Стиль управления руководителя ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение рассматривается как комплексная социально-педагогическая система. Она имеет свою достаточно ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива как детского, так и сотрудников, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. В последние годы дошкольное образование претерпело достаточно серьёзное реформирование; пересмотрены концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права и возможности педагогов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Заведующий является организатором, администратором, высококвалифицированным педагогом…………………………………………5
2.Факторы, влияющие на повышение требований к руководителю ДОУ…..7
3.Стили управления, характеристика, традиционный и современный подход…………………………………………………………………………….15
3.1.Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления………19
3.2.Методы управления: организационно-распорядительные, организационно-педагогические, экономические, социально-психологические…………………………………………………………………23
4. Практическая часть. Стиль руководителя МБДОУ «Детский сад № 4 «Солнышко»…………………………………………………………………....27
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы………………………………………….…………………40

Файлы: 1 файл

Контрольная раб. Стиль управления руководителя ДОУ.docx

— 73.41 Кб (Скачать файл)

— никогда не имеет четкого плана действий, предпочитает работать «на авось»; 
— полностью безынициативен на работе, стремится уйти от малейшей ответственности; 
— легко общается с людьми. Стремится ни с кем не потерять отношения. Не выступает с открытой критикой.

Опыт показывает, что стиль работы во многих отношениях сказывается постепенно, пока не сформируется определенная совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них для решения задач управления. Становление стиля — сложный процесс, протекающий на протяжении достаточно долгого периода времени.

Знания и опыт играют большое значение. Успешность выбора у перечисленных выше стилей руководства обычно определяется тем, в какой степени руководитель учитывает готовность подчиненных к исполнению его решения, традиций коллектива, свои собственные возможности.

В реальной практике руководства проявляется так называемый «смешанный стиль», который характеризуется сочетанием двух каких-либо стилей. Таким образом, имея практически три основных стиля руководства, мы реально наблюдаем довольно большое разнообразие.

Переход к ситуативному управлению дошкольным образовательным учреждением по результатам означает грамотное использование всех стилей в зависимости от конкретной ситуации, обстоятельств. Ни один из стилей не может быть призван ни плохим, ни хорошим вне учета конкретных условий. Все зависит от результатов управления.

3.1.Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления

В стиле руководителя проявляются его личные качества. Ведь личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. И если круг обязанностей руководителя предписывается должностной инструкцией, то этого нельзя утверждать относительно того, как их следует исполнять: стиль работы неизбежно носит на себе отпечаток неповторимой личности руководителя, имеет только ему присущий управленческий почерк.

На становление стиля оказывают влияние интеллект, общая культура руководителя, уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамент, присущие ему нравственные ценности, умение внимательно относиться к запросам подчиненных, способность вести за собой коллектив и вместе с тем учиться у него, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам, к равнодушию. Тем самым личные качества руководителя сказываются — непосредственно или опосредованно — на степени удовлетворенности трудом и мотивации поведения подчиненных, характере их межличностных отношений. [3]

Следовательно, в стиле работы следует различать, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, свойственные данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций.

Основными факторами, определяющими стиль руководства, можно считать:

— требования, сформированные в квалификационной характеристике руководителя; 
— специфика педагогической системы — ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, а также функциональное содержание деятельности руководителя; 
— окружающая среда — формы организации труда, обеспеченность материальными и кадровыми ресурсами и т.п.; 
— особенности руководимого коллектива — его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем формальных и неформальных взаимоотношений, его традиций и ценностных ориентаций.

Стиль работы — это далеко не только личное дело руководителя, поскольку он, так или иначе, сказывается на всех сторонах деятельности учреждения.

Стиль представляет собой социальное явление, ибо, во-первых, в нем отражаются мировоззрение и убеждения руководителя, во-вторых, он во многом, нередко в решающей степени, предопределяет результаты деятельности системы. Можно привести немало примеров того, как руководитель, обладающий прогрессивным стилем руководства, возглавив отстающий коллектив, постепенно его преобразовывает, пробуждает в нем творческие силы и энергию, позволяющие выйти в конечном итоге в число передовых.

Профессиональная компетентность руководителя предполагает наличие у него определенных умений. Попытаемся перечислить некоторые умения, выполнение которых, на наш взгляд, дает положительные результаты в управлении педагогическим коллективом.

I. Профессиональные умения.

1. Соблюдает профессиональную  этику.  
2. Держит слово и выполняет обещания.  
3. Проектирует желаемый профессиональный имидж.  
4. Защищает конфиденциальную информацию.  
5. Выполняет политику округа и педагогические правила.  
6. Знающий и современный в своей области.  
7. Восприимчив к новым идеям и изменениям.  
8. Проявляет справедливость и объективность.  
9. Постоянно информирован о развитии педагогической науки и передовой практики. [1]

II. Организаторские умения.

1. Помогает другим успешно  развиваться.  
2. Имеет систему работы.  
3. Работает по приоритетам, а не по кризисным ситуациям.  
4. Разумно использует время.  
5. Эффективно координирует деятельность.

III. Умения в общении.

1. Всегда доступен, когда в нем нуждаются.  
2. Общается ясно и просто.  
3. Делится информацией своевременно.  
4. Делится точной и новейшей информацией.  
5. Открыт и честен с детьми.  
6. Практикует двустороннее общение.  
7. Дает людям знать, чего ожидать.  
8. Постоянно информирует людей.  
9. Проводит плодотворные совещания.  
10. Говорит впечатляюще.  
11. Письменная речь точна, ясна, выразительна.  
12. Слушает результативно.

IV. Человеческие и общественные отношения руководителя.

1. Поддерживает хорошие  отношения с коллегами.  
2. Поддерживает хорошие отношения с общественными организациями и населением микрорайона.  
3. Действует в соответствии со своими убеждениями.  
4. Проявляет новаторство и творчество.  
5. Оказывает поддержку и помощь, когда необходимо.  
6. В своих взглядах является сторонником деятельного подхода.  
7. Эффективно управляет конфликтами.  
8. Успешно справляется с напряженными нагрузками.  
9. Успешно адаптируется к новым и необычным ситуациям.  
10. Проявляет инициативу.  
11. Надежен — доводит дело до конца.  
12. Управляет бюджетом справедливо и эффективно. [2]

Предлагаем оценить себя, насколько развиты у вас те или иные качества и умения.

3.2. Методы управления: организационно-распорядительные, организационно-педагогические, экономические, социально-психологические

Стиль руководства находится в тесном отношении и взаимодействии с методом управления.

Метод управления принято трактовать как совокупность способов (приемов) целенаправленного воздействия руководителя на работников и трудовые коллективы, обеспечивающих координацию их действия. Важно подчеркнуть, что здесь метод — понятие вполне объективное, существующее вне и независимо от руководителя, обусловливаемое достигнутым уровнем учреждения.

В отличие от этого, стиль руководства хотя в основе своей также объективен, но все же опосредуется индивидуальными свойствами руководителя.

Приказ, распоряжение, просьба руководителя, совет, предложения, личный пример, методическая помощь, создание общественного мнения в коллективе, наказание, материальное стимулирование, призыв к долгу, гнев, одобрение и т.п. — все это многочисленные методы, приемы, средства управления, из которых складывается стиль руководства.

В наиболее общем виде метод — это способ достижения цели. Поскольку слово «метод» своими истоками восходит к понятию «деятельность», то та или иная деятельность по достижению управленческих задач может рассматриваться как метод управления.

При всем многообразии методов управления все они неуниверсальны, имеют сильные и слабые стороны. Их нельзя оценивать вне конкретных условий.

Выбор оптимального сочетания и соотношения различных методов и средств управления представляет собой аналитико-психологический творческий акт.  
М.М. Поташник в книге «Управление современной школой» предлагает при выборе методов, средств, приемов управления учитывать группу следующих факторов:

а) стратегические и тактические задачи; 
б) особенности людей, в отношении которых применяется метод (управленческое воздействие); 
в) возможность каждого метода и последствия его применения; 
г) меру в использовании тех или иных методов; 
д) особенности ситуации, исчерпанность других средств; 
е) наличие времени для решения задачи именно выбранным комплексом средств управления; 
ж) морально-психологические, материальные и прочие условия; 
з) возможности, умения подчиненных; 
и) традиции, привычки данного коллектива, его приученность к тому или иному стилю управления.

В менеджменте выделяют следующие 4 группы методов управления:

1) организационно-распорядительные (административные);  
2) организационно-педагогические;  
3) социально-психологические;  
4) экономические.[3]

К организационно-распорядительным методам относятся: формирование структуры управления, утверждение административных норм, издание приказов, разработка положений, должностных инструкций и т.д. Эти методы дают эффект, если выполняются определенные условия:

  • педагогическая целесообразность каждого управленческого решения;
  • логичность и четкость требований;
  • корректная настойчивость и воля в осуществлении решений;
  • последовательность в достижении целей.

Организационно-педагогические методы направлены на обучение педагогов через все формы методической работы: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия и т.д. При помощи этих методов руководитель создает условия для профессионального роста своих сотрудников, а следовательно, для повышения качества их работы.

Социально-психологические методы направлены на воспитывающий дух и ценности коллектива, отношения в коллективе и его морально-психологический климат, удовлетворенность педагогов своим трудом. Сплочение коллектива зависит от выдержки, терпения руководителя, умения воздействовать на чувства. Особую психологическую значимость имеют голос, дикция, тон, мимика, жесты. Опираясь на эти инструменты человеческого общения, руководитель завоевывает доверие к себе. Создание благоприятных социально-бытовых условий работы и жизни — все это вместе создает благоприятный микроклимат в коллективе.

Экономические методы управления предполагают использование в управлении материального стимулирования, установление экономических норм и нормативов, составление смет и т.д. Руководитель должен уметь правильно распоряжаться имеющимися финансовыми средствами — задача не из легких.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимосвязи между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.

1. Постановка целей. Анализ и формирование личных целей.

2. Планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.

3. Принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам.

4. Реализация и  организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.

5. Контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей).

Во внутреннем круге расположена дополняющая функция.

6. Информация и  коммуникации. Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.

Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в нашей модели, а многообразно переплетаются.

П.И. Третьяковым выделены качественные показатели эффективности применения различных методов управления:

— адекватность методов целям и содержанию образования; 
— обоснованность выбора методов управления в функциональных аспектах деятельности; 
— многообразие и вариативность использования методов; 
— соответствие методов управления учебно-методической и материально-технической базе образовательного учреждения.[3]

4.ПРАКТИЧЕКСАЯ ЧАСТЬ. СТИЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №4 «СОЛНЫШКО»

Определите свой стиль руководства.

Тест направлен на выявление преобладающего стиля руководства: директивного, коллегиального или либерального.

Инструкция. Вам будет предложено 27 утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководителя и педагогического коллектива, и к каждой характеристике по 5 вариантов ее проявления.

Выберите один или несколько из пяти вариантов, которые наиболее подходят вам, и обведите их кружком их коды в таблице. Отмечать можно несколько подходящих для вас вариантов, но менее одного утверждения из каждой группы.[4]

1. Распределение полномочий  между руководителями и подчиненными:

а) централизует руководство: требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему;

б) не склонен к выполнению управленческих функций;

в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и педагогами;

Информация о работе Стиль управления руководителя ДОУ