Становление и развитие концепции игры как ведущего вида деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:01, реферат

Описание работы

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………...…………………………………………........…3
ГЛАВА 1. Игра как ведущий вид деятельности................................................4.
ГЛАВА 2.Взгляды исследователей на проихождение и развитие игры..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...........29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….........….31

Файлы: 1 файл

Игра.docx

— 63.19 Кб (Скачать файл)

      Теория абсолютизации  культурного значения  игры (Хейзинга,Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем) и  т.п.

         Йохан Хейзинга (1872-1945) Хейзинга или Гессе, Лем, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру источником культуры. 
         Игра в концепции Хейзинги - это культурно-историческая универсалия. Как общественный импульс, более старый чем сама культура, игра издревле заполняла жизнь и , подобно дрожжам, заставляла расти формы архаической культуры. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивал играючи с уровня материального на уровень мысли. Культ перерос в священную игру. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных соревнованиях. Право выделилось из обычаев социальной игры. На игровых формах базировались улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. Хейзинга убежден, что культура в ее древнейших формах "играется". "Она происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела, - пишет автор, - она развивается в игре и как игра". "Культура зачинается не как игра и не из игры, а в игре".[21]

 
         Путь преобразования культуры ученый видит в распространении нового общественного духа. Необходимо возродить в широком культурном сознании первозданную игровую природу. Такова по сути альтернатива духовному кризису, предложенная в "Человеке играющем".  
Концепция "культуры-игры" конструирует своего рода образную модель культуры, базирующуюся на гуманистических ценностях, вступивших в противоречие с реальностью 20 в. Такие понятие, как закон, порядок, благородство, честь, порядочность, свобода, бескорыстие, душевное равновесие, коллективность, гармония и целостность личности, определяют игровую альтернативу. Тесны и многообразны узы, связующие игру и красоту. Игра пронизана ритмом и гармонией, ей присущи радость и изящество.  
       Особенности стиля "Человека играющего" исключают разработку строго научной концепции. Идея "культуры-игры", по преимуществу, обладает свойствами плодотворного научного мифа, позволяющего глубже понять специфику современных духовных процессов путем постижения фундаментальных основ культурной традиции.  
           Тема игры воодушевила также испанского философа Х. Ортегу-и- Гассета (1889-1955). Подобно Хейзинге Ортега озабочен судьбой современной культуры, кризисным бытием личности в условиях "массового общества". Путь спасения культуры он видит в сохранении духовных ценностей аристократической элиты.  
          Среди теоретиков игровой культуры особое место занимает немецко-швейцарский писатель Герман Гессе (1877-1962). Его знаменитый роман "Игра в бисер" - глубокое раздумье о культурном бытии, о возможности сохранить духовность в царстве Игры.

  

Заключение

          В заключении нужно отметить, что в дошкольном возрасте  ребёнок делает первые самостоятельные  шаги в сложном мире взаимоотношений,  и результаты полученного в  этот период опыта в немалой  степени зависят от воспитателей  и педагогов детского сада. Грамотное  общение педагога с детьми  во многом определяет эмоциональное  самочувствие детей, способствует  раскрытию внутреннего потенциала  ребенка, влияет на характер  его взаимоотношений со сверстниками. ( В обратном случае, неадекватное  педагогическое общение может  стать фактором, препятствующим  благополучному развитию детей.) Воспитатель совместно с родителями  помогает ребенку вступить в  мир новых взаимоотношений и  адоптировать в нем, приобретать  новых друзей, находить выход  из сложных ситуаций.

Дошкольное  детство - это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются  самые общие способности, которые  необходимы любому человеку в любом  виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать  совместно с ними, способность  хотеть, радоваться и огорчаться, познавать  новое, пускай наивно, но зато ярко и  нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь - это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал Л.А.Венгер.

Огромная  роль в развитии и воспитании ребенка  принадлежит ведущему виду деятельности-игре. В игровой деятельности формируются  многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для  подготовки ребёнка к будущему, и  для того чтобы сделать его  настоящую жизнь полной и счастливой! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. "В школу с шести лет"- М.: Просвещение, 1981.
  2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.,Психологическая наука школе. Просведение 1997.
  3. Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.
  4. Богославский В. В. и др. Общая психология. М.Просвещение, 1981.
  5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983.
  6. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.
  7. Газман О.С. О понятии детской игры: Сб. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск, 1989. С. 3.
  8. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988.
  9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.
  10. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика. 1944. № 8-9. С. 24.
  11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. С. 472.
  12. Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика. М. Просвещение.1988
  13. Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание, 1993
  14. Мойсенюк Г. О. Педагогика. Киев, 2001
  15. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. М. Просвещение 1986.
  16. Плеханов Г.В. Письма без адреса: Письмо третье // Собр. соч.: т. М., 1924. Т. XIV. 
  17. Ратцель Ф. Народоведение. Т. 1 – СПб. С. 74.
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. – М.: Учпедгиз. 1946. С. 589.
  19. Спенсер Т. Основания психологии. СПб., 1876
  20. Ушинский К.Д. Избр. соч. Т. 1 – М., 1953. С. 569.
  21. Хейзинга Й., "В тени завтрашнего дня", Homo Iudens. М.,1992
  22. Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 4 т. Т. 1 – М., 1962. С. 450.
  23. Эльконин Д.Б. Психология игры. С. 141.

    24.Яковлева  Н. Г. Психологическая  помощь дошкольнику.  Т.Ц. Сфера 2002. 
     

Информация о работе Становление и развитие концепции игры как ведущего вида деятельности