Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:59, реферат
Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей.
4. Понятие о возрасте. Возрастная периодизация. Особенности развития на ранних возрастных этапах
Возраст - период в физическом и психическом развитии человека, ограниченный относительными хронологическими границами. Каждый возраст характеризуется специфическими для него закономерностями формирования организма и личности, включая особенности строения и функционирования различных органов и систем организма, а также познавательных и эмоциональных качеств, типов и мотивов поведения.
В процессе онтогенеза выделяется
ряд сменяющих друг друга периодов,
качественно различающихся с
точки зрения строения, функционирования
и соотношения различных
Ранний возраст -- это период быстрого
формирования всех свойственных человеку
психофизиологических процессов. Своевременно
начатое и правильно
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма -- низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.
1 этап: В результате прямого
обучения или подражания
2 этап: Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.
3 этап: На основе знания назначения
предмета происходит более
Для того чтобы предметная деятельность
носила развивающий характер, необходимо
освоение ребенком разнообразных действий
с одним и тем же предметом.
Поэтому предметно-развивающая
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельностью.
Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова). Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. В конце младенчества ребенок выделил предметы как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стремится научиться действовать с ними.
В возрасте 1-3 лет малыш как бы
всецело поглощен предметом и
не может от него «оторваться». Погруженный
в предметное действие, он не видит
тот факт, что за предметом всегда
стоит взрослый. Взрослый создает
предметы с определенным назначением
и владеет способом их употребления.
Малыш не может самостоятельно «открыть»
функции предметов, потому что их
физические свойства прямо не указывают
на то, как их надо употреблять. Таким
образом, социальная ситуация развития
содержит в себе противоречие. Способы
употребления предметов принадлежат
взрослому, только он может показать
их малышу. Ребенок же выполняет
индивидуальное действие. Но выполняться
оно должно в соответствии с образцом,
который дает взрослый, иначе невозможно
достичь правильного
По мнению Д.Б.Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.
Вторая линия приводит к овладению
специфическим способом употребления
предмета, а затем к переносу действия
с одного предмета на другой и из
одной ситуации в другую, а в
итоге к обобщению действия и
возникновению игрового действия. В
результате распадается социальная
ситуация развития, возникает предметное
отношение к действительности, когда
ребенок не только освоил назначение
предметов, но и знает их функцию,
а также к возникновению
С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции его поведения и деятельности со стороны взрослого.
Восприятие ребенка этого
- 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
Основной способ познания ребенком окружающего мира - метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Важнейшей способностью, формирующейся
к 3-м годам, становится способность
к постановке какой-либо цели в играх
и поведении. В связи с тем,
что внимание, восприятие и память
ребенка непроизвольны, он не может
сразу прекратить что-то делать или
выполнить сразу несколько
Узнать и запомнить он может
только то, что ему понравилось
или запомнилось «само по себе».
В этом возрасте дети очень восприимчивы
к эмоциональному состоянию окружающих.
Они очень подвержены так называемому
«эффекту заражения»: если один начнет
радостно скакать по группе, то, как
минимум, еще три «лошадки» будет
рядом с ним. Активное проявление
и негативных и позитивных эмоций
зависит от физического комфорта
или его отсутствия (шарф может
«кусаться», а колготки - «мокриться»).
Одно из условий уверенности и
спокойствия ребенка это
Основными чертами ребенка 2-3 лет
являются открытость, честность и
искренность. Он просто не умеет скрывать
свои симпатии или антипатии к
кому или чему бы то ни было. Чувства
ребенка неустойчивы и
- складывается предметная
- формируется предметное
- возникает личное действие
и личное желание,
5.Особенности процесса
Обучение - это специально организованная взаимосвязанная деятельность тех кто обучает (преподавание) и кого обучают (учение). Областью дошкольной педагогики, исследующей закономерности процесса обучения детей дошкольного возраста, является дошкольная дидактика. Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает - обучающий, наставляющий, поучающий.
Обучение играет ведущую роль в ознакомлении дошкольников с системой элементарных знаний, в формировании умений и навыков, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду». Предметом дошкольной дидактики является процесс обучения детей. Обучение в детском саду - составная часть педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка-дошкольника. Он, как и в школе, представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений, воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, с использованием специальных методов и приемов.
Обучение -- процесс двусторонний:
наблюдая занятия, важно оценить
и обучающую деятельность воспитателя,
его воздействие на детей и
их ответную реакцию, качество учебных
действий. В процессе обучения осуществляется
последовательное сообщение детям
новых знаний, уточнение и систематизация
накопленных ими представлений,
развитие познавательных процессов
и мыслительной активности детей. Целенаправленный
характер обучения, его программность
положительно влияют на формирование
произвольности психических процессов
(несомненно, относительной): памяти, внимания,
восприятия. В процессе дошкольного
обучения дети овладевают важнейшими
компонентами учебной деятельности:
умением принимать учебную
Процесс обучения имеет четкую структуру.
Ее ведущим элементом является цель.
Педагог как организатор
Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения - является содержание обучения, которое определяется программой воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Существенным элементом
Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом