Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

2. Система общественного  дошкольного воспитания Ф.Фребеля

Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение  получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852). Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.

С 1805 по 1810 г. Ф. Фребель работал  у Песталоцци и находился под  большим влиянием его идей. В 1837 г. он открыл в Тюрингии «учреждение  для игр и занятий детей  младшего возраста» (позже названное  «детский сад»), на практике работы которого разработал свою систему дошкольного  воспитания, получившую широкое распространение  не только в Германии, но и в других странах. Педагогическая система Фребеля  была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над  материальным. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного.

Ф. Фребель разработал обширную, детальную для его времени, почти  законченную систему дошкольного  воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию  разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т. п.В  педагогической системе Фребеля  выделяют три основных блока.

В первом блоке даны представления  о механизме умственного развития ребенка, развития сознания и мышления индивидуума, в котором Фребель  выделяет четыре компонента: 1) чувства; 2) познавательная и практическая деятельность с предметами; 3) язык; 4) математика. (Дальше их описания Фребель не пошел  и их взаимосвязи не показал.)

Во втором блоке Фребель  характеризует этапы, цели и способы  умственного развития ребенка. Он определяет четыре этапа умственного развития:первый (исходный) -- связан с первыми месяцами жизни ребенка, когда он сам не выделяет и не фиксирует предметы, действия и явления; второй (младенчество) -- действие и слово матери способствуют научению выделять сначала отдельные  предметы и явления ближайшего окружающего, а затем самого себя; третий (детство) -- ребенок говорит и играет с  предметами. Именно на этом этапе можно  и нужно начинать целенаправленное обучение и научение: взрослый знакомит детей с названиями предметов, явлений, показывает разные отношения между  предметами, явлениями и действиями, учит проводить линии и зарисовывать, считать в пределах десяти и многое другое; четвертый (отрочество) -- поступление  ребенка в школу и изучение учебных предметов. Главной целью  обучения Фребель считал создание условий  для того, чтобы индивидуум осознал  себя и свое место по отношению  к природе и духу. Последнее  связано с проникновением в обоснование  педагогики мистицизма, по правилам которого «во всем действует, всем управляет  вечный закон. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в  себе частицу божества. Цель воспитания - выявление заложенного в ребенке  божественного начала, присущего  всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в  нем качества. К средствам обучения (для достижения основных целей) Ф. Фребель  относил два: знания; деятельность учителя.

Третий блок педагогической системы Ф. Фребеля составляет дидактический  материал, с которым должен работать ребенок («дары Фребеля»). Разрабатывая дидактический материал, Фребель  исходил из природных особенностей детей дошкольного возраста (подвижность, непосредственность, любознательность, стремление к подражанию) и считал, что для удовлетворения этих потребностей необходимо организовывать занятия  со сверстниками в детском саду. При этом ребенок выступал как  развивающееся растение, правильному  росту которого должен способствовать детский сад.

Фребель разработал своеобразную методику работы воспитателя с детьми с использованием дидактического материала, в основе которой -- развитие органов  чувств, движений, речи путем игр  и систематических упражнений. Предлагаемые Фребелем «дары» (их шесть) сопровождались разнообразными стишками, песенками, с  помощью которых воспитатель  доносил смысл, содержание этих «даров»  до детей.

Вместе с тем Фребель  пропагандировал ценную и важную мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей жизни. Воспитание должно способствовать творческому  самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, он считал игру основным средством развития, , через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного  воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка.

Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для  удовлетворения потребностей ребенка  в деятельности и общении е  другими детьми необходимо воспитывать  его в обществе сверстников. Он дал  глубокое педагогическое обоснование  этой идеи и многое сделал для ее популяризации и широкого распространений.

Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного  учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель  называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам  помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного  педагогического воздействия.

Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и  разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного  воспитания, разработав разнообразные  приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом.

Фребель детально показал  этапы формирования речи детей раннего  и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его  называнию. Много ценного содержалось  в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).

Для развития ребенка в  раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия  помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает  у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость, абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное  им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные  игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.

Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные  педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и  занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля  в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению  дошкольной педагогики в самостоятельную  отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений.

3. Педагогическая теория  М. Монтессори

Итальянский врач-психиатр и  педагог Мария Монтессори (1870-1952) разработала метод, первоначально  названный «физиологическим»: от деятельности мускульной системы идти к развитию различных органов внешних чувств, а затем к культуре высших психических  функций. В 1907 г., строительный кооператив рабочих в Риме организовал детский  сад для детей 3-7 лет, остававшихся без присмотра, и работая с  детьми пролетариев, Монтессори обнаружила, что уже в три года ребенок  способен сконцентрироваться на деятельности с предметом, Монтессори стала искать взаимосвязь между развивающим  материалом, свободным выбором собственной  деятельности, развитием органов  чувств и движений и влиянием занятий  на общее воспитание ребенка.

В основанных ею домах ребенка, охватывающих детей дошкольного  возраста, от воспитателя требовалось, не вмешиваясь в процесс развития ребенка, лишь организовывать обстановку, способствующую его самовоспитанию. Согласно принципам Монтессори, детям  предоставляется как можно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что требует от нее большого душевного  напряжения. Взрослый должен относиться с благоговением к развитию жизни  в ребенке, уважать его, давать развиваться  таинственным силам, заложенным в его  природе. Дисциплинированный человек -- не угнетенный неподвижный молчун, а умеющий владеть собой, сообразующий свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Ребенка нужно учить двигаться, готовить не к школе, а к жизни. Привыкая к упражнению, ребенок учится выполнять простые социальные акты, сохраняя свою свободу. Детей учат различать добро и зло; деятельности, труду, активному добру, а не неподвижности, пассивности, послушанию. Наградой служит удовлетворение от ставшей доступной деятельности; наказанием -- относительная изоляция от коллектива (посадка за отдельный, впрочем, удобный стол с любимыми игрушками; при этом ребенок не лишается ласки воспитательницы). Уроки индивидуальны в соответствии с особенностями психики каждого отдельного ребенка. Они сжаты, просты, кратки. Ребенок должен обнаруживать самопроизвольную активность в отношении объекта. Ошибки не нужно исправлять сразу -- нужно выждать благоприятный момент для вмешательства. Чаще ребенок сам контролирует свои ошибки, находит их причины и исправляет их.

Умственное воспитание Монтессори, по сути, подменила воспитанием органов  чувств, для чего разработала соответствующий  дидактический материал. В основу занятий были положены материалы  и упражнения, взятые из практики работы с умственно отсталыми детьми. Система упражнений была направлена на выработку у детей определенных умений и навыков: различать предметы по форме, весу и цвету, узнавать разнообразные  звуки и запахи. Цель занятий состоит  в развитии сенсорных ощущений дошкольников («утончение чувств»). Для этой цели разработана система дидактических  средств, с помощью которых осуществлялось это развитие чувств. Все средства, предлагаемые М. Монтессори, можно разделить  на 2 группы.

1. Средства, рассчитанные  на свободное манипулирование.  Для воспитания тактильных чувств: гладко отполированная дощечка,  разделенная на 2 равные части,  одна из которых покрыта наждачной  бумагой; такая же дощечка с  полосками наждачной бумаги, чередующейся  с гладкой поверхностью; дощечка,  на которой наклеены 60 полосок  бумаги, от грубой (наждачной) до  атласной (меловой); коробочка со  всевозможными тканями (лоскутками) от самых грубых до самых  тонких и мягких. Кинестетика  (ощущение мышечного напряжения) при определенном весе. Для развития  слуховых чувств предлагает такие  средства, как полые цилиндры, в  которые насыпается одинаковое  количество вещества: крупных камешков, фарфоровой дроби, мелких бобов,  мелких кусочков дерева, риса, манной  крупы. Цилиндры заклеены и  при манипулировании издают звуки  различных оттенков. В дополнение  М. Монтессори предлагает инструменты,  издающие музыкальные звуки: оркестровый  металлофон, барабан, детское фортепьяно.

2. Средства, предполагающие  полезную практическую деятельность (по накоплению опыта). В эту  группу вошли средства, способствующие, с одной стороны, дальнейшему  совершенствованию чувственных  анализаторов, с другой стороны  - приобщению детей к практической  деятельности, например, решетка для  застегивания пуговиц, рамки--вкладыши, лестницы и т. д.

М. Монтессори определила условия  использования дидактических материалов.

1. Дидактические средства (материалы) должны осваиваться  в свободном манипулировании.

2. Задача педагогики состоит  в стимулировании интереса детей  к этим манипуляциям.

3. Дидактические материалы  представляют выстроенную систему  и даются в строго определенной  последовательности.

4. Манипуляции производятся  детьми столько, сколько им  будет угодно.

Интересные и ценные в  отдельности, эти упражнения применялись  очень педантично и излишне детализированно, что вместо широкого развития личности приводило к дрессировке различных  чувств. Лишенные всякого элемента игры и фантазии, эти упражнения превращались в скучный механический труд, отрицательно сказывались на умственном развитии детей. Свою систему  дошкольного воспитания изложила в  книге "Дом ребенка. Метод научной  педагогики".

Ее прогрессивные идеи:

-впервые ввела ежемесячные  антропометрические измерения;

-для обеспечения детям  условий свободной самостоятельной  деятельности произвела реформу  в привычном оборудовании здания  и комнат детского сада: парты  заменены легкой, по росту детей  мебелью, внесено гигиеническое  и трудовое оборудование;

-определив воспитателю  пассивную роль и возложив  функцию активности на свой  дид.материал, Монтессори вместе  с тем требовала вооружения  воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к  проявлениям детей;

-наряду с основной формой  воспитания и обучения детей  - самостоятельными занятиями - предлагала  применять разработанную форму  - индивидуальный урок, построив  его на педагогически рациональных  принципах (сжатость, простота, объективность);

-создала дидактический  материал, направленный на упражнения  осязательно-мышечного чувства.

Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори: строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения; детской творческой игре не придавала  положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей; исключила  из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям; считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной  сферой.

М. Монтессори не разделяла  положительных мнений других педагогов  о развивающих возможностях игровой  деятельности, поэтому в ее технологиях  не содержится рекомендаций по ней. Она  справедливо считала, что развитая сенсорная система является основой  для интеллектуального и общего развития. Кроме того, М. Монтессори утверждала, что соблюдение условий  манипулирования дидактическими средствами приводит к развитию и совершенствованию  у детей произвольного внимания, сосредоточенности и самодисциплины. Современные исследователи проблемы воспитания дошкольников не во всем соглашаются  с М. Монтессори, но признают полезность и эффективность разработанных  ею дидактических средств. Концепция  Монтессори не является застывшей. Она  все время совершенствуется, трансформируется, обогащается новыми материалами  и опытом современной жизни.

Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом