Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:59, реферат
Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей.
2. Система общественного
дошкольного воспитания Ф.
Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852). Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.
С 1805 по 1810 г. Ф. Фребель работал
у Песталоцци и находился под
большим влиянием его идей. В 1837 г.
он открыл в Тюрингии «учреждение
для игр и занятий детей
младшего возраста» (позже названное
«детский сад»), на практике работы которого
разработал свою систему дошкольного
воспитания, получившую широкое распространение
не только в Германии, но и в других
странах. Педагогическая система Фребеля
была противоречивой. Она основывалась
на идеалистической философии, утверждавшей
главенство духовного начала над
материальным. Воспитание понималось
Фребелем как развитие у человека
четырех врожденных инстинктов: деятельности,
познания, художественного и
Ф. Фребель разработал обширную,
детальную для его времени, почти
законченную систему
В первом блоке даны представления
о механизме умственного
Во втором блоке Фребель
характеризует этапы, цели и способы
умственного развития ребенка. Он определяет
четыре этапа умственного развития:
Третий блок педагогической системы Ф. Фребеля составляет дидактический материал, с которым должен работать ребенок («дары Фребеля»). Разрабатывая дидактический материал, Фребель исходил из природных особенностей детей дошкольного возраста (подвижность, непосредственность, любознательность, стремление к подражанию) и считал, что для удовлетворения этих потребностей необходимо организовывать занятия со сверстниками в детском саду. При этом ребенок выступал как развивающееся растение, правильному росту которого должен способствовать детский сад.
Фребель разработал своеобразную методику работы воспитателя с детьми с использованием дидактического материала, в основе которой -- развитие органов чувств, движений, речи путем игр и систематических упражнений. Предлагаемые Фребелем «дары» (их шесть) сопровождались разнообразными стишками, песенками, с помощью которых воспитатель доносил смысл, содержание этих «даров» до детей.
Вместе с тем Фребель
пропагандировал ценную и важную
мысль о бесконечном развитии
в природе и о развитии человека
на протяжении всей жизни. Воспитание
должно способствовать творческому
самораскрытию личности и заложенных
в ребенке инстинктов и способностей,
а не определять их. Придавая огромное
значение дошкольному воспитанию, он
считал игру основным средством развития,
, через которую выявляется заложенное
в ребенке божественное начало, рассматривал
игру как одно из средств нравственного
воспитания, полагая, что в коллективных
и индивидуальных играх, подражая взрослым,
ребенок утверждается в правилах
и нормах нравственного поведения,
показал ее большую роль в физическом
и психическом становлении
Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении е другими детьми необходимо воспитывать его в обществе сверстников. Он дал глубокое педагогическое обоснование этой идеи и многое сделал для ее популяризации и широкого распространений.
Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного педагогического воздействия.
Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом.
Фребель детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).
Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость, абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.
Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений.
3. Педагогическая теория М. Монтессори
Итальянский врач-психиатр и
педагог Мария Монтессори (1870-1952)
разработала метод, первоначально
названный «физиологическим»: от деятельности
мускульной системы идти к развитию
различных органов внешних
В основанных ею домах ребенка,
охватывающих детей дошкольного
возраста, от воспитателя требовалось,
не вмешиваясь в процесс развития
ребенка, лишь организовывать обстановку,
способствующую его самовоспитанию.
Согласно принципам Монтессори, детям
предоставляется как можно
Умственное воспитание Монтессори,
по сути, подменила воспитанием органов
чувств, для чего разработала соответствующий
дидактический материал. В основу
занятий были положены материалы
и упражнения, взятые из практики работы
с умственно отсталыми детьми.
Система упражнений была направлена
на выработку у детей определенных
умений и навыков: различать предметы
по форме, весу и цвету, узнавать разнообразные
звуки и запахи. Цель занятий состоит
в развитии сенсорных ощущений дошкольников
(«утончение чувств»). Для этой цели
разработана система
1. Средства, рассчитанные
на свободное манипулирование.
Для воспитания тактильных
2. Средства, предполагающие
полезную практическую
М. Монтессори определила условия
использования дидактических
1. Дидактические средства
(материалы) должны
2. Задача педагогики состоит
в стимулировании интереса
3. Дидактические материалы
представляют выстроенную
4. Манипуляции производятся детьми столько, сколько им будет угодно.
Интересные и ценные в
отдельности, эти упражнения применялись
очень педантично и излишне детализированно,
что вместо широкого развития личности
приводило к дрессировке
Ее прогрессивные идеи:
-впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;
-для обеспечения детям
условий свободной
-определив воспитателю
пассивную роль и возложив
функцию активности на свой
дид.материал, Монтессори вместе
с тем требовала вооружения
воспитателей методом
-наряду с основной формой
воспитания и обучения детей
- самостоятельными занятиями - предлагала
применять разработанную форму
- индивидуальный урок, построив
его на педагогически
-создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.
Можно выделить и негативные
стороны в теории Монтессори: строго
разграничивала работу и игры и не
использовала игру в процессе обучения;
детской творческой игре не придавала
положительного значения, что делает
ее теорию односторонней, а педагогический
процесс не удовлетворяющим естественных
потребностей маленьких детей; исключила
из своей теории рассмотрение вопросов
развития связной детской речи, приобщения
детей к художественному
М. Монтессори не разделяла
положительных мнений других педагогов
о развивающих возможностях игровой
деятельности, поэтому в ее технологиях
не содержится рекомендаций по ней. Она
справедливо считала, что развитая
сенсорная система является основой
для интеллектуального и общего
развития. Кроме того, М. Монтессори
утверждала, что соблюдение условий
манипулирования дидактическими средствами
приводит к развитию и совершенствованию
у детей произвольного
Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом