Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:03, курсовая работа
Цель представленной работы: изучение процесса развития изобразительных способностей в процессе рисования у младшего дошкольного возраста. Задачи:
1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей младшего дошкольного возраста;
3. Разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества……………………..6
1.1 Понятие и структура специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве…………………………….6
1.2 Особенности изобразительной деятельности дошкольников…………..11
2 Практическая работа над проблемой сформированности изобразительных способностей у младших дошкольников………………………………16
2.1 Анализ сформированности изобразительных навыков младших дошкольников…………………………………………………………….16
2.2 Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство активизации изобразительных способностей творческих способностей………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………….
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Факультет переподготовки специалистов образования
Кафедра дополнительного педагогического образования
СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ К ИЗО ИСКУССТВУ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа
слушателя I курса
факультета переподготовки
специалистов образования
группа Д-1 (12)
Трухан Натальи Геннадьевны
Научный руководитель
Захарова Юлия Владимировна
Минск 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические аспекты
2 Практическая работа над проблемой сформированности изобразительных способностей у младших дошкольников………………………………16
2.1 Анализ сформированности
2.2 Занятия по рисованию нетрадиционными
техниками, как средство активизации изобразительных
способностей творческих способностей………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Проблема развития способностей
дошкольников находится сегодня
в центре внимания многих исследователей
и практиков, работающих в сфере
статей, методических пособий, сборников
игр и упражнений как по развитию
различных психических
При всем многообразии тематик
можно выделить две основные тенденции,
характеризующие теоретическое
развитие проблемы развития способностей
дошкольников и ее выход в практику:
первая связана с исследованиями
отдельных способностей и психических
процессов, с внедрением в систему
дошкольного образования
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.
В современных педагогических
и психологических
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Эта проблема актуальна, и
она подтверждается тем, что работа
по рисованию в современных
Наблюдение педагогической практики в подготовительной группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне.
Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.
Цель представленной работы: изучение процесса развития изобразительных способностей в процессе рисования у младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проведение анализа
специальной и научной
2. Проведение исследовательской
работы по выявлению
3. Разработка путей развития
творческих способностей в
Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста, их художественно-творческая деятельность в виде рисования живописными материалами.
Предмет исследования: рисование живописными материалами как фактор развития художественно- творческих способностей.
Решению задач будут способствовать методы исследования:
1. Всеобщие: изучение работ
отечественных педагогов и
2. Общенаучные: анализ, сравнение,
синтез; обобщение как
3. Разработка эффективных
приёмов активизации
Эксперимент проведен на базе «ГУО ясли – сада № 172 г. Минска».
1 Теоретические аспекты
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка эффективных приёмов развивающего обучения изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфики способностей к данному виду деятельности [13, с. 9].
Процесс создания образа складывается
из двух частей: формирование зрительного
представления и его
Первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительной (Л.А. Венгер, Н.П. Саккулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей.
Рассмотрим, как исследователи
учитывают особенности
Своеобразный подход к выделению содержания способностей в изобразительной деятельности предполагает А.Г. Ковалев. В ней есть первый компонент - ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики: ведущее свойство - художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство - острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии) [1, с.64].
Второй компонент - специальная
умелость руки, высокое развитие моторной
функции с обобщенными
Кроме этого выделяется фон
способности - эмоциональная настроенность,
легко возникающая благодаря
наличию у художника высокой
эмоциональной
Исходя их отмеченных выше
особенностей изобразительной деятельности,
можно сказать, что выделенные А.Г.
Ковалевым способности в
Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П. Саккулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению[3, с.24].
Способность к изображению состоит из трех компонентов:
1. Восприятие и связанное
с ним представление. Чтобы
научиться изображать, надо овладеть
особым способом восприятия: видеть
предмет в целом (воспринимать
содержание и форму в единстве)
2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).
Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.
3. Овладение техникой
рисунка. Технические умения и
навыки тесно слиты с
Из трех компонентов развития
способности к изображению
В дальнейших исследованиях
Н.П. Саккулиной, Т.С. Комаровой по проблеме
сенсорного воспитания дошкольников были
изучены взаимосвязи сенсорного
воспитания и обучения детей изобразительной
деятельности, представлено содержание,
доказана возможность развития ряда
их сенсорных способностей. По существу,
разработана структура
1. Способность целенаправленного
аналитико-синтетического
2. Способность формирования
обобщенного представления,
3. Способность создания
изображения предмета на
4. Способность совершать
комплекс движений под
5. Способность восприятия
создаваемого и законченного
изображения и сенсорной
6. Способность создания
изображения на основе