Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

4. Понятие о возрасте. Возрастная  периодизация. Особенности развития  на ранних возрастных этапах

Возраст - период в физическом и психическом развитии человека, ограниченный относительными хронологическими границами. Каждый возраст характеризуется  специфическими для него закономерностями формирования организма и личности, включая особенности строения и функционирования различных органов и систем организма, а также познавательных и эмоциональных качеств, типов и мотивов поведения.

В процессе онтогенеза выделяется ряд сменяющих друг друга периодов, качественно различающихся с  точки зрения строения, функционирования и соотношения различных психических  процессов и характеризующихся  особыми личностными образованиями. Периодизация основывается на выделении  возрастных особенностей. Возрастными  особенностями называются характерные  для определенного периода жизни  анатомо-физиологические и психические  качества. В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития. Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь  с наиболее характерными стадиями, неполные (частичные, урезанные) - только ту часть жизни и развития, которая  интересует определенную научную область. Для педагогической школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В практике педагогической науки широко принята следующая  периодизация возрастов: младенческий возраст - 0-1 год, ранний возраст - 1-2 года, дошкольный возраст - 3--б лет, младший  школьным возраст - 7-10 лет, средний школьный подростковый возраст - 11-14 лет, старший  школьный возраст, или ранняя юность - 15-18 лет. Д.Б. Эльконин создал научно - продуктивную концепцию периодизации на основе идей Выготского и Леонтьева, которая основана на смене ведущего типа деятельности:

Ранний возраст -- это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10--12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200--300, а к трем -- до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как  повышенная ранимость организма -- низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.

Важнейшими психическими новообразованиями  раннего возраста являются возникновение  речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода  младенчества к периоду раннего  детства является развитие нового отношения  к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

1 этап: В результате прямого  обучения или подражания действиям  взрослого происходит установление  связи предмета с его назначением.

2 этап: Усвоение функциональной  нагрузки предмета, использование  его строго по назначению.

3 этап: На основе знания назначения  предмета происходит более свободное  его использование для других  целей.

Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо освоение ребенком разнообразных действий с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться  большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой  для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельностью.

Социальная ситуация развития в  раннем детстве представляет собой  ситуацию совместной деятельности ребенка  со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова). Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. В  конце младенчества ребенок выделил  предметы как нечто постоянное, имеющее  устойчивые свойства. Теперь он стремится  научиться действовать с ними.

В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и  не может от него «оторваться». Погруженный  в предметное действие, он не видит  тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает  предметы с определенным назначением  и владеет способом их употребления. Малыш не может самостоятельно «открыть»  функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают  на то, как их надо употреблять. Таким  образом, социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы  употребления предметов принадлежат  взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет  индивидуальное действие. Но выполняться  оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью  становится предметная, а ситуативно-деловое  общение выступает средством  ее осуществления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок  овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с собственной  логикой предмета, скрытой в нем  функции.

По мнению Д.Б.Эльконина, предметное действие ребенка развивается в  двух направлениях. Во-первых, это переход  от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как  образца действия, с которым малыш  начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления  предметного действия.

Вторая линия приводит к овладению  специфическим способом употребления предмета, а затем к переносу действия с одного предмета на другой и из одной ситуации в другую, а в  итоге к обобщению действия и  возникновению игрового действия. В  результате распадается социальная ситуация развития, возникает предметное отношение к действительности, когда  ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а также к возникновению личного  действия, осознанию «Я сам». В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно  стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая  сказка о мальчике, который заговорил  в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!». В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили» ...

С развитием слушания и понимания  сообщений, выходящих за пределы  непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа  регуляции его поведения и  деятельности со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его  ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при  непосредственном соотношении и  сравнении предметов. Задача взрослого - правильно назвать признаки и  действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки  и т. д. Ребенка необходимо знакомить  с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш  в возрасте 2-3 лет способен различать:

- 5 форм (круг, квадрат, треугольник,  прямоугольник, овал);

- 8 цветов (красный, желтый, синий,  зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

Основной способ познания ребенком окружающего мира - метод проб и  ошибок, поэтому дети очень любят  разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся  к 3-м годам, становится способность  к постановке какой-либо цели в играх  и поведении. В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может  сразу прекратить что-то делать или  выполнить сразу несколько действий.

Узнать и запомнить он может  только то, что ему понравилось  или запомнилось «само по себе». В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому  «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как  минимум, еще три «лошадки» будет  рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может  «кусаться», а колготки - «мокриться»). Одно из условий уверенности и  спокойствия ребенка это систематичность, ритмичность и повторяемость  его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Основными чертами ребенка 2-3 лет  являются открытость, честность и  искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к  кому или чему бы то ни было. Чувства  ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене. Ведущие достижения в раннем детстве  в сферах деятельности, познания и  личности:

- складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми,  зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой  и продуктивной деятельности;

- формируется предметное восприятие  как центральная познавательная  функция, осваиваются наглядные  формы мышления (наглядно-действенное  и наглядно-образное), возникает  воображение и знаково-символическая  функция сознания, ребенок переходит  к активной речи;

- возникает личное действие  и личное желание, складывается  предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает  гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

5.Особенности процесса обучения  дошкольников

Обучение - это специально организованная взаимосвязанная деятельность тех  кто обучает (преподавание) и кого обучают (учение). Областью дошкольной педагогики, исследующей закономерности процесса обучения детей дошкольного  возраста, является дошкольная дидактика. Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает - обучающий, наставляющий, поучающий.

Обучение играет ведущую роль в  ознакомлении дошкольников с системой элементарных знаний, в формировании умений и навыков, предусмотренных  «Программой воспитания в детском  саду». Предметом дошкольной дидактики  является процесс обучения детей. Обучение в детском саду - составная часть  педагогического процесса, направленного  на всестороннее развитие и воспитание ребенка-дошкольника. Он, как и в  школе, представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений, воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов  дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных  условиях, с использованием специальных  методов и приемов.

Обучение -- процесс двусторонний: наблюдая занятия, важно оценить  и обучающую деятельность воспитателя, его воздействие на детей и  их ответную реакцию, качество учебных  действий. В процессе обучения осуществляется последовательное сообщение детям  новых знаний, уточнение и систематизация накопленных ими представлений, развитие познавательных процессов  и мыслительной активности детей. Целенаправленный характер обучения, его программность  положительно влияют на формирование произвольности психических процессов (несомненно, относительной): памяти, внимания, восприятия. В процессе дошкольного  обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Педагог как организатор учебного процесса всегда имеет в своем  сознании идеальное представление  о том результате, к которому он стремится в обучающем взаимодействии с ребенком. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы воспитателя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы.

Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения - является содержание обучения, которое  определяется программой воспитания и  развития детей дошкольного возраста.

Существенным элементом структуры  процесса обучения являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия педагога и детей. Характер процесса обучения во многом зависит  от индивидуальности воспитателя и  возрастных особенностей детей. В педагогической практике огромную роль играет не столько  потенциальная эффективность самих  методов обучения , сколько индивидуальная методическая система педагога, сложившаяся  система его взаимодействия с  детьми. Методы обучения являются способами работы не только воспитателя, но и дошкольников . Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей.

Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом