Становление и развитие систем образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время уровень развития технологий, а не наличие природных ресурсов, определяет благосостояние стран «золотого миллиарда». Другими словами, благосостояние нации определяет исключительно ее интеллектуальный потенциал. Наиболее яркими примерами этого являются Япония, Южная Корея, США, Израиль, Англия и т.п. – наиболее развитые страны, более 2/3 валового внутреннего продукта которых составляют уже нематериальные блага.
Состояние государства – это одновременно и причина и следствие работы системы образования. А история государства, его современность и будущее – одно неразрывное целое с историей и современностью образования

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..............3
Глава 1. История развития систем образования до Эпохи Возрождения……..4
§ 1. Развитие и становление систем образования в Древние века……………4
§ 2. Развитие и становление систем образования в Киевской Руси…............8
Глава 2. История развития систем образования с XIV – XVII вв…………...12
§ 1. Образование в Эпоху Возрождения……………………………………...12
§ 2. Развитие и становление систем образования в Эпоху Нового времени……..………………………………………………………………………….14
Глава 3. Современные системы образования …………………………….…16
§ 1. Становление современных систем образования………………………..16
§ 2. Происхождение и становление современной системы образования на территории СНГ………………………………………………………………..25
Вывод. ……………………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Kursovik(1).docx

— 63.96 Кб (Скачать файл)

Эффективность (успешность), формирование способностей к достижению поставленных целей – практическая польза, как основной критерий образования впервые применяется в прагматической педагогике. Джон Дьюи (1859–1952) философ, психолог, педагог, один из ведущих представителей прагматической философии на основе которой была разработана прагматическая педагогика, создатель педоцентрической теории и методики обучения – обучения в основе которого интересы и потребности ребенка «Ребенок – солнце вокруг которого обращаются все средства обучения». Дьюи (Dewey) организовал собственную экспериментальную школу при Чикагском университете США, результаты исследований в которой осветил в работах «Школа и ребенок», «Школа будущего». Цель образования: формирование личности приспособленной к жизни – самостоятельной, активной, творческой, – успешной. Обучение производится путем практической деятельности детей «обучение через действия» – самостоятельное исследование и решение проблем. Дьюи вводит следующую последовательность (этапы) обучения: ощущение затруднения; формулирование проблемы; выдвижение гипотезы; логическая проверка; практическая деятельность в соответствии с разработанной гипотезой. Обучение – создание ситуаций разрешения проблемных задач. Проблемы носят практический характер, они заимствованы из реальной жизни детей и используют их опыт «Школа не только готовит к жизни, но и есть самой жизнью». Активная деятельность закрепляется за учеником, учитель выступает в роли консультанта и наблюдателя. [3, 145 c.]

Принципы реформаторской педагогики в Западной Европе и США  вначале ХХ ст., на практике, реализуются и развиваются экспериментальными школами. Так широкое распространение приобретают Вальдорфские школы Штайнера. Это частные заведения, которые дают полное среднее образование (12 лет обучения, для поступающих в университет – 13-й класс). Первая такая школа была открыта в 1919 году в Штутгарте для детей работников фабрики «Вальдорф – Астория»; в 1990 году насчитывалось около 500 таких школ. Школа Чикагского университета. Во Франции приобрели распространение идеи Селестена Френе (организовал свою школу в 1920 году). В то же время принципы и качество массового государственного образования этих стран на период начала ХХ ст. оставались значительно ниже. Бесплатное среднее образование имелось лишь в США и Франции. В странах Западной Европы (кроме Франции) существовал значительный разрыв между начальным и средним образованием, среднее образование было малодоступным, а изменения образования касались в основном роста количества массовых школ. [2, 625 c.]

В течение первой половины ХХ ст. вместе с процессами демократизации и дальнейшего развития общества происходит также демократизация и  развитие образования – среднее образование Западной Европы также перестает быть частью классового общества, становится обязательным и общедоступным. На конец 50-х годов продолжительность обязательного единого бесплатного образования составляет 8 – 10 лет (Англия – 10 лет, Япония – 9 лет, Франция – 8 лет, Германия – 8 лет, США – 6-8 лет). Также общей тенденцией образования названных стран была в основном гуманитарная направленность среднего образования. Образование было общим и единым (кроме США, где определенная профессиональная дифференциация среднего образования была введена уже в 30-е годы). [7, 261 c.]

В 60-х годах многие исследователи  приходят к мнению о несоответствии уровня среднего образования требованиям начала информационной эпохи. В системе образования развитых стран педагоги критикуют абстрактный характер знаний, умений и навыков, предоставляемых школой. Так называемый «спутниковый шок» вызвал также шквал критики значительного гуманитарного уклона содержания образования, его педоцентрической направленности, появляются такие известные документы, как доклад американского правительства «Нация в опасности», в котором перед педагогами был поставлен вопрос, – «С какими знаниями войдут в ХХI столетие наши дети?». Правительства ведущих стран мира отреагировали проектами реформ: «Образование ХХI столетия» (ФРГ), «Образование американцев в ХХI столетии» (США), «Образование будущего» (Франция), «Модель образования» (Япония), и другие. [1, 36 c.] Период реформ отрасли образования развитых стран 60-х – 80-х годов получил название «взрыв образования». Девизом всех этих реформ стал девиз – «Стратегия будущего – дифференциация обучения». Происходит увеличение сроков обучения. Учебные предметы разделяются на базовые (обязательные) и дополнительные (по выбору). В 1961 году в США было предложено обязательное обучение по пяти направлениям (базисам): английский язык и литература, математика, природоведение, социальные науки, компьютерная техника. Каждый базис включает несколько частей. Так базис «математика» состоит из алгебры, тригонометрии, делопроизводства и применения компьютеров. Одновременно разрабатываются и практикуются программы углубленных или облегченных курсов (элективы). В Англии к обязательным предметам были отнесены: английский язык и литература, математика, религия, физкультура. На них было отведено более 50 % учебного времени. Другая часть учебного времени была занята предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», которые включают несколько учебных курсов гуманитарного, естествознавческого и математического содержания. Вводятся «интегративные курсы». Примером такого курса является обязательная программа природоведения, которая включает элементы физики, химии, биологии, иногда – астрономии, геологии, минералогии, физиологии, экологии. Интегративные курсы создаются для основной части учеников, и применяются одновременно с углубленным изучением отдельных предметов, к которым проявляются интересы и способности учащихся. Происходит также дифференциация самих средних учебных заведений. Гуманитарное образование предоставляется в колледжах США и Японии; грамматических и публичных школах Англии; гимназиях ФРГ; общеобразовательных лицеях Франции. Физико-математическое, а также естественнонаучное образование предоставляется в технических колледжах США и Японии; современных школах Англии; реальных училищах Германии; технических лицеях Франции. Дифференциация школ осуществляется после получения начального образования. Происходит становление промежуточных школ между начальными и средними. В них происходит обучение детей с 11 – 12 до 15 – 16 лет с целью получения единого образования в первые три года и предоставления дальнейшей дифференциации в средней школе. Вводится школьное самоуправление (советы учеников, школьные советы и т.д.). Происходит дальнейшее усовершенствование учебных программ, форм и методов обучения.

 

Происхождение и  становление современной системы  образования на территории СНГ

В Российской империи в 1861 году было отменено крепостное право. К отмене крепостного права и  последовавшим реформам императора Александра II привело осознание огромного военно-технического отставания империи, чему способствовало поражение империи в крымской войне 1853-56 гг., а также социальное напряжение, значительно усилившееся в результате этого поражения. 19 февраля 1861 г. царь Александр II издает манифест про отмену крепостного права. Таким образом, было положено начало перехода от феодального строя к капиталистическому. Вместе с этим происходит и развитие образования, однако оно сильно замедляется системой государственного устройства. [6, 135 c.]

К началу XX века империя переживает глубокий и системный кризис, вызванный  архаичностью социально-политического  устройства – самодержавием. Страну охватили волнения. В начале октября 1905 года началась Всероссийская политическая забастовка. Царское правительство вводит чрезвычайное положение. Во многих городах были закрыты университеты, на фабрики и заводы введено полицию и войска. Подавив революцию 1905-1907 гг., царское правительство понимало, что одними репрессиями снять социальное напряжение невозможно. Осознав необходимость дальнейших реформ, Николай II издает манифест которым «дарует» народу гражданские свободы: неприкосновенность личности, свободу совести, печати, собраний, союзов. Проведение реформ возглавил глава совета министров и министр внутренних дел П. Столыпин. В проведении своих реформ Столыпин встретил сильное сопротивление, поскольку вопреки демократическому направлению реформ, сам Столыпин воплощал собой силы, стремившиеся к жестокому подавлению всего демократического, беспощадным репрессиям против участников освободительных движений: национальных, социальных, политических, культурно-просветительских. Период реакции после подавления революции 1905-1907 гг. получил название «столыпинщина». Завершить свои реформы Столыпину не удалось. 1 сентября 1911 г. в Киеве он был застрелен. [10, 241 c.]

Кризис самодержавия завершился 27 февраля 1917 года его свержением. Начался  сложный, противоречивый, но очень важный этап и в истории, общественно-политической и духовной жизни. Ликвидируется классовость среднего образования – гимназии объявляются средними общеобразовательными школами, в которых предоставляется возможность учиться всем детям, которые приобрели необходимую начальную подготовку. [12, 152 c.]

Ошибки и непоследовательность демократических сил в становлении  государственности, отсутствие четких позиций в социально-экономических  и внешнеполитических вопросах, привели  к утрате социальной опоры. Этим воспользовались  большевики, позиция, которую они  декларировали, была предельно четкой: землю крестьянам, заводы рабочим, власть советам. Большевики, с целью национального  примирения, провозглашают создание независимых Советских Социалистических Республик. Однако руководство республиками осуществлялось большевистской партией, правление которой, в свою очередь, осуществлялось централизованно, таким  образом, независимость республик приобрела лишь декларативный характер.

Советские школы перестраивается  в соответствии с «Положениями про  единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 20-е  годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. С 1925 года начальное образование провозглашается обязательным и бесплатным. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 20-х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты.

Советское образование переживало те же стадии развития, что и вся  советская система. Так разработанный и развернутый Владимиром Ульяновым (1870-1924) план строительства социализма (индустриализация страны, кооперирование крестьянства, культурная революция), внедрение новой экономической политики (НЭП), получили свое продолжение в культуре и образовании 1920-х.

В 30-е годы начинается период сталинской индустриализации. XV съезд  ВКП(б) объявляет приоритет государственного плана над рынком, что означает сворачивание новой экономической политики и уничтожение товарно-денежных отношений. По формуле Иосифа Джугашвили (Сталина), планы должны иметь не прогнозный, а директивный характер, то есть быть обязательными для исполнения (плановая экономика). Именно Иосиф Виссарионович Джугашвили (1879-1953) является автором всей советской системы, в том числе и системы образования. (Также как и здравоохранения.) Противники формул Сталина: М. Бухарин, О. Рыков, М. Томский и другие – были объявлены «правым уклоном» и во время «чистки» уничтожены.

В 1932 году в СССР были введены  единые десятилетние трудовые школы. Становление советской системы образования определяется следующими нормативами: 1930 год – постановление «Про общее обязательное начальное образование» (в школах происходит обязательное создание пионерских, комсомольских и партийных организаций); 1931 год – постановление «Про начальную и среднюю школу»; 1932 год – «Про учебные программы и планы в начальной и средней школе»; 1933 – «Про учебники для начальной и средней школы»; 1936 – «Про педологические перекручивания в системе Наркомпроса»; 1937 – «Про обязательное изучение русского языка в нероссийских школах». [8, 157 c.]

Достижения И. Джугашвили были действительно огромны. Практически  полностью ликвидируется безграмотность. Итогом сталинских пятилеток стал рост тяжелой промышленности почти в 11 раз. В индустриальный период мирового экономического развития именно тяжелая промышленность являлась определяющей в достижении экономической и военной мощи государства. В то время были введены в строй гиганты металлургической промышленности, происходит строительство новых шахт, электростанций, и т.д.. Таким образом СССР становится одним из мощнейших государств мира. Другой стороной рывка тяжелой промышленности и «прыжка в социализм» стали миллионы человеческих жертв. [12, 163 c.]

Особо следует отметить, что повышения благосостояния людей  при этом не происходит, люди рассматриваются  как расходный материал. Пренебрежение экономическими механизмами развития производства привело к подрыву сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Очереди, продовольственные карточки, хронический дефицит товаров и услуг. Размещение продуктивных сил искаженное индустриализацией по системе Сталина привело к значительному дефициту жилья. Впрочем, плановая схема производства изначально и не была рассчитана на улучшение уровня жизни населения. Большого значения материальным стимулам труда большевики не придавали. Социалистическое соревнование (стахановское движение и др.) надолго стало главной формой борьбы за повышение показателей труда, работников прикрепляют к предприятиям, а нарушение дисциплины приравнивается к уголовному преступлению. Игнорируя экономические рычаги повышения продуктивности труда, руководители большевистской партии и правительства стремились использовать (точнее, можно сказать, просто гениально использовали) энтузиазм масс, а также бесплатный труд миллионов безвинно заключенных. [7, 34 c.]

После смерти Сталина (1953 г.) в общественной жизни народов  СССР происходят качественные изменения. Руководителем государства становится Никита Сергеевич Хрущев (1894 – 1971). Период его правления (1953 – 1964) получил название «оттепели». Настоящим потрясением  стал ХХ съезд КПСС с «развенчиванием  культа личности Сталина». Реабилитируются  массы политических заключенных  концлагерей. Хрущевская оттепель породила надежду на прекращение произвола и на более достойную жизнь людей. Тот период стал одновременно и пиком развития (вызвавшим «спутниковый шок» американцев) и началом деградации системы СССР. Некоторое время в советском обществе еще сохраняется инерционная тенденция развития. Однако созданная И. Джугашвили социально-экономическая система просто не могла существовать вне условий социальных потрясений – общественного энтузиазма их преодоления, отдельно от культа личности, ГУЛАГ и НКВД. Это было осознанно советским руководством лишь во второй половине 80-х годов, когда процесс разложения общества (прежде всего морального) уже зашел слишком далеко. Воровство стало повседневной нормой жизни советского человека. Советское общество, лишенное всякой моральной опоры вследствие осознания никчемности веры в Сталина, «светлое завтра» и торжество коммунизма быстро деградировало. Разруха планомерно охватывает все сферы жизни и отрасли производства. Окончание индустриальной эпохи лишь ускоряет коллапс системы сталинского «социализма». Неуклюжая «перестройка» (1985 - 1991) заканчивается попыткой государственного переворота и окончательным крахом государства. Причем катастрофа произошла более на моральном уровне, но главной причиной стал экономический развал советской системы и ее слишком запоздалая «перестройка». Суть происходивших процессов хорошо передана посредствам кино. Характерными для последнего времени СССР являются такие фильмы как «Интердевочка», «Забытая мелодия для флейты», «Криминальный талант», «Дорогая Елена Сергеевна», «Авария – дочь мента» и других картин эпохи распада СССР. [12, 282 c.]

Информация о работе Становление и развитие систем образования