Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:59, реферат
Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей.
Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом
Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.
Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г.г.) создал первую систему дошкольного воспитания. Он изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:
-указал на необходимость
учета возрастных и
-разработал возрастную
периодизацию, включающую четыре
возрастных периода: детство,
отрочество, юность, возмужалость. Каждому
периоду, охватывающему шесть
лет, соответствует
-выдвинул идею
-созданное им пособие
"Видимый мир в картинках"
положило начало наглядному
-обосновал необходимость
широкого использования
-важной задачей воспитания
детей до б лет считал
-предложил программу знаний,
подготавливающую ребенка к
Швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г.г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию:
-основной задачей воспитания
считал формирование
-выдвинул идею соединения
производительного труда с
-разработал идею
-уделял большое внимание
разработке задач, содержания
и методов дошкольного
-в умственном воспитании
на первое место выдвигал
-создал "Книгу матерей",
где он писал о том, что
мать, как основная воспитательница,
должна развивать физические
силы ребенка с раннего
Во второй половине XIX века
немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ
(1782-1852 г.г.) была создана система
воспитания маленьких детей, имевшая
большое значение для развития теории
и практики дошкольного воспитания
во всем мире. По его мнению, в основе
всего существующего лежит бог,
единое божественное начало, а человек
- маленькое существо, носящее в
себе частицу божества. Назначение
человека - выявить заложенное в
нем божественное начало. Воспитание
должно способствовать творческому
самораскрытию личности и заложенных
в ребенке инстинктов и способностей,
а не определять их. Основой воспитания
ребенка в детском саду Фребель
считал игру, через которую выявляется
заложенное в ребенке божественное
начало, рассматривал игру как одно
из средств нравственного
РОБЕРТ ОУЭН (1771-1858) - английский
философ и педагог, создал школу
маленьких детей -- от года до шести
лет, которая включала в себя ясли,
детский сад и площадку для
игр. Здесь дети учились пению
и танцам, много времени проводили
на свежем воздухе. Особое внимание было
уделено физическому
Оуэн первый обосновал
и реализовал идею общественного
воспитания детей с первых лет
их жизни и создал первое в мире
дошкольное учреждение для детей
пролетариата. В его образовательно-
МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г.г.)
- итальянский педагог, теоретик дошкольного
воспитания, в книге "Дом ребенка.
Метод научной педагогики" изложила
свою систему дошкольного
-впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;
-для обеспечения детям
условий свободной
-определив воспитателю
пассивную роль и возложив
функцию активности на свой
дид.материал, Монтессори вместе
с тем требовала вооружения
воспитателей методом
-наряду с основной формой
воспитания и обучения детей-
самостоятельными занятиями-
-создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.
Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:
-строго разграничивала
работу и игры и не
-детской творческой игре
не придавала положительного
значения, что делает ее теорию
односторонней, а
-исключила из своей
теории рассмотрение вопросов
развития связной детской речи,
приобщения детей к
-считала, что от 3 до 6 лет
возраст не приобретения
Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики.
В Киевской Руси воспитание
детей всех возрастов осуществлялось
преимущественно в семье. Цель воспитания
заключалась в подготовке детей
к труду, выполнению основных социальных
ролей. Большое значение имело религиозное
воспитание. В качестве основных средств
воздействия выступали факторы
народной педагогической культуры (потешки,
пестушки, скороговорки, загадки, сказки,
народные игры и т. д.). Все эти
средства педагогики передавались устно.
В связи с крещением Руси значительное
место в воспитании подрастающего
поколения заняла церковь. Появились
такие средства, как выполнение обрядов,
заучивание молитв и т. д. В XI в. в
России были открыты первые популярные
школы, в которых готовили детей
из высших сословий. Двенадцатым веком
датировано «Поучение Владимира
Мономаха своим детям». Владимир Мономах
писал наставления для своих
детей, но многие поучения носят общий
педагогический характер. В 1572 г. издан
первый российский учебник «Азбука»
Ивана Федорова. Примерно в это
же время вышел в свет сборник
«Домострой». В нем излагались основные
направления семейного
В начале XVIII в. происходило
бурное развитие и изменение России
под влиянием реформ, осуществляемых
Петром I. Одно из направлений реформирования
- образование. Дошкольное воспитание
в это время не выделялось как
самостоятельное, а осуществлялось
под влиянием общих педагогических
отраслей. Педагогические идеи высказывались
и публиковались лучшими
К.Д.УШИНСКИЙ (1824 - 1870 г.г.) - основоположник
русской, в частности, дошкольной педагогики.
Его мысль о народности воспитания
является главнейшей в педагогической
теории. Считал, что необходимо создать
систему народного воспитания, отвечающую
потребностям, интересам народа (воспитание
патриотизма, национальной гордости, любви
к труду; знание народной культуры,
родного языка, произведений устного
народного творчества). Создал оригинальную
теорию детской игры, подтвердив ее
научно-психологическими данными (игра-
деятельность свободная, самостоятельная;
на ее содержание влияет среда; воспитатель
не должен вмешиваться; большое значение
имеет игрушки; важно использовать
народные игры). Признавал теснейшую
связь эстетического и
-не надо переутомлять
детей "сидячими занятиями",
больше давать свободного
-преждевременное обучение
утомляет мозг ребенка,
-запаздывание в обучении
обусловливает отставание в
-считал необходимым
Эти положения помогли точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада, установить линии связи и преемственности работы детского сада и школы. К.Д.Ушинский выделил требования к личности детской "садовницы". Важное значение придавал семье, отмечал огромную роль родителей в развитии и воспитании личности ребенка.
А.С.СИМОНОВИЧ (1840 - 1933 г.г.) рассматривала
детский сад как
Е.Н.ВОДОВОЗОВА (1844 - 1923 г.г.) первая
в дошкольной педагогике полно раскрыла
проблемы умственного и нравственного
воспитания детей дошкольного возраста,
начиная с раннего. В основу своей
системы семейного и
П.Ф.ЛЕСГАФТ (1837 - 1909 г.г.) - ученый и педагог - доказал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения, считал необходимым для воспитателей, родителей изучение детей в процессе повседневной жизни и воспитательной работы. В своей книге "Семейное воспитание ребенка и его значение" изложил научные основы семейного воспитания детей; выдвинул главные требования к организации воспитания в семье, писал о недопустимости телесных наказаний детей, о важности роли игры и игрушек в воспитании детей. Создал оригинальную теорию физического воспитания, в соответствии с которой на первое место в анатомо-фиэиологическом совершенствовании организма детей он поставил двигательные упражнения, умение сознательно управлять отдельными движениями, преодолевать препятствия с возможно большей ловкостью и наименьшей затратой энергии. Физическое воспитание он считал важным средством всестороннего развития личности, тесно связанным с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.
Л.Н.ТОЛСТОЙ (1828 - 1910 г.г.) - в
его педагогической теории важнейшее
место занимала идея свободного воспитания.
Считал, что человек имеет право
свободно формировать свои убеждения
и взгляды, без всякого насилия
и принуждения со стороны общества,
и что детям присуще природное
совершенство и высокие нравственные
качества -впервые в истории педагогики
уделил особое внимание проблем воспитания
детей дошкольного возраста. Воспитывать
ребенка бессмысленно, так как
сознание нравственного идеала у
детей сильнее, чем у взрослых.
Взрослые должны давать только материал,
чтобы они могли развиваться.
Он идеализировал природу детей.
В своем учении отрицал целенаправленное
воспитательное воздействие на детей.
Был сторонником семейного
Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом