Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2015 в 15:18, контрольная работа
История общественного дошкольного воспитания в России началась в середине ХIХ века. Практика дошкольного образования в России развивалась медленно, а теория и методика - гораздо интенсивней. Один из первых детских садов был открыт А.С. Симонович (1840-1933). На основе своей педагогической деятельности она разработала некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до 3 лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. Дети должны находиться в детском саду от 3 до 7 лет. Цель детских садов - физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе.
Теоретическое обоснование темы………………………………………………..3
1. Становление системы общественного дошкольного воспитания в первые годы Советской власти (1917-1920)……………..……………..………………….3
2. Значение нормативно-правовых документов по народному образованию в деле становления системы общественного дошкольного воспитания…………..6
3. Раскрыть роль всероссийских съездов по дошкольному воспитанию в развитии системы дошкольного воспитания……………..……………………….8
4. Показать развитие общественного дошкольного воспитания в 20-30 е годы…………..…………………..…………………..…………………..………….11
5. Проанализировать первые начинания в области разработки теории дошкольного воспитания и системы работы дошкольных учреждений………18
6. Дать характеристику типам дошкольных учреждений, раскрыть проблемы содержания и методов работы дошкольных учреждений………………………25
7. Рассмотреть решение вопроса подготовки педагогических кадров для системы общественного дошкольного воспитания……………………………..28
8. Дать краткий анализ становления в развитие системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси (1917-1940 гг.)…………………………..29
Практико-ориентированные задания………………………………………….32
1. Сделать анализ нормативно-правовых документов данного периода (1917-1940 гг.) по дошкольному воспитанию: ……………..……………..……………32
2. Сделать анализ обсуждения вопроса о подготовке работников для системы дошкольного воспитания на первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (идеи С.Т. Шацкого и Е.И. Тихеевой) ……………..……………...35
Список литературы……………..……………..……………..…………………….37
После IV Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию лженаучные педологические установки стали проникать во многие методические документы. Ведущим стал лозунг «Нет педагогики без педологии».
В 1930 г. были изданы «Материалы к работе дошкольных учреждений в городе», в которых рекомендовались «стабильные организующие моменты», обязательные для всех дошкольных учреждений и лишавшие воспитателей возможности планировать работу с учетом местных условий, данных изучения детей и анализа воспитательной работы. Если наиболее опытные, знающие педагоги во имя живой творческой работы преодолевали гнет этих штампов, то начинающих работников они могли приучить работать по готовому шаблону, без учета конкретных условий.
При определении содержания воспитательной работы педологи не учитывали должным образом возможности детей дошкольного возраста. Они требовали от них «активного участия в социалистическом строительстве», политехническое воспитание в дошкольном возрасте рассматривали как «вовлечение детей в общественно-производственную жизнь страны». Имело место перенесение форм и методов работы со взрослыми в работу с детьми.
7. Рассмотреть решение вопроса подготовки педагогических кадров для системы общественного дошкольного воспитания
Организация общественного дошкольного воспитания потребовала большого количества педагогических кадров. Еще в 1918 г. дошкольный отдел Наркомпроса обратился с воззванием к дошкольным работникам и ко всем, кто желал работать в области дошкольного воспитания. Большое количество старых специалистов по дошкольному воспитанию, а также лиц, не имевших педагогического образования, но увлеченных новизной и огромным значением дошкольного дела, откликнулись на призыв. Однако кадров было явно недостаточно. Надо было создать систему их подготовки. В апреле 1918 г. в Москве были открыты курсы дошкольных работников на 100 человек. Затем начали работу курсы по подготовке инструкторов-пропагандистов дошкольного дела. На эти курсы местные Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов командировали своих представителей. Потребность в кадрах дошкольных работников росла, и в конце 1918 г. Наркомпрос постановил организовать областные, губернские, уездные и волостные курсы.
В 1918 г. в Петрограде был открыт институт дошкольного воспитания, а в следующем году в Москве при Академии коммунистического воспитания было организовано дошкольное отделение. В 1921 г. такое же отделение было открыто в составе педагогического факультета 2-го МГУ. Это были первые в мире государственные учебные заведения по подготовке кадров с высшим дошкольным образованием. С 1921 г. во многих городах страны была организована подготовка воспитателей дошкольных учреждений в государственных педагогических техникумах. К 1928 г. организаторов-методистов дошкольной работы готовили 4 вуза, а педагогов дошкольных учреждений - 23 педагогических техникума. Сеть педагогических учебных заведений постоянно росла. В 1978 г. педагогические кадры по дошкольному воспитанию готовились в СССР в 38 педагогических институтах и 214 педагогических училищах.
В связи с переходом в систему народного образования детских яслей с 1975 г. в педагогических училищах начата подготовка специалистов дошкольного воспитания широкого профиля (включая ранний, ясельный возраст).
8. Дать краткий анализ становления в развитие системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси (1917-1940 гг.)
В Беларуси первые шаги по открытию учреждений общественного дошкольного воспитания относятся к началу XIX века. Оно было представлено детскими приютами и воспитательными домами малюток. В 1802 г. был открыт воспитательный детский дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 - в Гродно, в 1808 - для незаконнорожденных воспитательный дом в Витебске. С этого времени в Белоруссии и начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание в форме призрения, создаваться свои национальные педагогические традиции. Однако детские приюты и дома, как тип дошкольного учреждения, получили более широкую известность только в ЭО-х - 40-х годах XIX столетия.
Наиболее характерным для начала 90-х годов XIX века было появление нового типа дошкольного учреждения - ясли - приюты. По инициативе О.Я. Жестоковой был открыт детский приют "Ясли" для детей трудящихся. В дневной приют "Ясли" принимали детей в возрасте от 2 до 8 лет всех национальностей, они получали бесплатное трехразовое питание. Приводили детей к 7 утра, если матери на работу к 4 часам утра, разрешали детей оставлять на ночь. Работа добровольных товариществ по созданию приютов активизировалась в годы первой мировой войны; создаются для детей преддошкольного и дошкольного возраста детские приюты, сиротские дома.
Воспитательно-образовательная работа в дневных яслях-приютах не имела единых требований организации и методов воспитания. Их цель - простой присмотр и уход за малолетними детьми. Воспитательно-образовательная работа включала в себя простейшие элементы умственного, нравственного и физического воспитания, отсутствовало единство требований общественного и семейного воспитания, не учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. создавались в 90-е годы XIX века еще и бесплатные народные детские сады. Они открывались преимущественно в крупных городах и промышленных центрах для детей городской бедноты и рабочего класса, работали не более 6 часов в день.
Наряду с бесплатными дошкольными учреждениями существовали платные, в которых находились дети зажиточных семей.
По неполным данным всего в дореволюционной Белоруссии насчитывалось примерно 40 дошкольных учреждений разных типов, главными из которых были народные детские дома, приюты, ясли-приюты, очаги, сады и дошкольные группы при школах. Детей содержалось в них свыше 3 тысяч человек. В среднем детское учреждение имело, как правило, по 2-3 группы. В каждой из них находилось по 30, а в некоторых даже по 50- 60 детей.
В декабре 1917 г. в составе Наркомиссариата социального обеспечения организуется отдел охраны материнства и младенчества, которому поручается забота о здоровье, воспитании детей от рождения до трех лет, создание для них детских учреждений. В ноябре 1917 г. С.Н.К. издал декрет об организации Государственной комиссии по просвещению. Дошкольное дело было выделено в самостоятельный отдел. Этим декретом дошкольное воспитание включено в единую систему народного образования.
В ноябре 1917 г. опубликована первая декларация по дошкольному воспитанию. В ней указывалось, что общественное воспитание детей должно начинаться с раннего возраста, с первых ступеней развития ребенка, что оно должно быть бесплатным и неразрывно связано со школой.
В 1919 г. в программе партии дошкольное воспитание рассматривалось как первое звено в системе воспитания детей и тем самым предусматривалась необходимость связи общественного дошкольного воспитания со школой.
В дошкольных учреждениях равное воспитание детей всех сословий и национальностей, воспитание велось на родном языке, в духе уважения к труду, дружбы.
Основной тип дошкольного учреждения – ясли-сад, в котором воспитываются дети от 2 мес. до 7 лет. Ясли-сады созданы в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерях по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" (1959 г.). Данное постановление было направлено на установление единой системы воспитания детей от первого года жизни до перехода в школу, на улучшение организации лечебно-профилактического обслуживания детей, на укрепление связи родителей и детского сада в осуществлении единства воздействия на детей. Воспитание детей поручается одному педагогическому коллективу и одному врачу, который наблюдает за состоянием здоровья и физического развития каждого ребенка.
В советский период функционировали также и раздельные детские учреждения - ясли, где воспитываются дети от 2 мес. до 3 лет, детские сады для детей от 3 до 7 лет. Детские сады различаются по количеству возрастных групп и по длительности пребывании детей в учреждении. Основным типом является детский сад, работающий 9-12 часов и имеющий возрастные группы, соответствующие делению детей на возрастные периоды:
первая группа детей раннего возраста-от 2-3 мес. до I года;
вторая группа детей раннего возраста - от I года до 2 лет;
I младшая группа - от 2 до 3 лет, II младшая группа-от 3 до 4 лет;
средняя группа - от 4 до 5 лет;
старшая - 5-блет;
подготовительная - 6-7 лет.
В зависимости от количества детей допускаются д/сады со смешанным по возрасту составом детей и меньшим количеством групп: однокомплектные, 2-комплектные, 3-комплектные. В многокомплектных д/с организуются параллельные возрастные группы.
При заводах и фабриках, работающих в три смены, организовывались детские сады или группы с круглосуточным пребыванием детей.
Длительность работы сезонной площадки устанавливалась в разное время года в 9-10-12 часов. Особый тип учреждений - санаторный детский сад - созданы с оздоровительной целью. Здесь дети получают усиленное питание, длительное время проводят на воздухе, находятся под постоянным наблюдением врача. Детские сады этого типа располагаются за городом или в зеленой зоне. Наряду с лечебно-профилактической работой в санаторном детском саду проводится воспитательная работа.
Дошкольные учреждения специального назначения для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. В таких д/с обеспечивается воспитание и обучение по специальной программе и методике с целью коррекции и компенсации их развития, а также успешной подготовки к обучению в спец. школах.
Дома ребенка и дошкольные детские дома предназначены для воспитания детей-сирот или детей, воспитание которых в семье по различным причинам затруднено. В домах ребенка находятся дети от рождения до 3 лет, в дошкольных детских домах - от 3 до 7 лет. Заботу о таких детях полностью берет на себя государство.
Разнообразие типов д/учреждений обеспечивает охват детей разного контингента с учетом всех социально-экономических условий.
В настоящее время в РБ утверждено "Положении о ДУ в РБ", в котором определено наличие дошкольных учреждений следующих типов: ясли-сад (основной тип), детские ясли, детский сад, школа-детский сад. Создаются дошкольные учреждения общего и специального назначения. Специальные дошкольные учреждения организуются для детей с нарушениями в умет ценном и физическом развитии.
Практико-ориентированные задания.
1. Сделать анализ
нормативно-правовых
Название |
Год принятия |
Назначение |
Структура |
Основные положения |
Роль в развитии системы дошкольного воспитания |
«Инструкция по ведению очага и детского сада» |
в 1919 году |
Для упорядочения и узаконивания в системе дошкольного образования |
Программа состоящая из разделов и подразделов |
В нем определены общие принципы воспитания детей: - возраст детей (от рождения до 7 лет; - цель и задачи в воспитании детей обуславливаются особенностями этого возраста; - основа д\с и очага – самостоятельность, свободный вид творчества. Дети должны были сами выдвигать инициативу в проведении занятий, выбор занятий свободный, педагог заинтересовывал детей в выборе того или иного вида деятельности. |
Первый программный документ, вышедший |
«Проект программы воспитания и обучения детей дошкольного возраст» |
В 1932.г. |
Для работы в ДУ |
1 часть – определяла содержание работы по видам деятельности и по сторонам воспитания; 2 часть – указания по |
Проект состоял из двух частей: I — по видам деятельности детей и II — по организующим моментам. Это была первая попытка четко определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Программа упорядочивала работу детских учреждений, делала ее целенаправленнее и содержательнее |
Дополнение к первой программе с изменениями |
«Руководство для воспитателей детского сада» |
Вышло в 1938 году. |
Для работы в ДУ |
Состояло из введения и 7 разделов (игра, развитие речи, рисование, лепка и занятия с другим материалом,музыкальное воспитание, ознакомление с природой). Огромная роль отводилась воспитателю, всю воспитательную работу проводили планово. Недостатки: мало уделялось внимания физическому воспитанию. |
Задача заключалась не только в том, чтобы дать детям знания об окружающем, но и сформировать у них правильное отношение к окружающему. Специально был выделен раздел “Работа детского сада с семьей”, в котором раскрывалось ее содержание, давался перечень тем докладов на групповых родительских собраниях. В приложении был дан материал по музыкальному воспитанию детей каждой возрастной группы (слушание музыки, пение, движение под музыку, пляски). |
Однако следует заметить, что в “Руководстве... слабо был подготовлен программный материал по проведению обязательных занятий, из-за чего уровень подготовки детей к школе был довольно низким. Обязательные занятия зачастую проводились по типу свободной деятельности детей |
“Устав детского сада”, |
В декабре 1944 г. |
Для работы в ДУ |
Особое значение имела разработка “Руководства для воспитателя детского сада”, содержащего программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы детских садов |
Устав детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов |
Устав для садов сыграл большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы |
В “Руководстве для воспитателей” |
изданном в 1953 г., |
Для воспитателей работы в ДУ |
“Руководстве... были рекомендованы разнообразные методы нравственного воспитания детей и более полно раскрыто содержание трудового воспитания. Особое внимание было уделено эстетическому воспитанию: воспитанию художественного вкуса, интереса к музыке, привитию навыков изобразительной деятельности. |
по-новому рассматривались многие вопросы воспитательно-образовательной работы в детском саду: раскрывалось содержание и методы воспитания культурно-гигиенических навыков; даны упражнения утренней гимнастики и перечень подвижных игр; усилено значение умственного воспитания детей; большое внимание уделено развитию мышления и речи детей, расширению их знаний о жизни людей и природе, развитию у них внимания, памяти, воображения, первоначальных представлений о числе, форме, величине предметов, развитию умения наблюдать, внимательно слушать, делать сравнения, высказывать суждения, сосредоточенно заниматься. |
Большая роль для организации и проведении занятий для воспитателей и все влспитательно-образовательной работы в дс. |
Программа воспитания и обучения в детском саду» |
Вышла в 1962- переиздана в 1969 |
Это первый программно-методический документ, в котором содержание работы воспитателя с детьми было отделено от методических указаний. |
В программу внесены дополнения и усовершенствования в области нравственного воспитания, педагогического руководства детским творчеством, художественной самодеятельностью (пропедевтика грамоты, начала математического развития, подготовка руки к письму, формирование навыков учебной деятельности). Задачи всестороннего развития и специальной подготовки к школе представлены в программе в неразрывном единстве |
Особое внимание уделено формированию начатков учебной деятельности, умению учиться. В программу внесены дополнения и усовершенствования в области нравственного воспитания, педагогического руководства детским творчеством, художественной самодеятельностью |
Новая программа продолжает традиции советской педагогики, имеющей целью всестороннее гармоническое развитие детей, и предлагает некоторую специальную подготовку их к дальнейшему обучению в школе |
Программа «Пралеска» |
1995 года |
Первая национальная программа, разработана творческим коллективом при Белорусском государственном педагогическом университете имени М.Танка, научные руководители: Е.А. Панько и А.И.Васильева, в 1995 году программа была принята. |
Содержание и задачи воспитательной работы представлены в следующих разделах: «Познать, чтобы воспитать», «Расти здоровым, малыш», «Сотрудничаем с семьей», «Я и мир вокруг меня», «Развиваем в деятельности». |
Основные принципы, на которых основана программа «Пралеска»: 1. Принцип гуманизации; 2. Принцип гармонии трех начал; 3. Принцип природосообразности и индивидуальности; 4.Оздоровительной направленности воспитания; 5.Тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании; 6.Принцип развития психики в деятельности; 7.Принцип взаимодействия общественного и семейного воспитания. |
Создание программы «Пралеска» следует рассматривать как достижение психологии и педагогики в дошкольном образовании в РБ. |
Программа «Пралеска» |
В 2007г. |
Для проведения воспитательно-образовательной работы в ДС. |
Материал программы распределен по возрастным группам: «Малыши» (2-3 года), «Почемучки» (3-5 лет), «Фантазеры» (6-7 лет). Работая с программой, воспитатели имеют возможность составить целостное представление о содержании деятельности с детьми, определить более отдаленные перспективы своей работы. В каждой возрастной группе воспитатель имеет возможность познакомится с характеристиками психического и физического развития детей, найдет содержание работы по разделам: «Я и мир вокруг меня» - блок «Человек и природа», «Человек и общество»; - блок «Культура», «Физическая культура», «Мир прекрасного», «Мир науки и техники». «Развиваем в деятельности» - блоки «Общение», «Познавательно-практическая деятельность», «Мир игры», «Художественно-речевая деятельность», «Музыкальная деятельность», «Ознакомление с изоискусством и изодеятельностью», «Конструирование», «Приобщение к труду», «Учебная деятельность». Интересно представлена в программе «Пралеска» система физкультурно-оздоровительной работы с детьми, |
Основные задачи: 1. Охрана, защита и укрепление здоровья ребенка, формирование основ ЗОЖ; 2. Обеспечение полноценного и
своевременного 3. Воспитание личности ребенка,
развитие ее творческого 4. Формирование гуманных 5. Широкое приобщение детей к
общечеловеческим и |
В Связи с изменениями в обществе происходили изменения и в системе образования которые потребовали доразработки программы |
2. Сделать анализ
обсуждения вопроса о
Е. И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала вопросы дошкольного воспитания, опираясь на основные положения русской классической педагогики. Через всю ее теоретическую и практическую деятельность проходит идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе. Е. И. Тихеева совершенно справедливо считала, что это способствует формированию личности в соответствии “с высшими законами, социальными и этическими”. По ее мнению, необходима такая система, которая помогла бы воспитать “человека в лучшем значении этого слова и обеспечила бы всестороннее развитие личности человека начиная с раннего возраста. Препятствием для создания такой системы являлся, считала она, общественно-политический строй царской России, где государство и общество находились в состоянии антагонизма, существующие же законы и предписания, не совпадающие ни с интересами личности, ни с интересами общества, ни с законами “истинного воспитания и просвещения”, не способствуют тому, чтобы правительство выполняло свои обязанности по созданию научно обоснованной системы воспитания детей. Тихеева была убежденным врагом самодержавия. Единственный выход из создавшегося положения она видела в проявлении инициативы со стороны прогрессивных общественных сил России. Она считала, что общество способно справиться с задаче воспитания человека, «если оно будет на высоте понимания вопроса». Но для нее прогрессивная интеллигенция и общество были единым целым, Тихеева не видела действия противоречивых классовых сил; в этом проявилась ее ограниченность. Е.И. Тихеева отстаивала либерально-буржуазную теорию автономии общества от государства. Само общество она представляла себе надклассовой организацией.
Классовая ограниченность Тихеевой мешала ей наметить правильное решение педагогических вопросов, увидеть связь их с политическим строем:
- она была сторонницей весьма умеренной педагогической реформы — пересмотра школьных программ и учебного материала, упорядочения приемов и методов обучения и т. п.;
- критиковала старую школу и «новую свободную школу», построенную на основе «свободного воспитания», только в педагогическом плане, не затрагивая их социальных и политических основ.
Один из ярких российских педагогов, С. Т. Шацкий внес много нового в создание и распространение идей социальной педагогики. Его высокий авторитет среди учителей и ученых-педагогов определялся оригинальным подходом к постановке и решению проблем. Созданные им образцы педагогической работы активно усваивались и становились достоянием трудовой школы. Ему принадлежит первенство в разработке в России таких важных для педагогики проблем, как самоуправление школьников, воспитание как организация жизнедеятельности детей, лидерства в детском сообществе. В его концепции школы – центра воспитания в социальной среде – преобразовательная деятельность становится главным источником формирования когнитивной и ценностно-эмоциональной сферы ребенка. Главную задачу школы он видел в приобщении ребенка к культурным достижениям человечества. Образование, утверждал ученый, должно быть направлено на формирование человека, способного самосовершенствоваться, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетической деятельностью, кооперировать свои усилия для достижения цели.
Информация о работе Становление системы общественного дошкольного воспитания