Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:01, реферат
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
ВВЕДЕНИЕ...………………………...…………………………………………........…3
ГЛАВА 1. Игра как ведущий вид деятельности................................................4.
ГЛАВА 2.Взгляды исследователей на проихождение и развитие игры..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...........29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….........….31
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет дошкольной педагогики и психологии
Кафедра
дошкольной педагогики
Реферат на тему:
«Становление
и развитие концепции
игры как ведущего вида
деятельности»
Выполнил:
студент 6 курса
магистерской программы
«Образование детей
старшего дошкольного возраста»
Комаров Д.Ю.
Москва,
2010
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...………………………...…………………
ГЛАВА 1. Игра как ведущий вид
деятельности..................
ГЛАВА 2.Взгляды исследователей на проихождение и развитие игры..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Введение
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Огромная
роль в развитии и воспитании ребенка
принадлежит игре -важнейшему виду
деятельности. Она является эффективным
средством формирования личности дошкольника,
его морально - волевых качеств, в
игре реализуются потребность
Дошкольный возраст является ответственными этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в дошкольном возрасте имеет высокое развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес дошкольников представляют игры в процессе обучения.
Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного, переливчатого явления игры, и ни одна, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.
Что же такое игра - доступная ребенку и непостижимая для ученого?
Прежде всего игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,- это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.
Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем самим по себе бесспорным фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.
Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида.
В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески.
У ребенка формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка с предметами начинает подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека. Полуторагодовалый – двухлетний малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком действует совершенно иначе, чем шести-восьми месячный ребенок, т.е. активность ребенка более старшего возраста с этими предметами носит более осмысленный характер, соответствующий их общекультурному назначению.
Представление о
большинстве предметов
В отличие от младенца - ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Если младенец, получив их в руки, начинает просто манипулировать ими, то ребенок двух-трех лет прежде всего приступает к детальному изучению, и только после этого обращается к использованию предмета в своей практической деятельности. Ребенок раннего возраста сначала должен выяснить функциональное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос "что это?", рассчитывая в ответ получить как раз такую информацию.
С первого полугодия
второго года жизни дети начинают
выполнять с игрушками
В возрасте
около трех лет многие дети
от полного выполнения
Благодаря совершенствованию
символической функции, дети не только
используют в игре предметы по их прямому
назначению, но и подчиняют функциональное
употреблению предмета своим идеям
и замыслу игры. Однако в этом
возрасте функциональное назначение предмета
устанавливается еще с
В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и конструируют, строят из них что-либо новое. Появляются первые попытки обращения изобразительной деятельности, в форме рисования на бумаге.
На втором и третьем
годах жизни развитие символического
действия проявляется в том, что
рисунки детей становятся более
сложными. Сначала дети изображают
каракули, которые могут представлять
собой все, что угодно: кошку, собаку
или человека, любой другой знакомый
ребенку объект. На третьем году
жизни рисунки детей
На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры – подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием у ребенка определенных личностных качеств.
Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра – исследование, игра – конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.
Непосредственное взаимодействие между детьми на первом году жизни практически не наблюдается. Десятимесячные младенцы относятся друг к другу как к живым игрушкам: что-то лепечут, проявляя живой интерес, дергают за волосы, трогают пальцами глаза и тому подобное. В возрасте около восемнадцати – двадцати месяцев у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом. Однако двухлетние дети еще не в состоянии играть вместе в игры с правилами. [п. 5; с. 6-7]
Позднее появляется
сюжетно – ролевая игра. Ее возникновение
в жизнедеятельности детей
Во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры;
Во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых;
В третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми – детьми и взрослыми - в игре.
В сюжетно-ролевой
игре ребенок копирует способы обращения
людей с предметами и способы
обращения друг с другом в различных
социальных ситуациях. Тем самым
ребенок лучше усваивает
В раннем возрасте у ребенка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности. Связанные с этим действия мы называем произвольными по той причине, что они возникают не под воздействием каких-либо внешних стимулов в форме реакции на них, а в следствие некоторого внутреннего замысла, который руководит действиями и движениями ребенка в независимости от внешних обстоятельств, в которых они разворачиваются.
Произвольные действия – это целенаправленные действия, так как они регулируются определенной целью. В начале целенаправленные действия детей раннего возраста бывают неустойчивыми. Начав их выполнять с определенной целью, ребенок довольно скоро теряет ее из поля зрения, отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных внешних обстоятельств.
Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка. Когда он умело и забавно подражает кому – либо взрослые обычно улыбаются и тем само эмоционально подкрепляют действия ребенка, хвалят его. Это развивает у ребенка склонность к усвоению нового через подражание, влияет на выбор им форм подражательного поведения.
На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формирования у детей поло-ролевого поведения через подражание. Ребенок начинает больше подражать взрослому одного с ним пола, причем своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым.
Информация о работе Становление и развитие концепции игры как ведущего вида деятельности