой». В нем излагались основные направления семейного воспитания и поведения в семейном быту.

В начале XVIII в. происходило  бурное развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования - образование. Дошкольное воспитание в это время не выделялось как  самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей. Педагогические идеи высказывались  и публиковались лучшими представителями  того времени. В 1832 г. при Гатчинском воспитательном доме открыли небольшую  экспериментальную школу для  малолетних детей. Они находились там  целый день - ели, пили, малыши занимались играми, по большей части на воздухе; старших обучали грамоте, письму, счету и пению. Значительное место в распорядке дня отводилось рассказам и беседам. Школа просуществовала недолго, но показала успешность подобных занятий с детьми--дошкольниками.

К.Д.УШИНСКИЙ (1824 - 1870 г.г.) - основоположник русской, в частности, дошкольной педагогики. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Считал, что необходимо создать  систему народного воспитания, отвечающую потребностям, интересам народа (воспитание патриотизма, национальной гордости, любви  к труду; знание народной культуры, родного языка, произведений устного  народного творчества). Создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра- деятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель  не должен вмешиваться; большое значение имеет игрушки; важно использовать народные игры). Признавал теснейшую  связь эстетического и нравственного  воспитания дошкольников. В "Родном слове" представлены рассказы, стихи, статьи, простые по изложению, доступные  для понимания, являющиеся ценным средством  умственного, нравственного и эстетического  воспитания детей. Интересны его  мысли по улучшению воспитательной работы детских садов:

-не надо переутомлять  детей "сидячими занятиями", больше давать свободного времени  для самостоятельной деятельности;

-преждевременное обучение  утомляет мозг ребенка, вселяет  неуверенность в свои силы;

-запаздывание в обучении  обусловливает отставание в развитии  детей;

-считал необходимым разработать:  учебные занятия детей, "предшествующие  книжному обучению"; неучебные  занятия, которые примыкают к  детской игре.

Эти положения помогли  точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада, установить линии связи и преемственности  работы детского сада и школы. К.Д.Ушинский выделил требования к личности детской "садовницы". Важное значение придавал семье, отмечал огромную роль родителей  в развитии и воспитании личности ребенка.

А.С.СИМОНОВИЧ (1840 - 1933 г.г.) рассматривала  детский сад как подготовительную ступень я школьному обучению. Она выдвинула мысль о создании в детском саду элементарного  класса для детей от 6 до 7 лет. Определила цель и назначение детского сада, стремилась установить общие и специальные  задачи детского сада и начальной  школы, исходя из психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечала, что  взаимоотношения воспитателя с  детьми в детском саду должны строиться  пе образцу семейных отношений.

Е.Н.ВОДОВОЗОВА (1844 - 1923 г.г.) первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного  воспитания детей дошкольного возраста, начиная с раннего. В основу своей  системы семейного и общественного  воспитания детей дошкольного возраста положила идею народности воспитания. Большое значение придавала физическому  воспитанию детей и трудовому  воспитанию как одной из сторон нравственного  и т.д.

П.Ф.ЛЕСГАФТ (1837 - 1909 г.г.) - ученый и педагог - доказал, что на развитие организма оказывают влияние  среда и упражнения, считал необходимым  для воспитателей, родителей изучение детей в процессе повседневной жизни  и воспитательной работы. В своей  книге "Семейное воспитание ребенка и его значение" изложил научные основы семейного воспитания детей; выдвинул главные требования к организации воспитания в семье, писал о недопустимости телесных наказаний детей, о важности роли игры и игрушек в воспитании детей. Создал оригинальную теорию физического воспитания, в соответствии с которой на первое место в анатомо-фиэиологическом совершенствовании организма детей он поставил двигательные упражнения, умение сознательно управлять отдельными движениями, преодолевать препятствия с возможно большей ловкостью и наименьшей затратой энергии. Физическое воспитание он считал важным средством всестороннего развития личности, тесно связанным с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.

Л.Н.ТОЛСТОЙ (1828 - 1910 г.г.) - в  его педагогической теории важнейшее  место занимала идея свободного воспитания. Считал, что человек имеет право  свободно формировать свои убеждения  и взгляды, без всякого насилия  и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное  совершенство и высокие нравственные качества -впервые в истории педагогики уделил особое внимание проблем воспитания детей дошкольного возраста. Воспитывать  ребенка бессмысленно, так как  сознание нравственного идеала у  детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны давать только материал, чтобы они могли развиваться. Он идеализировал природу детей. В своем учении отрицал целенаправленное воспитательное воздействие на детей. Был сторонником семейного воспитания, главное условие - здоровый семейный уклад (согласованность родителей, взаимное уважение, единый подход), необходимость  воспитания любви и привычки к  труду. Воспитание детей должно быть направлено на гармоническое развитие сил и способностей, выступал против телесных наказаний в семейном воспитании. Является создателем учебных книг "Азбука", "Книга для чтения"

Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом