Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

Процесс обучения оказывает разностороннее влияние на физическое, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей. Поэтому важная задача наблюдений процесса обучения -- выявление его воспитательного, общеразвивающего воздействия на детей (развитие наблюдательности, сообразительности, умственной, речевой и двигательной активности, самостоятельности, творческой инициативы).

Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные формы. Ведущая форма обучения в детском  саду - занятие. Многообразие видов  и форм организации обучения в  детском саду делает обучение максимально  приближенным к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста. Результаты обучения как завершающий компонент  процесса предполагают не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и развитие умственных сил и способностей, формирование отношения к окружающему. Отсюда процесс обучения включает деятельность обучающего - педагога (воспитателя) и  активную деятельность обучающихся  детей. Последняя протекает под  непосредственным руководством воспитателя, под его организующим воздействием.

Введение в детских садах  систематического обучения детей на занятиях как основной формы организации  умственного воспитания дошкольников явилось важнейшим этапом развития отечественной дошкольной дидактики. Количество занятий для различных  возрастных групп определяется «Программой  воспитания в детском саду». Организация  их проведения требует определения  и соблюдения гигиенических норм и правильности использования педагогического  инструментария -- приемов, методов, средств  обучения. Основными структурными компонентами занятия являются:

организация детей, или вводная  часть занятия, когда необходимо сконцентрировать внимание детей, возбудить  их интерес к предстоящей деятельности;

основная часть занятия, предусматривающая  собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность;

заключительная часть, связанная  с подведением итогов детской  деятельности, анализом и оценкой  выполненных детских работ.

Важно помнить, что на каждом занятии  педагог осуществляет взаимосвязанные  задачи воспитания и обучения. Так, обучая детей способам рисования, он учит их последовательно анализировать  предмет, описывать увиденное, рассказывать о способах действий, аккуратно пользоваться краской, не мешать товарищу, убирать  по окончании все на место. 
Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности можно выяснить, каковы представления детей о внешнем мире, насколько свободно они излагают свои мысли, каков их словарный запас.

Об уровне нравственных представлений  детей можно узнать из высказываний, реплик, при оценке выполненных работ  и т. д. Следовательно, в каждом просмотренном  занятии, как в зеркале, будет  отражаться уровень работы с детьми по всем разделам программы. Успешность проведения занятий воспитателем определяют три условия: хорошее знание программы, владение методикой обучения, знание возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей своей группы.

Чтобы контролировать воспитателя  и оказывать ему методическую помощь, заведующий должен знать программы  всех возрастных групп и методику обучения, разбираться в психофизиологических особенностях детей дошкольного  возраста, быть в курсе новых научных  исследований и передового педагогического  опыта.

6. Модели и типы обучения детей  дошкольного возраста

Современные модели дошкольного  образования: традиционная (авторитарная, учебно-дисциплинарная модель) и личностно-ориентирванная. Традиционная: цель - вооружить детей  знаниями, умениями и навыками (ЗУН), привить послушание, репродуктивная деятельность. Результаты дошкольного  обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили»  в ребенка, тем успешнее его обучали.

Отличительной чертой учебно-дисциплинарной модели было единообразие содержания, методов и форм обучения, т.е. обучение проводилось по единым программам, учебным планам и пособиям. Способы  общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания. Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить  требования руководства и контролирующих инстанций. Ребенок - объект приложения сил воспитательной системы. Центр  педагогического процесса - фронтальные  формы работы с детьми, классно-урочная  система, активность детей подавляется, игра жестко регламентируется и ущемляется. Результаты: взаимное отчуждение взрослых и детей, потеря детьми инициативы, негативизм.

Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением побудила ученых (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, В.А. Петровского  и др.) к разработке иной модели обучения, основанной на личностно-ориентированном  взаимодействии воспитателя и ребенка. Целью такого обучения является развитие интеллектуальных; духовных, физических способностей, интересов и мотивов  деятельности, в том числе и  учебной (т.е. личностное становление  ребенка), обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности. Для реализации этой цели у ребенка, начиная с ранних лет жизни, следует  поддерживать желание приобщаться  к миру человеческой культуры путем  освоения передаваемых ему средств  и способов, необходимых для этого  приобщения. Воспитателю необходимо организовать детей и вовлечь  их в активный процесс решения  познавательных и практических задач, в ходе которого каждый ребенок мог  бы ощущать свой рост, радость творчества и совершенствования.

В личностно-ориентированной  модели взаимодействия воспитателя  с ребенком своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального  контроля к развитию, от управления к самоуправлению. При этом обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве воспитателя и детей, в котором воспитатель - помощник, советчик, старший друг

Современные исследователи  отмечают, что собственно воспитательно-образовательный  процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника  на основе следующих позиций его  участников:

субъект-объектная модель -- взрослый находится по отношению  к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы  и действия их разрешения;

объект-субъектная модель -- взрослый создает окружающую развивающую  среду, своеобразный предметный мир, в  котором дети действуют свободно и самостоятельно;

субъект-субъектная модель -- позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

Все представленные модели имеют  место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование  зависит от необходимости решения  разнообразных воспитательно-образовательных  задач. В связи с этим в современных  работах рассматриваются различные  формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционными моделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:

1. Прямое знакомство детей  со средствами и способами  познания или отражения окружающей  действительности.

Прямое обучение - воспитатель  определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми, дает образец выполнения, в ходе выполнения задания направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата.

2. Передача информации  от детей-взрослым, когда дети  действуют самостоятельно, а взрослый  наблюдает за их деятельностью.

Способы деятельности. Создается  проблемная ситуация, решить которую  ребенок с помощью имеющихся  знаний, умений, в том числе и  познавательных не может. Для этого  он должен переворошить свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми ЗУН3. Равноправный поиск взрослыми  и детьми как субъектами деятельности решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.


Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом