Становление системы общественного дошкольного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2015 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

История общественного дошкольного воспитания в России началась в середине ХIХ века. Практика дошкольного образования в России развивалась медленно, а теория и методика - гораздо интенсивней. Один из первых детских садов был открыт А.С. Симонович (1840-1933). На основе своей педагогической деятельности она разработала некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до 3 лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. Дети должны находиться в детском саду от 3 до 7 лет. Цель детских садов - физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе.

Содержание работы

Теоретическое обоснование темы………………………………………………..3
1. Становление системы общественного дошкольного воспитания в первые годы Советской власти (1917-1920)……………..……………..………………….3
2. Значение нормативно-правовых документов по народному образованию в деле становления системы общественного дошкольного воспитания…………..6
3. Раскрыть роль всероссийских съездов по дошкольному воспитанию в развитии системы дошкольного воспитания……………..……………………….8
4. Показать развитие общественного дошкольного воспитания в 20-30 е годы…………..…………………..…………………..…………………..………….11
5. Проанализировать первые начинания в области разработки теории дошкольного воспитания и системы работы дошкольных учреждений………18
6. Дать характеристику типам дошкольных учреждений, раскрыть проблемы содержания и методов работы дошкольных учреждений………………………25
7. Рассмотреть решение вопроса подготовки педагогических кадров для системы общественного дошкольного воспитания……………………………..28
8. Дать краткий анализ становления в развитие системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси (1917-1940 гг.)…………………………..29
Практико-ориентированные задания………………………………………….32
1. Сделать анализ нормативно-правовых документов данного периода (1917-1940 гг.) по дошкольному воспитанию: ……………..……………..……………32
2. Сделать анализ обсуждения вопроса о подготовке работников для системы дошкольного воспитания на первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (идеи С.Т. Шацкого и Е.И. Тихеевой) ……………..……………...35
Список литературы……………..……………..……………..…………………….37

Файлы: 1 файл

Tema_1_Stanovlenie_sistemy_obschestvennogo_doshko.docx

— 92.91 Кб (Скачать файл)

Все проблемы дошкольного воспитания решались на научной основе. Были разработаны нормативы по строительству, объему помещений, наполняемости групп, оборудованию детских садов и т. д. Совет Народных Комиссаров СССР 3 мая 1937 г. постановил:

1. Обязать хозяйственные  организации и учреждения, в ведении  которых находятся детские сады, соблюдать установленные народными  комиссариатами здравоохранения  и просвещения соответствующих  союзных республик нормы строительства  и содержания детских садов  в отношении санитарных правил, объема помещений, оборудования, наглядных  пособий, питания и медицинского обслуживания детей.

В результате огромных достижений советского народа, завершившего к 1940 г. в основном построение социализма, была создана система общественного дошкольного воспитания. В стране имелось уже 24,5 тыс. детских садов, которые посещали свыше 1 млн. детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Раскрыть роль всероссийских съездов по дошкольному воспитанию в развитии системы дошкольного воспитания

 

Нельзя не отметить и особой роли в развитии дошкольного воспитания первого партийного совещания по вопросам народного образования (1920). В решениях этого совещания особо подчеркивалась необходимость организации широкой сети дошкольных учреждений и обеспечения их преемственности со школой.

Заботясь о развитии сети дошкольных детских учреждений, Советское государство всегда исходило из необходимости как можно полнее удовлетворить потребности и запросы семьи в уходе за ребенком и его воспитанием.

Естественно, что потребностям населения могут отвечать только детские дошкольные учреждения различных типов, и вопрос о типе дехекого сада, детских яслей в первые годы Советской власти был предметом самых горячих дискуссий.

На I Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию в 1919 году эта проблема обсуждалась всесторонне; было решено, что нуждам работающей матери наиболее соответствует детский сад с 9—10-часовым пребыванием ребенка, функционирующий круглый год.

Длительность пребывания обеспечивала также наиболее успешное решение задач всестороннего развития детей. В 1919 году специальным постановлением Народного Комиссариата просвещения была узаконена непрерывность работы стационарных дошкольных учреждений. Основные их типы: стационарные (постоянно действующие) и сезонные (временно действующие) — сохранились до сих пор.

Для детей, страдающих нарушениями физического и психического развития, были созданы специальные постоянно действующие государственные детские учреждения — детские сады и группы для глухонемых, для детей с нарушениями речи, двигательной сферы и др.

Возникли и некоторые другие типовые варианты учреждений, вызванные к жизни потребностями семьи. Среди них санаторные детские сады для физически ослабленных детей, детские площадки по месту жительства детей и т. д.

Система дошкольного воспитания складывалась в нашей стране, по сути дела, заново как по форме, так и по содержанию. Создание широкой сети детских садов происходило в условиях борьбы с огромными трудностями — с нехваткой средств, голодом, в условиях войны и интервенции и осложнялось отсутствием кадров и опыта организации общественного дошкольного воспитания. Тем не менее количество детских яслей и детских садов росло из года в год.

Очень показательной была в этом отношении Ивановская область. Здесь в районе развитой текстильной промышленности преобладающим был женский труд. До революции детских садов в Иваново-Вознесенске не было. Огромное количество малышей оставалось без надзора, пока матери были на работе.

В конце 1917 года Ивановский городской Совет через газету «Ивановский листок» обратился к молодым женщинам с призывом помочь в организации жизни детей и их воспитании. На этот призыв откликнулись целые рабочие коллективы.

Были созданы курсы по подготовке воспитателей, проведены десятки воскресников по ремонту и оборудованию помещений. В 1918—1922 гг. открылось несколько больших детских садов при текстильных фабриках в Иванове, в Кинешемском районе, в Шуе. Только в 1929 году в Ивановской области было открыто 150 детских садов, в которых воспитывалось почти 7 тыс. ребят.

Дошкольное воспитание быстрыми темпами развивалось в национальных районах Советского Союза, в союзных и автономных республиках. Чрезвычайно характерна картина развития детских дошкольных учреждений в Казахстане. До революции здесь не было ни одного дошкольного детского учреждения.

В 1917 году в г. Верном открылась первая детская площадка, воспитанниками которой были дети казахов, русских, татар, уйгуров, дунган и узбеков. К 1 июня 1921 года в республике насчитывалось уже 115 детских садов с контингентом 5320 детей. Женщины Казахстана все больше проникались доверием к общественному дошкольному воспитанию и с охотой отдавали детей в детские сады.

На содержание детских яслей и садов государство ассигновывало значительные средства. Быстрыми темпами росло число детских дошкольных учреждений после XIV съезда партии, в период индустриализации страны. В это время создание детских яслей и детских садов рассматривалось как важнейшая социально-политическая задача.

Строительство гигантов первой пятилетки, освоение необжитых районов на востоке страны требовало большого количества рабочих рук. Женщины активно вовлекались в общественное производство.

На селе примерно с 1925 года стали создаваться летние дошкольные детские площадки — сезонный вариант детского сада. Организации этих площадок много сил отдавали студенты-практиканты дошкольных факультетов педагогических институтов и Академии коммунистического воспитания.

Н. К. Крупская и А. В. Луначарский активно содействовали развитию общественного дошкольного воспитания в деревне. Выступая в 1927 году на XIII Всероссийском съезде Советов с докладом о народном просвещении в РСФСР, А. В. Луначарский отметил быстрый рост деревенских детских площадок: с 1925 по 1927 год количество детей, которых обслуживали детские площадки, возросло с 15 до 150 тыс.

В постановлении съезда подчеркивалась необходимость дальнейшего всемерного развития дошкольного воспитания в городе и на селе как непременного условия дальнейшего роста активности трудящихся женщин, а также улучшения школьного дела, для которого детский сад должен стать прочной базой.

В целях реализации решения XIII съезда Советов Наркомпрос РСФСР, наряду с развертыванием сети дошкольных детских учреждений на государственные средства, организует массовое движение общественности за создание детских яслей и садов с привлечением сил и средств общественности.

Так, в 1930 году проводится общественный смотр работы по дошкольному воспитанию с целью выявить недостатки дошкольных учреждений. Перед каждой организацией ставится задача проверить свое участие в развитии дошкольного воспитания и обсудить результаты на собраниях трудящихся.

Создавались бригады для проверки из представителей ВЦСПС, профсоюзов, кооперации, Колхозцентра. К работе Наркомпроса привлекаются представители ЦК комсомола, ВЦСПС, Детской комиссии при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете, представители Охраны материнства и младенчества, Колхозцентра и, конечно, актив дошкольных работников.

Наркомпрос РСФСР заключает ряд соглашений с Центрожилсоюзом, по которым последний обязуется провести работу по приспособлению имеющихся зданий для детских садов и строительству новых (за счет 10% отчислений от дохода товарищества); помогает Колхозцентру в организации дошкольного воспитания, рекомендует осуществить засев «гектара дошкольника», доходы с которого предназначить для строительства дошкольных учреждений.

Ярким примером этого движения является так называемый «дошкольный поход» (конец двадцатых и начало тридцатых годов). Инициатором его стала общественность Красноярского края. В результате похода в этом крае подавляющее большинство детей дошкольного возраста было вовлечено в детские сады и ясли.

Инициатива трудящихся Красноярского края была одобрена Наркомпросом РСФСР, и поход стал всероссийским. Его активно поддерживали отдел работниц ЦК ВКП(б), ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС. Итогом похода явилось расширение сети детских садов и улучшение качества воспитательной работы.

Темпы развития сети дошкольных учреждений в двадцатых годах были очень высоки. Однако качество воспитательной работы оставляло желать лучшего. Вследствие слабой педагогической подготовки кадров и отсутствия опыта имели место серьезные недостатки в содержании воспитательной работы.

Кроме того, детские сады и ясли не всегда имели достаточно хорошие помещения, не хватало оборудования и пособий. В этих условиях выдвинутая Наркомпросом в 1932 году задача осуществления дошкольного всеобуча не могла быть решена и правительство не утвердило этих предложений.

Государство, местные Советы и партийные организации уделяли много внимания развитию дошкольного воспитания, оказывали всестороннюю помощь органам народного образования в этом деле. Увеличивалась материальная помощь многосемейным, роженицам, расширялась сеть родильных домов, детских садов и яслей.

Большую роль в развитии системы дошкольного воспитания сыграли изменения порядка руководства и управления детскими учреждениями. Возникли так называемые ведомственные детские сады и ясли, которые комплектовались в основном детьми рабочих и служащих завода, фабрики и учреждения.

Это способствовало укреплению материальной базы дошкольных детских учреждений, закреплению кадров. Специальным постановлением СНК СССР от 3 мая 1937 года хозяйственным организациям и учреждениям, имеющим детские ясли и сады, предлагалось соблюдать установленные совместно народными комиссариатами здравоохранения и просвещения нормы строительства и санитарного содержания детских садов, их оборудования, питания и медицинского обслуживания детей.

Были разработаны и утверждены государственные строительные нормы и первые типовые проекты зданий для детских садов. Методическое руководство ведомственными детскими учреждениями и медицинский контроль осуществляли органы народного образования и здравоохранения.

В 1941 году сеть дошкольных детских учреждений в СССР достигла довольно высокого уровня. Работало 46 тыс. детских садов и яслей с контингентом 2 млн. воспитанников.

Учреждения дошкольного воспитания сыграли огромную роль в сохранении жизни и здоровья детей и в их воспитании в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Количество детских садов в эти годы не только не сократилось, но по ряду тыловых областей резко возросло.

Возникли учреждения нового типа — дошкольные интернаты и дошкольные детские дома, созданные, как правило, для детей, эвакуированных из прифронтовых районов.

 

 

 

4. Показать развитие общественного дошкольного воспитания  в 20-30 е годы

 

История общественного дошкольного воспитания в России началась в середине ХIХ века. Практика дошкольного образования в России развивалась медленно, а теория и методика - гораздо интенсивней. Один из первых детских садов был открыт А.С. Симонович (1840-1933). На основе своей педагогической деятельности она разработала некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до 3 лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. Дети должны находиться в детском саду от 3 до 7 лет. Цель детских садов - физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе. Симонович считала также, что работа воспитателей в детских садах и при индивидуальном обучении должна вестись методически и последовательно. Большое значение она придавала личности воспитателей: «Энергичная, неутомимая, изобретательная воспитательница придает детскому саду свежий колорит и поддерживает в нем неиссякаемую, веселую деятельность детей».

Значительный вклад в разработку проблем воспитания дошкольников внесла детская писательница Е. Н. Водовозова (1844-1923). Ею созданы замечательные для своего времени очерки и рассказы о природе, о жизни народов России и западноевропейских государствах. На формирование ее педагогических взглядов значительное влияние оказали К.Д. Ушинский и В. И. Водовозов, ее будущий муж. Она стала педагогом и во всем помогала своему мужу, талантливому методисту русского языка и литературы. В конце 60-х гг. Водовозова была за границей и изучала там опыт семейного воспитания и организации детсадов.

В 1871 г. Е.Н. Водовозова опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей. В ней были выделены следующие части:

- умственное и нравственное  воспитание дошкольников;

- значение системы Ф. Фребеля, его игр и занятий;

- содержание и методика воспитания детей отдельных возрастных групп (от 1 до 4; от 4 до 6; от 6 до 8 лет);

- обзор развивающих детских игрушек.

Книга имела приложения: таблицы для организации ручных занятий; песни и ноты. Она переиздавалась много раз, с дополнениями и изменениями. Так, в издание 1913 г. вошли разделы, в которых Водовозова дала критический анализ теории «свободного воспитания» и системы М. Монтессори.

Информация о работе Становление системы общественного дошкольного воспитания