Становление системы общественного дошкольного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2015 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

История общественного дошкольного воспитания в России началась в середине ХIХ века. Практика дошкольного образования в России развивалась медленно, а теория и методика - гораздо интенсивней. Один из первых детских садов был открыт А.С. Симонович (1840-1933). На основе своей педагогической деятельности она разработала некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до 3 лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. Дети должны находиться в детском саду от 3 до 7 лет. Цель детских садов - физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе.

Содержание работы

Теоретическое обоснование темы………………………………………………..3
1. Становление системы общественного дошкольного воспитания в первые годы Советской власти (1917-1920)……………..……………..………………….3
2. Значение нормативно-правовых документов по народному образованию в деле становления системы общественного дошкольного воспитания…………..6
3. Раскрыть роль всероссийских съездов по дошкольному воспитанию в развитии системы дошкольного воспитания……………..……………………….8
4. Показать развитие общественного дошкольного воспитания в 20-30 е годы…………..…………………..…………………..…………………..………….11
5. Проанализировать первые начинания в области разработки теории дошкольного воспитания и системы работы дошкольных учреждений………18
6. Дать характеристику типам дошкольных учреждений, раскрыть проблемы содержания и методов работы дошкольных учреждений………………………25
7. Рассмотреть решение вопроса подготовки педагогических кадров для системы общественного дошкольного воспитания……………………………..28
8. Дать краткий анализ становления в развитие системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси (1917-1940 гг.)…………………………..29
Практико-ориентированные задания………………………………………….32
1. Сделать анализ нормативно-правовых документов данного периода (1917-1940 гг.) по дошкольному воспитанию: ……………..……………..……………32
2. Сделать анализ обсуждения вопроса о подготовке работников для системы дошкольного воспитания на первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (идеи С.Т. Шацкого и Е.И. Тихеевой) ……………..……………...35
Список литературы……………..……………..……………..…………………….37

Файлы: 1 файл

Tema_1_Stanovlenie_sistemy_obschestvennogo_doshko.docx

— 92.91 Кб (Скачать файл)

Однако наряду с положительными указаниями в “Инструкции... нашли отражение установки, характерные для теории “свободного воспитания”, не соответствующие задачам коммунистического воспитания детей. Сами задачи воспитания детей дошкольного возраста определялись несколько аполитично, обусловливались только особенностями этого возраста. Роль воспитателя сводилась главным образом к организации обстановки. “Инструкция... подчеркивала, что выбор занятий должен исходить только от самих детей, участие детей в общих занятиях необязательно, расписание занятий недопустимо, детям нельзя давать никаких образцов, рекомендовалось избегать всяких руководящих указаний. По “Инструкции... обучение грамоте должно “совершаться естественным путем, вытекая из соответствующей обстановки”, т. е. без определенной последовательности и системы. Это создавало трудности для последующего обучения детей грамоте в школе.

Руководители общественного дошкольного воспитания продолжали после съезда работу по созданию советской системы дошкольного воспитания. Выступая в печати, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе с пустившим корни так называемым “свободным воспитанием”. На конкретных примерах она показывала, какое уродливое преломление на практике получают идеи “саморазвития ребенка”, противостоящие установкам на руководящую роль воспитания. Напутствуя выпускников дошкольных курсов, она указывала на недопустимость самотека в воспитательной работе, подчеркивала необходимость исходить из задач коммунистического воспитания, отыскивая разумные методы к их осуществлению.

Работавшие в массовых детских садах воспитатели, получившие дошкольную подготовку преимущественно на краткосрочных центральных и местных курсах, руководствовались полученными знаниями и передавали их другим воспитателям. Осуществляя указания “Инструкции...”, они частично использовали дидактические материалы Монтессори, готовили дидактические пособия, рекомендованные Е. И. Тихеевой, проводили занятия с бросовым материалом, рекомендованные Л. К. Шлегер. Много внимания уделялось играм детей, лепке, рисованию, рассказыванию сказок, пению. Где возможно, привлекались к работе музыкальные работники, но в организации занятий не было системы, она была больше ориентирована на текущие интересы детей.

Молодых работников воодушевляла возможность дать детям радостное детство, предоставить возможность свободного проявления их активности и инициативы. Многим казалось, что эти возможности обеспечивает система работы на основе теории “свободного воспитания”.

Оживленные дискуссии велись на специальных конференциях. Например, на конференции по теме “О трудовом начале в дошкольном учреждении выявилось два направления в решении обсуждаемого вопроса. Одни стояли за полное самообслуживание в детском саду. Д. А. Лазуркина, Е. А. Аркин и большинство практических работников поддерживали другое мнение: труд следует вводить как воспитательный элемент. Надо выбирать такие виды труда, которые способствуют всестороннему развитию детей. Ребенку нужно давать работу, которая ему посильна и эффективна в воспитательном отношении.

Одним из важных вопросов, решаемых усилиями дошкольных работников в контакте с педагогами школы, был вопрос об установлении преемственности между детским садом и школой. Д. А. Лазуркина, К. Н. Корнилов, Л. К. Шлегер и другие неоднократно выступали с докладами и статьями на темы: “Детский сад — подготовительная ступень к школе”, “О работе с семилетками”. Дошкольный отдел, работая в большом контакте с отделом единой трудовой школы Наркомпроса, рассылал по разным городам совместные руководящие указания, намечавшие организационные формы совместной работы детского сада и школы.

На местах тоже шли поиски конкретных путей этих связей. Например, в Калуге была создана специальная комиссия по связи детского сада со школой из представителей от дошкольных и школьных работников, которая выработала специальную инструкцию. При детском саде были созданы опытные переходные группы, а при опытной школе была создана группа из детей, переданных из детского сада, где занятия велись методами дошкольного учреждения. Во многих детских садах учителя участвовали в работе старших групп детского сада.

После I съезда по дошкольному воспитанию было издано “Руководство по ведению очага и детского сада”, которое призывало воспитателей детских садов изучать детей, глубже анализировать свою работу, учитывать показатели развития детей. Почти в каждом учреждении велись дневники наблюдений за детьми, собирались рисунки и другие материалы занятий, отражающие интересы современного ребенка, что давало возможность вскрывать ошибки, проверять практикой положения, принятые на веру, и отыскивать более правильные пути.

Анализы результатов воспитательной работы с детьми очевидно показывали, что воспитание нельзя сводить к организации обстановки для “саморазвития ребенка”, — ребенка нужно воспитывать и направлять его поведение в соответствии с задачами воспитания. Наблюдение за играми и творчеством детей, изучение их интересов и поведения убедительно свидетельствовали, что ребенок отражает в них увлекающие его явления окружающей жизни. Дети очень любят рассказы о героях революции, красочных советских демонстрациях, охотно и активно готовятся к проведению революционных праздников, поют революционные песни.

В отчете Рязанского детского сада имени Я. П. Полонского отмечалось, что “пассивное ожидание проявления интересов, идущих исключительно от самого ребенка, боязнь воспитателя проявить инициативу сковывало его, делало неуверенным, а детей дезорганизовывало. Каждый делал только то, что хотел, и не считался с другими”. Такие наблюдения помогали коллективам постигнуть на собственном опыте всю дезорганизующую роль “свободного воспитания”, прийти к выводам о необходимости выработки программы, четко определяющей объем навыков и знаний, методы работы. Так, например, на IV Вятской губернской конференции, проходившей в сентябре 1921 г., представитель Слободского района выступил с проектом коллективно разработанной программы, к составлению которой привел учет недостатков в подготовке детей к школе, отмеченный учителями. Конференция призвала к уточнению требований к воспитательной работе детского сада и приняла предложенную программу.

 

 

 

 

6. Дать характеристику типам дошкольных учреждений, раскрыть проблемы содержания и методов работы дошкольных учреждений

 

На II Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, проходившем в ноябре 1921 г., обсуждались главным образом вопросы содержания и методов работы в дошкольных учреждениях. Выдающийся советский педагог П. П. Блонский в специальном докладе “Системы дошкольного воспитания дал общий обзор сложившихся систем воспитания дошкольников, раскрыл их классовую сущность и. показал, что, только опираясь на марксистскую теорию, можно создать научную педагогику. Он отметил, что идеи свободного воспитания в советских условиях играют реакционную роль — в период укрепления диктатуры пролетариата анархизм особенно опасен. Съезд принял решение о выработке марксистско-ленинской системы дошкольного воспитания «будущих строителей и борцов за осуществление коммунистического общества».

Основным типом дошкольного учреждения был признан сад-очаг с длительным пребыванием детей в нем, как наиболее отвечающий актуальным задачам. Были намечены также четкие требования к подготовке нового типа педагога, «понимающего задачи современного общества». В основу этих требований был положен доклад заведующей дошкольным отделом Московского отдела народного образования Р. Е. Орловой, которая, обобщая опыт Москвы в подготовке кадров из рабочей среды, сформулировала требования относительно их общественно-политической, общеобразовательной и специальной подготовки, а также организации и методов работы курсов.

Творческая деятельность дошкольных работников после съезда стала более целенаправленной. В центре и на местах была создана система опытных учреждений, которые укомплектовывались наиболее квалифицированными работниками. Эти учреждения привлекали к опытной работе и коллективы обычных дошкольных учреждений. В уездных городах были выделены опорные детские сады, непосредственно связанные с центральными. Коллективы воспитателей работали с большим энтузиазмом. В отчетах Наркомпроса о состоянии педагогической работы на местах в эти годы неизменно отмечалось искреннее отношение и большая заинтересованность в исканиях новых путей и «беззаветная преданность своему делу».

Изучение и анализ собранных Наркомпросом материалов о работе детских садов в эти годы, обобщение лучшего опыта дали возможность наметить новое направление в работе дошкольных учреждений, отвечающее задачам коммунистического воспитания детей.

Была убедительно доказана несостоятельность утверждения, будто современная окружающая жизнь чужда и непонятна детям. Наоборот, игры и занятия были более увлекательны там, где педагоги воспитывали у детей интерес к советской действительности. Связь воспитательной работы с современностью, с окружающим становилась ведущим принципом работы советского детского сада. В конце 1923 г. Наркомпрос организовал курсы для руководителей центральных учреждений по дошкольному воспитанию; в учебной работе слушателей весь этот опыт в обобщенном виде занял главное место.

Большой вклад в разработку проблем содержания и методов дошкольной работы внесла дошкольная подсекция ГУСа, организовавшая из научных и практических работников опытных учреждений несколько методических комиссий, в том числе комиссию по детской книге, объединившую практических работников детских садов и молодых писателей. Результатом работы этих комиссий явилась серия методических писем. Первое методическое письмо было посвящено работе в деревне, второе, обобщавшее опыт работы дошкольных учреждений, направлено на конкретизацию содержания и методов работы в детских учреждениях. В третьем письме рассматривалась связь с пионерами как одно из действенных средств подведения ребят к революционной современности . В методическом письме о работе по природоведению, указывалось, что она должна помогать в формировании материалистического миропонимания. Знакомство с природой рекомендовалось начинать с непосредственных наблюдений за явлениями окружающего мира, с организации активной детской деятельности на участке и в уголке живой природы. Предлагалось обращать внимание детей на преобразующий труд людей в природе, намечался объем навыков и знаний, которые могли получить дети в процессе наблюдений и работы в природе. Специальное письмо было посвящено работе с новым крупным строительным материалом, в этом же письме давались указания о развитии детского творчества. Серьезная работа проводилась в комиссии по живому слову и детской книге, по анализу старой детской литературы и выработке требований к новой; отбирался новый материал для чтения и рассказывания детям и разрабатывалась методика его преподнесения. Были подобраны материалы для рассказывания и бесед о Ленине, опубликованные в методическом письме и специальных сборниках 3. Большое внимание уделялось вопросам музыкального воспитания. Было издано специальное письмо “Музыкально-ритмическая работа по дошкольному воспитанию”, выпущен песенный сборник, включающий революционные, народные и современные песни для всех групп детских садов, а также ряд сборников музыкальных произведений для слушания, занятий ритмикой, подвижных игр и постановок к революционным праздникам.

Одним из основных принципов работы советского детского сада была и остается связь с семьей и оказание родителям помощи в правильном воспитании ребенка. После III съезда по дошкольному воспитанию была выпущена специальная серия небольших популярных брошюр в помощь родителям по воспитанию ребенка в семье. В них давались конкретные указания по физическому развитию ребенка, советы относительно питания и организации уголка дошкольника дома, освещались вопросы трудового, интернационального и антирелигиозного воспитания. Эти брошюры неоднократно переиздавались.

Большое внимание было обращено на переподготовку дошкольных работников. Центральный институт повышения квалификации педагогов организовал ряд краткосрочных курсов. Для заочников были изданы учебные материалы по основным разделам содержания и методов дошкольного воспитания: об организации детского коллектива, о связи с современностью, об игре и труде, ознакомлении дошкольников с природой, о художественном воспитании и др.

Важную роль в подготовке практических работников играли дошкольные отделения Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской и педагогического факультета 2-го Московского государственного университета и др., которые вели большую работу с воспитателями дошкольных учреждений. При центральных дошкольных учреждениях организовывались методические объединения работников, на которых обсуждались наиболее актуальные вопросы практики и проводился обмен педагогическим опытом.

Поиски эффективных путей педагогической работы по дошкольному воспитанию сильно осложнились из-за набирающей в те годы силу лженауки педологии, занявшей особенно сильные позиции в области изучения детей. На. III съезде по дошкольному воспитанию многие говорили о педологии как основной научной дисциплине в системе педагогических наук и утверждали, будто ей принадлежит ведущая роль в осуществлении задач коммунистического воспитания.

В предложенной съезду педологами «Программе изучения ребенка или детского коллектива» ребенок рассматривался как пассивный продукт среды, которая и является его главным воспитателем. Роль педагогов сводилась к организации среды и фиксации ее влияний на детей. В детских садах появились специальные работники — педологи. Оторванные от непосредственного участия в воспитательной работе, они произвольно завышали возрастные возможности детей, утверждали, что дети уже в раннем возрасте усваивают «основное понимание классовой борьбы», «корни нашей революции», переоценивали возможности детей в трудовых процессах, недооценивали значение игры, диктовали воспитателям программы занятий, сформулированные якобы на основе знания реакций детей.

На созванной в 1926 г. III конференции по дошкольному воспитанию в основу планирования занятий в детском саду впервые вводились обоснованные педологами «организующие моменты», являвшиеся разновидностью «метода проектов» и отвлекавшие педагогов от повседневной систематической воспитательной работы.

На IV Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, созванном в конце 1928 г., был поставлен давно назревший в практике дошкольных учреждений вопрос о необходимости создания программы для детских садов — программы, определяющей задачи и методы работы, объем навыков и знаний для каждой возрастной группы. Некоторые дошкольные учреждения уже делали попытки в этом направлении, и их опыт учитывался дошкольной секцией ГУСа. Однако в докладе “Принципы составления программы детского сада и связь со школой сказалось влияние педологических установок, завышающих возможности детей дошкольного возраста и предписывающих механически перенести принцип комплексности на практику дошкольных учреждений. Проблема о соотношении игры и труда в деятельности ребенка тоже решалась педологами. В докладе “Игра и труд в дошкольных учреждениях совершенно не учитывалось огромное значение игры для всестороннего воспитания ребенка, о чем так много писала и говорила Н. К. Крупская. Играм противопоставлялся труд, направленный «на удовлетворение жизненно необходимых потребностей»; это вело к недооценке детского творчества, склонности детей к конструированию, следствием явилась перегрузка детей трудовыми занятиями, в силу чего они теряли свою воспитательную ценность.

Информация о работе Становление системы общественного дошкольного воспитания