Стиль управления руководителя ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение рассматривается как комплексная социально-педагогическая система. Она имеет свою достаточно ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива как детского, так и сотрудников, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. В последние годы дошкольное образование претерпело достаточно серьёзное реформирование; пересмотрены концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права и возможности педагогов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Заведующий является организатором, администратором, высококвалифицированным педагогом…………………………………………5
2.Факторы, влияющие на повышение требований к руководителю ДОУ…..7
3.Стили управления, характеристика, традиционный и современный подход…………………………………………………………………………….15
3.1.Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления………19
3.2.Методы управления: организационно-распорядительные, организационно-педагогические, экономические, социально-психологические…………………………………………………………………23
4. Практическая часть. Стиль руководителя МБДОУ «Детский сад № 4 «Солнышко»…………………………………………………………………....27
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы………………………………………….…………………40

Файлы: 1 файл

Контрольная раб. Стиль управления руководителя ДОУ.docx

— 73.41 Кб (Скачать файл)

3. Рациональная  организация личного труда руководителя  ДОУ - условие повышения его эффективности

Исследования подтверждают, что в любом учреждении около 90% всех действий и служебных отношений поддаются относительной стандартизации и нормированию.

Цель рациональной организации труда руководителей ДОУ - повысить его результативность. Достижение этой цели возможно за счет, во-первых, всемерной экономии и рационального использования времени, сил и средств, во-вторых, создания и рационального использования наиболее благоприятных условий труда.

Экономить время, это значит, прежде всего, уметь оценивать его количественно, т.е. определять, сколько времени необходимо для выполнения того или иного вида деятельности, точно устанавливать время начала и окончания различных видов деятельности; планировать свой труд, регламентируя его во времени; регламентировать труд подчиненных при выполнении всех видов деятельности; вести учет затрат личного времени, совершенствовать формы и методы организации труда путем рационального использования оптимальных средств, искать и находить в огромном многообразии дел резервы времени.[2]

Значительно экономит время его учет при планировании различных видов деятельности, анализ планируемого и фактически затраченного времени. Многократный учет и анализ расходуемого времени дают возможность вывести определенную закономерность, характерные причины потерь рабочего времени; установить нормативы личных затрат на отдельные виды работ, что и будет положено в основу более рациональной организации и планирования личной работы руководителя ДОУ.

Решающим условием любой работы является определение ее конечной цели.

Цели организационно-педагогической деятельности руководителя ДОУ определяются планом ее работы, а формы и средства их реализации непременно должны найти свое отражение в личном плане его работы. Задача планирования личного труда заключается в том, чтобы сосредоточить силы на главных направлениях. План руководителя ДОУ - реальное отражение предстоящей целенаправленной деятельности руководителя педагогического коллектива. В своей деятельности он ограничен временем - годом, кварталом, месяцем, неделей или днем. Форма планов, применяемая в практике ДОУ разнообразна.

Выбор оптимального варианта плана личной работы заведующего осуществляется с позиции удобства пользования им, возможности перспективного планирования с учетом годового плана ДОУ, соотнесенности его разделов с основными видами деятельности руководителя.

План-график работы заведующего ДОУ на месяц, отвечающий указанным требованиям, позволяет руководителю каждый раз, прежде чем составить его вновь, обратиться к годовому плану работы ДОУ, проанализировать все его разделы на планируемый период. Это одновременно способствует углублению анализа работы ДОУ в целом, без чего невозможна успешная реализация намеченного. План-график на месяц служит эффективным инструментом борьбы с текучкой.

Технологические схемы планирования личного труда руководителя образовательного учреждения, предложенные В.И. Зверевой, позволяют предельно облегчить, довести до автоматизма чисто технические операции планирования. Причем очень важно, чтобы избранные руководителем метод, техника оперативного планирования применялись постоянно. Лишь в таком случае они станут привычным, действенным средством в борьбе за экономию времени руководителя.[1]

Процесс организации личного груда руководителя ДОУ творческий процесс, включающий использование тематических каталогов научной литературы библиотеки заведующего, нормативных документов и материалов, вошедших в постоянно действующий личный фонд руководителя, разнообразных картотек, памяток для контроля; сбор, накопление и использование документов и других материалов, составленных руководителем и его заместителями в ходе управления ДОУ.

В.И. Зверева, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьяков, предлагают различные циклограммы деятельности руководителя образовательного учреждения и его заместителей, в которых сгруппированы периодически повторяющиеся виды деятельности, определена их продолжительность и последовательность в течение всего учебного года.

В практике ДОУ используется циклограмма деятельности на учебный год и неделю. Непродолжительность недели определила характер построения ее циклограммы по дням недели. Каждый день труда руководителя в этой циклограмме ограничен содержательным аспектом таких видов деятельности, которые концентрируют в себе два или три направления. Творческое применение циклограмм деятельности руководителя в практике ДОУ значительно сокращает непроизводительные расходы времени руководителя, стабилизирует его труд, способствует синхронности работы всего коллектива ДОУ, росту эффективности и качества груда.

4. Самооценка результативности  организационно-педагогической деятельности - основа ее самосовершенствования

Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Вследствие этого оценка ее чаще всего дается опосредованно - по результатам деятельности педагогического коллектива и достигнутому уровню развития дошкольников. Действительно, по оценке эффективности работы ДОУ можно судить и о качестве управления воспитательно-образовательным процессом в ней. При этом соотношение достигнутых результатов с требованиями, предъявляемыми к ДОУ, может служить отправным критерием оценки как работы всех звеньев, так и эффективности управленческой деятельности руководителя ДОУ.

В современной педагогической науке предлагается несколько вариантов самооценки руководителем своей деятельности. В.И. Зверева предлагает такие подходы:

Сбор информации для оценки организационно-педагогической деятельности руководителя по ее важнейшим показателям:

· воспитательная деятельность;

· общественно-организаторская деятельность;

· инструктивно-методическая деятельность;

· педагогическая деятельность;

· административно-распорядительная деятельность

2. Программу самооценки  организационно-педагогической деятельности, которая даст четкое представление  о том, что необходимо совершенствовать, а показатели помогут сориентироваться  в выборе системы мер по  самосовершенствованию деятельности. Для руководителя дошкольного  образовательного учреждения очень  важным является этап подбора  и подготовки исполнителей, определенная  организация отношений между  ними и самооценке результатов  деятельности исполнителей. Для  него важно использовать критерии  самооценки организационно-педагогической  деятельности.

3. Исследователи отмечают, что необходимо использовать  программу для изучения и эффективности  организационно-педагогической деятельности  руководителя независимыми экспертами. Сравнение результатов самооценки  организационно-педагогической деятельности  руководителя и оценки ее результативности  независимыми экспертами по одним  и тем же показателям или  с использованием разных методик, несомненно дополнят друг друга в поиске резервов совершенствования управленческой деятельности руководителей дошкольного образовательного учреждения.

3.СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ТРАДИЦИОННЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД

Эффективное управление дошкольным образовательным учреждением предполагает создание здоровой творческой обстановки в коллективе с высокими результатами труда и находится в прямой зависимости от того, какой стиль управления выбран руководителем. В науке управления существует несколько концепций стиля руководства.

Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле.

Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Тем самым приятный стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя и руководящего органа, их способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения. Поэтому в нем выделяются два компонента: способы, с помощью которых оказывается воздействие на подчиненных, и взаимоотношения с ними, а также коллегами и вышестоящими руководителями.

Обычно стиль отличается устойчивостью, обнаруживаемой в частом повторении тех или иных приемов руководства. Но устойчивость эта относительная, поскольку стилю обычно присущ и динамизм, который многими специалистами ценится столь высоко, что, по их заверению, «наилучший тип руководителя — это динамический» и что «умение руководить — это умение менять стиль руководства».

Стиль руководства — это почерк руководителя, и выражается он в том, как действует руководитель, какими способами он решает стоящие перед ним задачи. Принятый стиль создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений. Не случайно современная управленческая наука много внимания уделяет совершенствованию именно стиля руководства. Еще в 40-е годы К. Левиным была предложена широко известная в наше время классификация стилей управления: авторитарный, демократический и либеральный. В этой классификации стили руководства различаются по тому, как руководитель включает подчиненных в процесс принятия решений. Руководитель с авторитарным стилем всегда принимает решение сам, не советуясь с подчиненными, навязывая им свою волю и не давая возможности проявить инициативу. Для него идеальны только такие отношения с подчиненными, при которых они безоговорочно принимают к исполнению все его решения. Как правило, у представителей этого стиля преобладают административные методы: приказ, выговор, взыскания, лишение определенных льгот. Он признает только два способа стимулирования подчиненных — материальное поощрение и административное наказание. К жесткому авторитарному стилю склонны прибегать руководители, не имеющие достаточной квалификации и не знающие лучших методов воздействия на подчиненных, а также руководители с гипертрофированным мнением о собственных достоинствах и нуждающиеся в беспрекословном повиновении подчиненных, чтобы ощутить свою значимость. Однако в практике работы отдельные авторитарные методы дают наибольший положительный результат в том случае, если существует дефицит времени или возникла экстремальная ситуация и надо четко и быстро выполнить определенные действия для получения необходимого результата.[2]

Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется следующим:

— четко планирует предстоящую деятельность, требует неукоснительного того же от подчиненных. Любит планировать все до мелочей письменно. Часто скатывается к бюрократизму, так как признает только бумаги; 
— проявляя сам разумную инициативу, в то же время пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным и непогрешимым; 
— склонен иметь трудности в общении с людьми. Очень часто сам бывает инициатором конфликтной ситуации.

Руководитель с демократическим (коллегиальным) стилем принимает решения так же сам, но вырабатывает их совместно с подчиненными, предпочитая влиять на них при помощи убеждения. Он избегает административными методами навязывать свою волю подчиненным, прибегая к групповой дискуссии и стимулируя их активность при принятии решений.

Однако необходимо помнить, что групповые механизмы принятия решений могут вести к коллективной безответственности. Быть демократичным руководителем чрезвычайно трудно. Чтобы успешно применять в конкретной ситуации к конкретному человеку верный метод воздействия, руководитель должен иметь глубокие знания по психологии и управлению. Он должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью, способностью гибкого поведения.

Содержательная сторона демократического стиля характеризуется следующим:

— всегда имеет четкий перспективный план как своих действий, так и действий подчиненных, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества; 
— способен критически осмысливать как свои действия, так и действия подчиненных, не пресекает критику, способен к самокритике; 
— никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций. Умеет «погасить» зарождающийся конфликт в зародыше; 
— пользуется истинным неформальным авторитетом.

Эффективность демократического стиля управления зависит от коммуникативной компетентности руководителя, от временных ресурсов для разрешения проблемы, от сочетаний знаний и опыта.

Руководитель с либеральным стилем целиком доверяет (делегирует) выработку и принятие решений подчиненным, предоставляя им полную свободу, оставляя за собой лишь представительскую функцию. Занимаясь внешними связями, он считает, что в вопросах внутренней жизни может целиком положиться на свой коллектив. Он готов принять решение, предложенное коллективом, даже если оно не совпадает с его собственным. Либеральный руководитель стремится наладить со своими подчиненными хорошие творческие отношения. Недостаток либерального стиля — в очень близкой дистанции со своими подчиненными, и это является ограничением для использования других методов руководства. Подобный стиль часто называют попустительским, так как методы, применяемые руководителем, оказываются неэффективными при решении ряда задач. Часто при либеральном стиле руководства коллектив не стремится к развитию, распадается на конфликтующие неформальные группировки, в каждой из которых выдвигается свой лидер, стремящийся использовать в своих целях власть, добровольно отданную официальным руководителем.

Содержательная сторона либерального стиля характеризуется следующим:

Информация о работе Стиль управления руководителя ДОУ