Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:03, курсовая работа
Цель представленной работы: изучение процесса развития изобразительных способностей в процессе рисования у младшего дошкольного возраста. Задачи:
1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей младшего дошкольного возраста;
3. Разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества……………………..6
1.1 Понятие и структура специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве…………………………….6
1.2 Особенности изобразительной деятельности дошкольников…………..11
2 Практическая работа над проблемой сформированности изобразительных способностей у младших дошкольников………………………………16
2.1 Анализ сформированности изобразительных навыков младших дошкольников…………………………………………………………….16
2.2 Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство активизации изобразительных способностей творческих способностей………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………….
б) требуется незначительная помощь, с вопросами ко взрослому обращается редко;
в) необходима поддержка, стимулирование
деятельности со стороны взрослого,
сам с вопросами ко взрослому не обращается.
Обработка результатов обследования производится
путем оценки изобразительных умений
детей по 3-х балльной системе (3- высокий
уровень, 2-средний уровень, 1- низкий уровень).
По всем критериям, в которых по три показателя:
первый (по месту за критерием) - 3 балла,
второй - 2 балла, третий - 1 балл. Например,
критерий «передача формы»:
а) форма передана точно - 3 балла;
б) есть незначительные искажения - 2 балла;
в) искажения значительные, форма
не удалась— 1 балл[1, с. 97].
Высокому уровню соответствуют дети, в
рисунках которых форма передана точно;
если изображение сложное, то части расположены
верно, пропорции предмета соблюдаются,
соблюдается пропорциональность в изображении
разных предметов, передан реальный цвет
предметов; ребенок выполняет задание
самостоятельно, без помощи педагога,
в случае необходимости обращается с вопросами;
может рисовать по самостоятельному замыслу.
Среднему уровню соответствуют дети, в
рисунках которых есть незначительные
искажения формы, строения и пропорций
изображаемого предмета есть отступления
от реальной окраски предметов; ребенку
требуется незначительная помощь, с вопросами
ко взрослому он обращается редко. Низкому
уровню соответствуют дети, в рисунках
которых наблюдаются значительные искажения
формы предмета, части предмета расположены
неверно, пропорции предмета и цвет передан
неверно; такому ребенку необходима поддержка,
стимулирование деятельности со стороны
взрослого, сам он с вопросами ко взрослому
не обращается.
Исследование проводилось во второй младшей
группе. Воспитатель Ивашко Н.В. В эксперименте
участвовало 10 детей в возрасте 3-х лет.
Большинство из них (6 человек) начали посещать
детский сад, когда им исполнилось 3 года.
Следовательно, для них систематическое
обучение изобразительной деятельности
началось впервые. С учетом этого педагог
повторяет (не полностью) программу предыдущей
группы, параллельно решая те задачи, которые
определены для второй младшей группы.
На каждом занятии по изобразительной
деятельности у детей воспитывают интерес
к рисованию, учат слушать указания взрослого,
следить за наглядным показом и выполнять
соответствующие действия, предложенные
воспитателем. Для наблюдаемой нами группы
характерны быстрые переходы процесса
изображения в игру, что свидетельствует
о подвижности воображения и общей активности
детей. Все дети любят рисовать, их интересует
сам процесс рисования. Чтобы привлечь
внимание к качеству рисунков воспитатель
рассматривает их вместе с детьми. Замысел
у детей еще очень прост, примитивен и
неустойчив. Это скорее определение темы
будущего рисунка. Процесс изображения
сопровождается рассказом, который дополняет
то, чего ребенок еще не может передать
в рисунке. У некоторых детей (Илья П., Алена
Т.) словесная характеристика преобладает
над собственно изобразительной деятельностью
и даже полностью заменяет ее при отсутствии
контроля со стороны воспитателя.
Дети уже имеют представление о том, что бывают предметы разной формы, величины и окраски. Они познакомились с линией, круглой формой, способами их передачи и сочетания в рисунке. Детей учат рисовать разные предметы, что вызывает у них живой эмоциональный отклик. Они уже могут передавать различие предметов по величине: большие и маленькие шарики, бусинки. Малыши могут в простом виде передавать строение предметов, расположение частей, рисуют высокое дерево, неваляшку. Детей учат различать и правильно называть основные цвета - красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, но воспитатель не требует точной передачи цвета предмета и позволяет использовать цвет по своему желанию, кроме изображений некоторых предметов и явлений с характерной реальной окраской (зеленая травка, желтые цыплята, белый снег). Один человек (Сережа Ш.) может различать и правильно называть оттенки цвета - розовый, голубой, коричневый, оранжевый. Он использует их в своих рисунках. В процессе занятии рисованием по желанию дети осваивают знакомую форму, обогащая ее новыми деталями. В рисовании воспитатель предлагает изображать явления природы, растительный мир: «Осенние листья по ветру летят», «Снег идет», «Стоят мухоморы на полянке», «Трава и цветы», «Дерево и солнышко». В рисунках у 4-5-и человек (Тема X., Сережа Ш., Света Щ., Люда Ю., Алена Ю.) часто появляются несовершенные по форме, но узнаваемые изображения людей и животных («Девочка собирает цветы», «Кошечка и собачка играют на травке», «Я с мамой и папой собираю грибы», «Мальчик гуляет с собачкой», «Кошечка сидит под деревом», «Кошечка мурлычет на солнышке», «Попугай сидит на дереве»).
Воспитатель формирует у детей технические навыки. Учит их правильно сидеть на занятиях рисованием: не опираться грудью о край стола, не держать локти на весу, сидеть прямо. Продолжается обучение работе с кистью, с карандашом. Детям трудно дается слитное непрерывное движение руки. В результате констатирующего эксперимента нами были выделены три уровня развития изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
В результате исследования (Рис.1) высокий уровень сформированности изобразительных навыков был отмечен у детей, в рисунках которых круглая форма передана точно; если изображение сложное, то части расположены верно, пропорции предмета соблюдаются, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов, передан реальный цвет предметов; ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; может рисовать по самостоятельному замыслу. Эти дети составляют 30% (три человека).
К среднему уровню мы отнесли
5 детей, что составляет 50% из всех экспериментируемых.
В рисунках этих детей есть незначительные
искажения формы, строения и пропорций
изображаемого предмета, есть отступления
от реальной окраски предметов; они
хорошо освоили прямую линию, но не
освоили кругообразное
Низкому уровню соответствуют дети, в рисунках которых наблюдаются значительные искажения формы предмета, части предмета расположены неверно, пропорции предмета не соблюдаются и цвет передан неверно; эти дети не освоили прямую горизонтальную линию и круглую форму, не могут вести линию без отрыва руки, рисуют ее штрихами. Быстро теряют интерес к рисованию на занятии, почти не добавляют свои детали к заданной форме; затрудняются рисовать по самостоятельному замыслу, не знают, что делать. Им необходима поддержка, постоянный контроль и стимулирование деятельности со стороны взрослого, сами они с вопросами ко взрослому не обращаются. Эти дети составляют 20% (два человека).
Рис. 1. Степень сформированности
изобразительных навыков у
Таким образом, результаты эксперимента показали, что уровень развития изобразительных навыков данной группы средний.
2.2 Занятия по рисованию нетрадиционными
техниками, как средство активизации изобразительных
способностей творческих способностей
Анализируя творческую активность младших дошкольников в изобразительной деятельности важно уделять внимание нетрадиционным техникам рисования. На занятиях по изобразительной деятельности целесообразно использовать следующие инновационные технологии:
Рисование пальчиками
Рисование ладошкой
Оттиск пробкой
Оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)
Оттиск смятой бумагой
Восковые мелки + акварель
Свеча + акварель
Выводы:
Для выявления уровня сформированности
изобразительных навыков в
С учётом полученных данных можно сделать вывод, что на занятиях по изобразительной деятельности для активизации творческой активности и воспитания интереса к занятиям изодеятельности целесообразно использовать инновационные технологии, адекватно возрасту детей.
Заключение
Творчество - интегральная деятельность
личности, необходимая каждому
Для развития детской изобразительной деятельности детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства.
Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей дошкольного возраста являются:
·приоритетное внимание к детской деятельности;
·творческий подход педагога
к отбору содержания образования, построенного
на основе интеграции, а также к
организации занятий с детьми
и к использованию
·широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно;
·широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей 3-4 лет;
·вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие), в которой протекает работа с детьми, предоставляемых им материалов;
·исключение формализма, сухости,
излишнего дидактизма, противоречащего
специфике искусства и
·изучение индивидуальных особенностей
каждого ребенка и на этой основе
осуществление индивидуального
подхода или личностно-